...В Вавилоне каждая женщина, будь она богата или бедна, один раз в жизни обязана была отдаться чужестранцу в храме богини Милитты, тождественной Иштар или Астарте, и посвятить заработанные этой религиозной проституцией деньги богине. Священная территория, прилегающая к храму, была переполнена женщинами, ожидающими своей очереди.
...Подобные обычаи господствовали во многих частях Западной Азии. Каковы бы ни были причины существования этих обычаев, придерживавшиеся их народы не усматривали в них уступку похоти, а видели в этом неотъемлемый религиозный долг.
Д.Д. Фрэзер. "Золотая ветвь", с. 311.
Инанна – в шумерской мифологии богиня плодородия, любви и войн. Одновременно почиталась как богиня небес и звезды восхода – планеты Венеры. Инанна идентифицировалась с Иштар, так же богиней плодородия, или противопоставлялась последней.
...[Инанну] называли дочерью бога неба Ана, бога луны Нанны, а также бога мудрости Энки.
(Цит. по:) Интернет. "Шумерский пантеон".
http://myfhology. narod. ru /gods/shumer/inanna.html
...древние проститутки, гетеры и гомосексуалисты называли ее своей покровительницей. Под разными именами – Астрата, Аштар, Эстер – богиня Инанна (Иштар) была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье.
(Цит. по:) Интернет. http://rbbw.msk.ru/rbbw_n/st/inn1.htm
...в среде библейских иудеев существовали другие религиозные направления, достаточно могущественные, чтобы привлекать и простых людей и их вождей, и там поклонение богиням играло столь же важную роль, как во всех других регионах, находившихся в сравнимых фазах религиозного развития.
Рафаэль Патай. "Иудейская богиня".
Екатеринбург. «У-Фактория. 2005, с. 10.
[Далее: Р. Патай. "Иудейская богиня", с указ. стр.]
Рядом с трупами (в погребениях Ура) иногда попадались своеобразные человеческие фигурки из глины. Причем фигурки эти женские. Натуралистически оформленные стройные тела обнажены до пояса, ниже краской намечено длинное платье; однако голова женщины выполнена далеко не реалистически. Только парик из темного битума говорит о женской прическе. Это голова змеи. Некоторые женские фигурки со змеиными головами держат в левой руке младенца или же кормят его левой грудью.
Э. Церен. "Библейские холмы", с. 165-166.
Другие мистерии связаны с вавилонским и ассирийским мифом о Меродахе и Драконе. Меродах, творец низшей вселенной, убивает ужасное чудовище и из его тела создает вселенную.
Мэндли П. Холл. "Энциклопедическое изложение..."
т. I, с. 100.
Вуллей сделал свое самое поразительное открытие: в царских гробницах Ура были похоронены не только цари! Казалось, в этих гробницах происходили чудовищные побоища. В одной из них Вуллей нашел несколько стражников: рядом с их трупами так и остались лежать выпавшие из рук копья и скатившиеся с голов шлемы. В углу другой лежали останки девяти придворных дам в головных уборах, которые они, вероятно, надели, идя на похороны. У входа в гробницу стояли две тяжелые кареты, а в них - скелеты
возничих ; впереди рядом со скелетами волов, впряженных в кареты, лежали скелеты слуг.
В гробнице царицы Шубат убитые придворные дамы лежали в два ряда. Там же лежал музыкант-арфист. Кисти его рук еще находились на инструменте, покрытом драгоценной инкрустацией, на котором он, очевидно, играл в тот момент, когда его настиг смертельный удар. И даже на носилках, где был установлен гроб царицы, лежали скелеты двух человек в той позе, в которой их застала смерть.
Что означали все эти находки?
Объяснение могло быть только одно: здесь в честь мертвых была принесена самая большая жертва, на какую только вообще способны люди, - человеческая жизнь. Здесь имело место человеческое жертвоприношение, и, вероятнее всего, их совершали фанатики жрецы. Положение скелетов, а также ряд других обстоятельств позволяли прийти к выводу, что все эти придворные, солдаты и слуги последовали за своими повелителями отнюдь не добровольно, как скажем, индийские вдовы, сами восходившие на костры, на которых сжигали останки их мужей. Здесь речь шла об убийстве, о настоящей резне. Это была кровавая тризна в честь мертвых правителей!
К. Керам. "Боги гробницы ученые", с. 287-288.
Нельзя сомневаться в том, что Авраам также приносил Богу кровавые жертвы и имел ясное представление о них, иначе он не понял бы повеления Божия: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение" (Быт. 22, 2).
Т.И. Буткевич. "О смысле и значении кровавых жертвоприношений".
В сборнике "Кровь в верованиях и суевериях человечества", СПб., "София", 1995, с. 248.
Ученых, открывавших памятники древневавилонского права, науки и литературы, поражал тот факт, что жизнь еврейских патриархов, как она описана в Библии, протекала по уставам судебника Хаммурапи или табличек из Нузи. Весь их быт насквозь проникнут понятиями и обычаями, принесенным из долины Тигра и Евфрата. Особенно важно подчеркнуть, что к тому времени, когда библейский рассказ был записан, эти обычаи уже давно исчезли и были преданы забвению.
Эммануил Светлов (псевдоним Александра Меня). "Магизм и единобожие". Брюссель, "Жизнь с Богом", 1971, с. 180.
[Далее: Э.Светлов. "Магизм и единобожие", с указ. стр.].
Уже у шумеров, вавилонян и ассирийцев религиозные и научные наставления давались предпочтительно в устной форме. Самые важные поучения передавались посвященным из уст в уста. «Действительно, мы не найдем, - говорит Контеней об ассиро-вавилонской литературе,- ни одного сочинения поучительного характера, в котором бы полностью излагалась соответствующая отрасль знания. Жрецы старались, чтобы доступными для народа были только такие сочинения, которые нуждались в комментариях для истолкования их скрытого смысла. В текстах постоянно повторяется выражение: "Посвященного ты должен ознакомить с этим, непосвященный не должен этого знать!"
Эрих Церен. "Библейские холмы", с. 27-28.
Мы должны полностью изменить, - с энтузиазмом записал [Вулли] в своём дневнике - наше представление о древнееврейском патриархе, учитывая что его ранние годы прошли в такой изысканной обстановке.
Он был жителем крупного города и воспринял традиции древней и высокоразвитой цивилизации. Дома в Уре были удобные, даже роскошные. Мы обнаружили записи гимнов, которые пели во время службы в храме, а также математические таблицы. В этих таблицах было всё - от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.
Вернер Келлер. "Библия как история", с. 30.
Авраам жил [в Уре] около 1900 года до н.э.
Там же, с. 63.
Раскопки Вулли дали богатейшие результаты. Но в отношении историчности Авраама эти результаты оказались явно отрицательными. Дело даже не в том, что не было найдено никаких упоминаний об Аврааме. Само отсутствие таких следов можно было бы объяснить незначительностью и безвестностью фигуры Авраама в процветавшей тогда сильной державе Ура. Впрочем и это выглядит неубедительно. В Библии рассказывается, как во главе своих рабов Авраам в союзе с одними царями побеждал других в военных столкновениях; в частности, ему даже довелось обратить в бегство такого сильного властителя как Хаммурапи (Амрафел). Значит, не такой уж мелкой фигурой был праотец, чтобы его можно было не заметить.
Но есть более серьезные обстоятельства, обнаруживающие несоответствие полученных Вулли результатов данным книги Бытие. По этим данным, Авраам был главой рода или племени, ведшего кочевое скотоводческое хозяйство на весьма примитивном культурном и техническом уровне, ни в коей мере не соответствовавшем культурно-техническому и социальному развитию рабовладельческого государства–города Ура.
Значит, если признать историческое существование Авраама, то надо либо считать его каким-то пережитком в Уре того времени, либо отнести его существование к значительно более ранним временам, чем те, которые рассматривает Вулли. Первое решение вопроса противоречит описанному в книге Бытие положению Авраама в современном ему обществе. Второе вынуждает отодвинуть его существование на одно – два тысячелетия назад по сравнению с хронологией, основываемой на Библии.
И.А. Крывелев. "Библия: историко-критический анализ", Москва. Издательство политической литературы. 1985 с. 145-146.
[Далее: И.А. Крывелев. "Библия: историко-критический анализ", с указ. стр.]
Падение III династии Ура явилось результатом прорыва аморейских (западносемитских) скотоводческих племен на поля Юго-Восточной Месопотамии; он был произведен обходным путем поперек Центральной Месопотамии, затем на юг между рекой Тигром и предгорьями Загроса в Ираке и, наконец, на запад через Тигр. События разворачивались с 2025 по 2004 (или 2003) г. до н.э. Ишби Эрра, полководец последнего урского царя Ибби Суэна, взялся обеспечить столицу хлебом и отстоять страну от нашествия; столицу он не накормил (цена на хлеб здесь выросла в 60 раз), но наступление овцеводов сдержал; однако в ходе войны уже в 2017 году Ишби Эрра создал новое, собственное государство со столицей в малоизвестном городке Иссине; государство Ура постепенно сошло на нет и в конце концов погибло, - впрочем не от амореев, а от войск соседнего Элама, воспользовавшегося неурядицами в нижней Месопотамии.
И.М. Дьяконов. "Люди города Ура". М., «Наука», 1990, с. 10-11.
[Далее: И. М. Дьяконов. "Люди города Ура", с указ. стр.]
...нашествие амореев принимало характер социального переворота и краха гигантского псевдо – "латифундистского" хозяйства царей III днастии Ура. Дезорганизация царского хозяйства и разорение или уничтожение хлебных складов на всем востоке страны привели к голоду в городах, не попавших в руки к амореям: ведь в "Царстве Шумера и Аккада" при царях Ура не поощрялись самостоятельные хозяйства, и огромное множество городского населения, а также сельской бюрократии и надсмотрщиков целиком зависело от царских пайков.
...при сложившейся теперь в стране политической и военной обстановке государство не могло брать на себя бесперебойное обеспечение постоянными пайками не только служащих, но и непосредственных производите-лей продукции; пришлось участки царской храмовой земли раздавать самим царским служащим и даже работникам, и они начали вести на них фактически частное хозяйство, хотя и не были их собственниками.
Все эти тенденции еще усилились лет сто спустя. По мере того как ирригационная система Нижней Месопотамии, никем не поддерживаемая (а каналы требуют почти ежегодного обновления), приходила в негодность, богатые поля Шумера привлекшие сюда овцеводов, которые использовали их главным образом под пастбище, быстро превращались в выжженную пустыню...
...Поэтому и овцеводам надо было перестраивать свое хозяйство. Выход они нашли в том, чтобы наниматься в качестве воинов к аккадским царям и правителям городов, получая за это небольшие участки орошенной земли, которые обрабатывали как умели. Заметим, что тогдашние овцеводы вовсе не были кочевниками – бедуинами: у них не было еще ни прирученного коня, ни верблюда, поэтому они не могли отходить далее двух дней от воды и не совершали регулярных перекочевок; при таком хозяйстве пастбища довольно быстро оскудевали и не восстанавливались, вынуждая пастушеские племена к новым переселениям, и в любом случае им трудно было обходиться без подсобного земледелия. Поэтому овцеводческие племена не были вовсе чужды земледельческой работы, и, при случае, они переходили к оседлой жизни без особого труда, хотя это и означало ухудшение их рациона: пастух питался главным образом молоком, сыром и бараниной, а земле-делец – ячменным хлебом и продукты животноводства видел гораздо реже, почти исключительно по праздникам, после жертвоприношений. Но когда начинался падеж овец от засухи, то и пастух становился земледельцем, а воином – тем более.
Там же, с. 11-13 .
Вскоре амореев в войсках оседлых царств стало так много, что wakil ammurim – "начальник западных" стало официальным воинским званием лиц старшего командного состава. В числе "аммореев" по должности появилось немало и аккадцев или, по крайней мере, таких амореев, которые полностью приняли аккадский язык и культуру.
Там же, с. 14.
...Фарра командовал царским воинством, и однажды вечером все придворные, советники, астрологи царя Нимрода собрались в его дворце на пир. В тот же вечер родился Авраам, сын Фарры, и когда гости возвращались в свои дома, то глядели на небо, потому, что огромная комета появилась на востоке, облетела горизонт и проглотила четыре звезды в разных частях небес. Астрологи не могли прийти в себя от изумления, ведь они понимали, что означает это предзнаменование, и шептали друг другу: "Новорожденный сын Фарры станет могущественным императором. У него будет много потомков, и они населят всю землю, сбросят с тронов царей и возьмут себе их земли".
Роберт Грейвс. Рафаэль Патай. "Иудейские мифы". Екатеринбург. "У-Фактория", 2005, с. 203.
[Далее: Роберт Грейвс. Рафаэль Патай. "Иудейские мифы", с указ. стр.]
Вскоре к аммореям начала переходить власть в одном месопотамском городе за другим...
И. М. Дьяконов. "Люди города Ура", c. 14.
...амморейские вожди и их дружинники не хотели и не могли поддерживать существование сложного организма государственно-хозяйственного управления : для этого у них не было ни традиций, ни своей выучки, ни специальных чиновников. По всей вероятности они ограничивались выжиманием у населения поборов. Титулы царей, составлявшиеся шумерско-аккадскими писцами по-шумерски для надписей, прославлявших новых владык, оставались громкими и традиционными. Но в хозяйственно-административной области шумерские традиции прервались. Чем заново сколачивать отряды работников, которые трудились бы в сельском хозяйстве или ремесле под надзором царских чиновников (но которых при разграбленной казне не так то легко было бы прокормить), амморейским царькам было легче раздавать захваченную государственную (да и общинную) землю отдельным лицам.
Там же, с. 15.
Когда Авраам посылает своего старшего раба из Ханаана в город Нахор, чтобы найти там жену для своего сына Исаака, то он называет этот Нахор "своей землей" (Быт. 24:4), "домом отца моего" и "землей рождения моего" (Быт. 24:7). Нахор лежит на севере Месопотамии. После завоевания "земли обетованной" Иисус Навин обращается к людям с такими словами: "За рекой жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора". (Нав. 24:2). В данном случае "река" означает, как и в других местах Библии, Евфрат. Город Ур был раскопан на правом берегу Евфрата: если глядеть из Ханаана, то он лежал не "за рекою", а на этой же стороне "реки".
Вернер Келлер. "Библия как история", с. 30-31.
Следует обратить внимание на тот факт, что в греческом переводе (Библии) нигде не упоминается Ур; вместо него мы встречаем более естественное название "земля (Халдейская)". Это может означать, что перенос родины Авраама в Ур, возможно, является следствием более поздней интерпретации, а в III веке до н.э. Ур вообще не фигурировал в качестве родины патриарха.
Там же, c. 31.
Кроме семитов оседлых, сделавшихся постоянными жителями в различных странах, оставались еще семиты кочевые, которые занимались скотоводством или пастушеством вне городов, жили в палатках и шатрах и переходили с места на место. В то время, как оседлые семиты смешивались с другими племенами, кочевые жили особняком и сохраняли в большей чистоте тип (физический и духовный облик) своей расы.
К этим чистым семитам принадлежало племя евреев.
C.М. Дубнов. "Краткая история евреев". Часть I. с. 5-6.
...Такая тесная этнографическая связь родоначальника еврейского народа с древней Халдеей, а через нее и с Вавилонией и Ассирией имеет весьма важное значение и дает наилучшее объяснение тому удивительному согласию, которое наблюдается между повествователями библейской первоистории и древнейшими традициями Халдеи, или между первыми главами книги Бытия и данными "халдейского генезиса". Очевидно, что все это – предания, вышедшие из одного общего первоисточника...
Толковая Библия, том I, с. 84.
Все рассказы о кочевом периоде их (израильтян) истории представляют тенденциозно переработанные старые предания или позднейшие выдумки.
К. Каутский. "Происхождение христианства". М., Издательство политической литературы, 1990, с. 182.
...археологические открытия нашего века доказали, что рассказы о патриархах есть запись устного предания, восходящего к началу второго тысячелетия, т.е. ко временам еще домоисеевым. Ведущий современный археолог Олбрайт, отвергнув старые гипотезы относительно мифичности патриархов (см. сноску 3), пришел к выводу, что сказания о них в основе своей достоверны.
Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 176.
Древняя молитва (Втор.26.5) прямо называет родоначальника израильтян "арами овед" - странствующим арамеянином. Арамейским был и язык евреев, которые только по переселении в Палестину стали говорить на "ханаанском наречии" (Исайя. 19.8)
Там же, c. 615.
Нигде не сказано прямо, что Аврам родился в Уре; сказано лишь, что в Уре родился Аран. Однако логика текста подсказывает, что именно в Уре происходили некоторые решающие для будущего повествования события...
Леонид Гомберг. "Авраам в Уре".
(Цит. по:) Интернет. http://www.geocities.com/katz_us_il/slovo/2/sl-014.htm
...в "Книге Юбилеев", или "Малом Бытии" о рождении Авраама сообщается следующее: "И в тридцать девятый юбилей, во вторую седьмину, в первый год взял себе Терах жену по имени Эдна, дочь Арама, сестрину дочь отца, себе в жены. И в седьмой год этой седьмины она родила сына, и он нарек ему имя Аврам, по имени отца его матери..." В этом фрагменте имеется очень важная информация, отсутствующая в Пятикнижии. Во-первых, дата рождения Авраама указана совершенно определенно: простой арифметический расчет свидетельствует о том, что, по мнению авторов "Книги Юбилеев", он родился в 1914 году от сотворения мира или в 1846 году до н. э. (Эта датировка отличается от принятой в источниках Устной традиции, вычисленной на основании данных Пятикнижия.).
Там же.
О факте рождения Авраама упоминает и еще один авторитетный источник древности - сочинение еврейского историка I века нашей эры Иосифа Флавия «Иудейские древности». Иосиф пишет: "У Пелэга, сына Эвера, был сын Рэу (Рагав), а у последнего Серуг, у которого родился сын Нахор, а от него Терах. Последний был отцом Аврама, который является десятым потомком Ноаха и родился 992 года спустя после потопа..." Эта информация повторяет семитскую генеалогию Пятикнижия за исключением датировки, которая, как говорится, не лезет ни в какие ворота. Согласно хронологии, принятой в Торе, Авраам родился спустя примерно триста лет после Потопа. Очевидно что Иосиф Флавий пользовался какой-то совершенно другой системой временных координат.
Там же.
В "Книге Юбилеев"...[сказано] что в четырнадцатилетнем возрасте он "отделился от своего отца, чтобы не поклоняться вместе с ним идолам".
Там же.
Отец его Фарра был ваятелем идолов. Мальчик был послушным и помогал отцу в его работе.
М.А. Баданин. "Древние цивилизации и пророки". Гл. 21.
В справочнике "Хронология всеобщей и русской истории" (составитель В.Л. Ранцов), С-Петербург, 1905, с. 4, "переселение евреев с Авраамом из окрестностей Ура в Ханаан" датируется 1900 годом до н.э.
Фарра с семейством мог покинуть Нижнюю Месопотамию из-за ее экономического упадка в начале XX в. до н. э. после падения Третьей династии Ура.
Александр Милитарев. "Воплощенный миф".
(Цит. по:) Интернет. http://www.jum.ru/identity/hrv.htm
...Все это, очевидно, произошло во время правления Хаммурапи – в XVII веке до н.э.
Хаммурапи уже покорил Ур, но жители города восстали. Тогда Вавилонские войска ворвались в город, ограбили храм богини Нингаль, подожгли его, как и почти все дома города.
...Развалины многих, если не всех домов, запечатлели следы этой расправы. Они были либо подожжены, либо разрушены. И тогда жители покинули город. Может быть, это было второе или третье восстание против Вавилона, потому что и сын Хаммурапи, царь Самсуилуна, разрушал стены Ура. Очевидно, он довершил дело своего отца и сравнял городские стены с землей.
В эти-то годы XVII столетия до н.э. Авраам и его семья, согласно библейской легенде, покинули Ур.
"И умер Арран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском, - сообщает Ветхий Завет, - (тогда) взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота, сына Арранова – внука своего, и Сару, невестку свою, жену Авраама, сына своего, и вышел с ним из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но дойдя до Харрана, они остановились там" ( I-я книга Моисея, II, 31).
Э. Церен. "Библейские холмы", с. 157-158.
Сооружение храма предшествовало на сотни лет предполагаемому времени рождения Авраама. И если патриарх действительно переселился из Ура в Ханаан, как о том повествует Библия, то этот самый храм, руины которого доныне высятся в долине Евфрата, был, конечно, знаком Аврааму с детства; и можно думать, что патриарх, покидая родной город в поисках обетованной земли и оглядываясь на исчезающие вдали за пальмовыми рощами дома, бросил свой прощальный взор на знаменитый храм города Ура.
Д.Д. Фрэзер. "Фольклор в Ветхом Завете".
М., Издательство политической литературы, 1986, с. 163.
Оказалось, что храмовая территория предназначалась отнюдь не только для почитания богов, а представляла собой своеобразный деловой центр. Жреческая канцелярия занималась сбором налогов. Писцы не просто фиксировали результаты на глиняных табличках, но и, как водится, составляли еженедельные, ежемесячные и годовые отчеты. В храмовых мастерских было налажено производство некоторых товаров. В прядильнях, например, производилось до двенадцати видов различных тканей. В одном из административных "офисов" обнаружены даже копии судебных приговоров, аккуратно сложенные стопками.
Леонид Гомберг. "Авраам в Уре". (Цит. по:) Интернет.
http://www.geocities.com/katz_us_il/slovo/2/sl-014.htm
Место рождения пророка Ибрахима (Авраама) всегда было предметом споров. В то время как христиане и иудеи утверждают, что Ибрахим (Авраам) родился в Южной Месопотамии, по распространенному в исламском мире мнению, местом рождения Ибрахима (Авраама) являются окрестности города Урфы - Харрана, расположенного в юго-восточной Анатолии, вблизи границ современной Сирии. Последние исторические сведения показывают, что христианские и иудейские утверждения не отражают действительность в полной мере.
Заключения иудеев и христиан опираются на сведения из Торы, в которой говорится о городе Уре в Южной Месопотамии как о месте рождения пророка Ибрахима (Авраама). Он родился и вырос в этом городе, после чего отправился в Египет, пройдя через Харранскую область (расположенную в пределах территории современной Турции). В конце долгого путешествия Ибрахим (Авраам), наконец, доходит до Египта.
Найденный не так давно экземпляр Ветхого Завета стал причиной серьезных сомнений в достоверности этой информации, так как в этом экземпляре, составленном на древнегреческом [языке] и датируемом третьим столетием до н. э., считающимся на сегодняшний день самым старым экземпляром Ветхого Завета, не встречается даже название города Ура. Сегодня большинство исследователей Ветхого Завета склоняются к мнению, что слово "Ур" появилось из-за неверного написания или же было добавлено позже. Судя по этим сведениям, пророк Ибрахим (Авраам) родился не в городе Уре, возможно, он и вовсе не бывал в этих краях.
"Жизнь пророка Ибрахима" (имя автора статьи не указано).
(Цит. по:) Интернет. http://www.pogibshiyenarodi.ru/hzibrahim.php
...войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведён в плен (пешком) в Мари. Так разрушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н.э.) на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы.
Автор не указан. (Цит.по:) Интернет. http://www.ancient.ho lm.ru/history/akkad/akkad07.htm
В Шумер вторглись полчища эламитов, устремившиеся туда из своих горных крепостей через Персидский залив, и в 1960 г. до н.э. Ур пал, покрытый горем и позором.
В отрывке, обнаруженном при археологических раскопках в Ниппуре в 1900 г., шумерийский поэт горько оплакивает падение Ура, рисуя "всеуничтожающий разгром", учиненный захватчиками, Городские стены были разрушены до основания, жилища сожжены дотла, ворота города завалены телами убитых. Сильный и слабый погибали от голода или были застигнуты пожаром в домах. Чудом уцелевшие были рассеяны кто куда. Распадались семьи, родители покидали детей, мужья — жен.
Исидор Эпштейн. "Иудаизм – История еврейского народа", глава 1 "Истоки". (Цит. по:) Интернет
http://jhistory.nfurman.com/traditions/epshtein004.htm
Царство Мари населяли амореи, которые поселились здесь давным давно и были миролюбивы. Их интересы лежали в сфере религии и обрядовости, торговли и ремёсел. Завоевания, воинская доблесть, шум битвы - всё это мало значило для них. И до сих пор мы можем видеть по статуям и картинам, как их лица излучают светлую безмятежность.
Вернер Келлер. "Библия как история", с. 59.
...Мари, курганное погребение Телль-Харири на среднем Евфрате...
...Из-под холма щебня в Мари в течение 1933-1939 и 1950-1957 годов были откопаны остатки огромного дворца, который около 3500 лет на-зад в XVII веке до н.э., принадлежал царю Симрилиму.
...На стенах дворца сохранились остатки фресок, изображающих культовую процессию. На одном большом фрагменте еще можно разобрать сцену, где царь возводится на престол божеством. Это божество – властительница неба Иштар...
...Вместо обычного для Переднего Востока изображения борьбы льва с быком на каменном сосуде из храма небесной богини в Мари изображена борьба льва со змеей. На верхнем крае одного стеатитового сосуда виднелись изображения двух змей, которые переплелись между собой. В клинописных табличках из Мари идет речь о племенах пустыни, кочевавших к северу от Мари, в районе Харрана; эти племена были воинственны, иногда занимались грабежом. Месопотамские цари вербовали их в свои войска. Тексты из Мари называют эти племена "хабиру" или "хабири" - название, которое появилось потом в других клинописных текстах; обычно его понимали как обозначение евреев.
Среди этих "хабиру" из Харрана в литературе Мари упоминается особое племя "сынов юга", племя "веньямин". В Библии Веньямин – один из сыновей Иакова.
Указание на город Харран, где жили "хабиру" и племя "веньямин" вызывает воспоминание не только о самом Иакове, который долгое время, как сообщает Библия, жил в Харране, но прежде всего о деде Иакова, Аврааме. Потому, что Авраам вышел из Ура Халдейского в Харран и только оттуда, из Харрана, пошел в Ханаан - землю "обетованную".
...Название ряда мест вблизи Харрана соответствует некоторым библейским именам. И прежде всего имя одного из братьев Авраама – Арран (I-я кн. Моисея, II, 31). Совпадают также названия и имена: Фарра, Нахор и Серух. Помимо Аррана бросается в глаза имя Фарра, которого Ветхий завет называет отцом Авраама.
Эрих Церен. "Библейские холмы", с. 127-130.
...В Париже ассирологи расшифровали глиняную табличку из дворцового архива Мари. С изумлением прочли они донесение от Баннума, офицера пограничного поста в пустыне: "Передайте моему господину, что это от слуги его Баннума. Вчера я покинул Мари и провёл ночь в Зурубане. Все бенджамины посылали сигналы с помощью костров. От Шаманум до Илум-Мулука, от Илум-Мулука до Мишлана все деревни бенджаминов в районе Терка отвечали такими же сигналами. Не знаю точно что это значит. Постараюсь узнать. Я напишу моему господину, удалось ли мне это сделать. Охрана города должна быть усилена, и моему господину не стоит выходить за ворота".
В этом донесении со сторожевого поста из района среднего течения Евфрата в XIX веке до н.э. появляется название одного из племён, известного нам из Библии: "Колено Вениаминово". Их называли бенджаминами. Об этом племени упоминали часто. Похоже, они доставляли столько неприятностей правителям Мари и причиняли такое беспокойство, что в связи с из действиями определяли целые периоды царских правлений.
Вернер Келлер. "Библия как история", с. 59-60.
...по замечанию Д. Дж. Кульмана, одна из упоминаемых в текстах групп кочевников, Вениами (Tur, Меš) – "Сыны правой стороны", была неверно отождествлена с библейским коленом Вениамина.
Диакон Илья Быстров. "Значение архивов Мари и Нузи для Библейской археологии" [курсовая работа студента I курса СПбДА].
(Цит. по:) Интернет. http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=1
..."К сожалению "бенджамины" царства Мари также бесследно растворились. Сложилось убеждение, что в текстах, найденных в Мари, название, которое переводится как "бенджамины", на самом деле означало просто "сыны правой (руки)", т.е. "сыны юга".
Вернер Келлер. "Библия как история", с. 63-64.
На закате своей весьма плодотворной научной деятельности Самуэль Крамер задаётся вопросом (9.с329): если шумеры "оставили (столь) неизгладимый отпечаток в произведениях еврейских литераторов, (то) почему тогда их (шумеров) след в Библии столь незаметен?... во всей Библии нет, похоже, ни одного упоминания о шумерах". Для объяснения "этой странной загадки" учёный приводит и развивает решение, предложенное ещё в 1941 году Анри Пёбелем и опубликованное им в Американском журнале семитских языков.
Для разъяснения данной проблемы, Крамер подробно излагает толкование одного из законов шумерской фонетики: "шумерские конечные согласные могли выпадать и не произноситься, если за ними не следовала грамматическая частица (или слово), которая начиналась с гласного (звука)". Так, слово "поле" ("ашаг"), взятое отдельно, произносилось как "аша" (без конечного "г"). Но выражение "в поле" ("ашага") уже звучало как "ашаг". Далее профессор Крамер пишет (9.с331): "теперь возвратимся к нашей проблеме и к вопросу о слове "Шумер"... Пёбеля поразило сходство имени "Шем, Сим", старшего сына Ноя", и таких имён предков-эпонимов (его потомков), как Ашур, Элам, Арам и Ебер, эпоним евреев. "Установление тождества между словами "Шем" и "Шум(ер)", однако, имело два осложнения: (налицо) разные корневые гласные "е" ("Шем") и "у" ("Шум"), а также выпадение конечного "ер" (в слове "Шумер"). В настоящее время первое из них уже не вызывает вопросов: клинописное "у" часто переходит в "е" у евреев (например, - аккадское слово "шуму" ("имя") на иврите - "шем"). Что касается второго затруднения (выпадение конечного "ер"), то теперь это можно объяснить посредством шумерского правила", приведённого выше: (отдельно взятое) слово "Шумер" должно звучать как "Шуми", или, скорее всего, "Шум" (поскольку конечный гласный звук "и" - "очень краток"), "и евреи восприняли его в форме "Шем".
"Если гипотеза Пёбеля верна и (наименование) "Шем" (родоначальник семитов) идентично слову "Шумер", мы должны допустить, - заключает Крамер, - что еврейские авторы Библии, или хотя бы некоторые из них, считали шумеров изначальными предками еврейского народа... Значительная доля шумерской крови текла в жилах предков Авраама, которые в течение целых поколений жили в Уре и других шумерских городах. Что касается шумерской культуры и цивилизации, нет сомнения в том, что протоевреи (отцы Авраама) впитали и ассимилировали многое из жизни шумеров".
Михаил Зильберман. "Истоки. История, мифология и религия предков древних евреев".
(Цит. по :) Интернет. http://berkovich- zametki.com/2005/Starina/ Nomer12/Zilberman1.htm
Даган, по происхождению не месопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию ок. 2000 г. до н.э. Главный бог города Мари на Среднем Евфрате. В Шумере в его честь был назван город Пузриш-Даган. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган ("Даган услы-шал") и Иддин-Даган ("данный Даганом") свидетельствуют о распространённости его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон. Храм Дагана раскопан в Рас-Шамре (древнем Угарите) в Финикии. Супругой Дагана считалась Шала.
"Месопотамия, древняя цивилизация". (Цит. по:) Интернет.
http://www.krugosvet.ru/articles/56/1005640/print.htm
Дагон (финик.), Даган (угаритск., аккадск.) (dgn; dâgôn, "колос" или уменьшительное от даг, dâg, «рыба»), западносемитский (ханаанейско-аморейский, позже также филистимлянский) бог. Судя по значению имени, покровитель земледелия или рыбной ловли; видимо, первоначально бог - податель пищи. В Угарите Д. связан с богом бури и плодородия Балу (Алийану-Балу; ср. Д. в аккадской мифологии), отцом которого считался наряду с верховным богом Илу [согласно Евсевию Кесарийскому, одна из наложниц Урана (в данном случае соответствующего, очевидно, Илу), мать Балу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана]. По финикийской теогонии Санхонйатона - Филона, Дагон. - сын Урана - неба (соответствующего, по-видимому, Баалшамему) и Геи - земли, брат Эла (Илу). У филистимлян в конце 2 - начале 1-го тыс. до н. э. Д. - верховное божество, бог войны; вероятно, это представление заимствовано от дофилистимского (ханаанейского) населения палестинского побережья. В городе Бет-Шеан (Северная Палестина) Дагон связан с Астартой.
(Цит. по:) Интернет. http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_5005.html
Если ты думаешь, что Терах покинул Ур Халдейский, чтобы покаяться за свои прошлые грехи, то ты ошибаешься. Правда же состоит в том, что он бежал ради своей жизни, ибо те, кто проживал с ним в одном городе, хотели его убить.
Когда они увидели, что Аврам спасён из печи огненной, то сказали Тераху: "Это ты ввел нас в заблуждение своими идолами". И из страха перед ними Терах покинул Ур. Когда же он достиг Харрана, то не пошёл дальше, ибо написано: И пошёл Аврам, и говорил с ним Господь; и с ним пошёл Лот, а Терах не упомянут.
"Блеск (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского)". Gesamtherstellung Kastner & Callvey, Forstinning, Германия, 1994. (Цит. по:) Интернет
https://lib.misto.kiev.ua/RELIGION/IUDAIZM/zohar.dhtml#1
К 1850 году до н.э. Авраам вывел свой клан из Месопотамии.
Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 172.
Продолжение - Часть II (см. Дополнение I.).