"От Имени и по поручению"

( Калейдоскоп мнений )

    

    
Часть I.

    

    


Золотой шлем царя Мескаламдуга из царской гробницы в Уре. Приблизительно 2600 г. до н.э. [Багдад, Иракский музей].

    

    "Ввиду давнего утопления трупа возраст и пол установить невозможно, но, судя по бороде, это был еврей".

    Из акта судебной медэкспертизы. Газета "Труд" № 209 (21435).

    7 сентября 1991 г., с. 4.

    
От составителя

    "О не думайте, что я действительно затеваю поднять еврейский вопрос!" Я написал это заглавие в шутку..." - записал Ф.М. Достоевский в своём "Дневнике писателя" в марте 1877 года* и добавил: "Вопрос этот не в моих размерах". То, что Фёдор Михайлович считал необходимым сказать о евреях, "не поднимая" при этом "еврейского вопроса", и было понято в "период застоя" как шутка. Очевидно, именно по этой причине пресловутый XXV том готовился к изданию как-то очень уж долго, а изданный, необычайно быстро был раскуплен, как подписчиками так и иными любителями юмора. Даже в чисто денежном выражении (на "чёрном рынке") "в схватке рукопашной один он стоил двух".

    "Вечный путь из боя в бой" - вот что уловил в истории "избранного народа" Достоевский; и "Вот что, канальство, заманчиво!" - говаривал ещё гоголевский городничий. А ведь Достоевский действительно ограничился тем, что сам называл "некоторое суждение моё". Всё это "суждение" в купе и по объёму-то всего в небольшую брошюру. Но "мал клоп, да вонюч!".

    И письма "полетели", как поётся в популярной песне... "за дождями - метели... по бульварам столицы" (тогда, естественно, северной). Вскоре Фёдору Михайловичу пришлось записать в своём дневнике: "Они серьёзно и с горечью упрекают меня за то, что я на них "нападаю"...!"

    Всем известно, что классик отечественной литературы был азартным игроком. "Достоевский за рулеткой" - название известной книги. Однако, особенности "русского" варианта этой игры с характерными щелчками курка и зловещими поворотами металлического барабана должны были напомнить писателю о его собственных ошибках, чуть не закончившихся трагедией.

    Так как же автор "Бесов", с его жизненным опытом, удивительной интуицией...?

    Крылья двуглавого Феникса, как крылышки прокладки, якобы "плотно прилегают" к тщедушному подданному - любителю справедливых и "нестандартных" суждений, создавая иллюзию присутствия несуществующих единоверцев, непреклонных, но с хорошими манерами. Они как бы молчаливо ждут. Ждут, когда знаменитый писатель, сиречь выдающийся мыслитель (это у нас всегда "в одном флаконе") наконец-то выскажется на эту тему. А писатель, собственно, не видит особых препятствий, чувствуя "в душе своей силы необъятные". А затем следует головокружительный прыжок его могучего интеллекта из "чайников" в "продвинутые", эдакий беспосадочный перелёт "вверх пятками" (как выразился Д.C. Мережковский), минуя промежуточные "аэродромы", то есть, собственно, сбор данных о предмете исследования.

    Иной пример, в известном смысле, заразителен. Подобные "перелёты" в конце XIX - начале XX вв. поочерёдно совершали Владимир Соловьёв, объявленный почему-то в литературных кругах "знатоком Каббалы"; судя по всему совершенно незнакомый с иудаизмом Бердяев и другие не менее уважаемые философствующие русские писатели. Но ведь если сам Бердяев взялся, то это серьёзно! А нужно-ли было серьёзно-то? Читаешь, например, из Льва Тихомирова, а в голове почему-то звучит из Мольера, нараспев: "В мамамуши путь нелёгкий..."

    Один только неподражаемый Василий Васильевич Розанов подошёл к означенной проблеме с достаточной долей иронии, в том числе и в отношении собственных познаний. "Лёгкость в мыслях (его) совершенно необыкновенная", конечно в самом хорошем смысле. Да так и надо! Ведь сравнивал же А.С. Шмаков чтение Талмуда с "путешествием по зыбучим пескам", а в таком походе "гири" цитат из общедоступных европейских энциклопедий только мешают и силы, подчас, приходится находить исключительно в свойственном простонародью материковом оптимизме.

    Вспоминается песня, которую пели в пригородных поездах лет так сорок назад. Тема "баллады" почти трагическая: богатый гость Садко, во время дальней экспедиции по мировому океану неожиданно востребован разгневанным морским царём (под угрозой уничтожения незатейливой посудины, со всей загруженной в неё "хурдой-бурдой"). И каково же душевное состояние былинного героя:

    "Садко не унывает,

    Берёт свой чемодан,

    В стаканчик наливает

    Искрящийся нарзан..."

    "Чайнику" излишняя серьёзность как слишком мощная горелка, противопоказана - можно распаяться. Его респектабельность - это умеренное позвякивание крышкой, а не наградами, полученными по совершенно иному поводу. А кроме того, современный "чайник" может воспользоваться специальной литературой, во времена Достоевского и Пыпина ещё только формировавшейся в умах просветителей из североамериканских культурных центров.

    Эта литература стала доступна передовой части нашего общества лишь во времена "холодной" войны. Одним из наиболее известных авторов таких исследований по праву считается Эммануил Светлов, оказавшийся впоследствии невинно убиенным православным священником (с другим именем) и ставший настоящим кумиром свободомыслящих (в области истории религий) вечных студентов и партийцев с двойным интеллектуальным гражданством.

    Правда, пользоваться трудами батюшки Светлова считаю целесообразным только в отдельных фрагментах, ибо усматриваю в них слишком жёсткую, если можно так выразиться, привязку к канве ветхозаветного повествования. В то же время попытка даже самого робкого прикосновения к сложнейшему вопросу о формировании еврейской нации и, тем паче, иудаизма, как национальной религии, требует, на первых порах, уже упомянутого мной оптимизма, как у готового прыгнуть за борт богатого гостя.

    Учитывая изложенное выше, как бы "красной нитью" в лабиринте различных суждений я поместил ряд избранных мною цитат из книги другого автора - госпожи С. Пилкингтон. Эта "тощая" книжечка так и называется - "Иудаизм".

    Искренне надеюсь, что даже "обросшая" противоречивыми суждениями, эта нить не покажется "быстрым разумом" российским читателям "красно-коричневой".

    С искренним уважением. А.Я. Цвет.

    

    

    

    Месопотамия считалась "колыбелью рода человеческого", ибо там зародились первые большие государства Востока: Вавилония и Ассирия. Там семиты так распространились, что с течением времени с ними смешалась большая часть туземного населения; семитический язык сделался разговорным языком вавилонян и ассирийцев; многие цари в обоих государствах были из рода семитов.

    С.М. Дубнов. Краткая история евреев (Учебник еврейской истории для школы и самообразования). Издание 13-е. Часть I. Спб.,

    типография товарищества "Общественная польза", 1912, с. 5. [Далее: С.М. Дубнов. Краткая история евреев, с указ. части и стр.]

    

    ...шумеры, темноволосый, не принадлежащий к семттической ветви народ, "черноголовые", как их называют в надписях, пришли в район дельты Евфрата и Тигра последними. До них страна уже была заселена, по всей вероятности, двумя различными семитическими племенами. Шумеры принесли с собой более высокую, в основном вполне сформировавшуюся культуру, которую они навязали семитам. ...язык шумеров похож на древнетурецкий (общетюркский). Судя по внешнему облику, они должны были принадлежать к индоевропейцам. Это всё, что мы о них знаем; дальше начинается область чистых гипотез. Люди, которые поклонялись богам, живущим на вершинах гор, и сооружали для них искусственные горы - зиккураты, не могли быть родом с равнинных мест.

    К. Керам. "Боги, гробницы, учёные". М., Издательство иностранной литературы, 1963, с. 290.

    [Далее: К. Керам. "Боги, гробницы, учёные", с указ. стр.].

    

    В конце III тыс. до н.э. большие группы западносемитских племён, амореи, заполнили Месопотамию, Сирию и Ханаан, захватили контроль над большинством городов и образовали собственные аморейские государства. Одним из них был, например, Вавилон в период правления знаменитого царя Хаммурапи в XVIII в. до н.э. Накопившиеся за последние десятилетия письменные и материальные свидетельства говорят в пользу того, что амореи пришли не из Северной Аравии или района Сирийской пустыни, как считалось раньше, а с севера, из северо-западной Месопотамии.

    Другая массовая волна западных семитов, арамеи (арамейцы), пришла в Сирию, центральную и южную Месопотамию значительно позднее, в XII-XI вв. до н.э. Передвижения этих племён свидетельствуют о том, что их исходной точкой была опять-таки северо-западная Месопотамия.

    Известно, что первое семитское государство, Аккад, в центральной Месопотамии создали не западные, а восточные семиты. Они же впоследствии подчинили и своего южного соседа – Шумер. История отношений между этими двумя государствами свидетельствует, что аккадцы пришли не с юга, а с севера, как и все западные семиты.

    …уход семитов с их прародины в верховьях Тигра и Евфрата был вызван передвижением индоевропейских и индоарийских племён, которые, в свою очередь, были постепенно выдавлены экологической катастрофой с собственной прародины в районе Чёрного моря. В процесс миграции племён оказались вовлечены и хурриты – коренное население Закавказья и северо-восточной Анатолии. Уходя из Причерноморья, индоарийские племена «сдвинули» хурритов на юг, в северную Месопотамию, где они столкнулись с жившими там семитами. Вторжение хурритов в верховья Тигра и Ефрата привело к массовому уходу на юг сначала восточных семитов – аккадцев, а позднее и западных семитов – амореев. Место ушедших амореев заняли, с одной стороны хурриты, а с другой – арамеи, западносемитский этнос, родственный тем же амореям. Так в районе Харрана появились арамеи или арамейцы, к которым некоторые библейские тексты ошибочно причисляют патриарха Авраама и его родню. На своём пути на юго-восток некоторые индоарийские племена не просто «сдвинули» хурритов, но и частично смешались с ними. В результате этого в составе хурритов появились такие индоарийские группы, как марьяну.

    Липовский И.П. «Библейский Израиль: история двух нородов». Спб., Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2010,

    с. 16, 21-22. [Далее: Липовский И. П. «Библейский Израиль: история двух нородов», с указ. cтр.]

    

    Вывод о появлении членораздельной и значимой речи около 100 тысяч лет назад сделал британский профессор Пол Мелларс на основе анализа древнейших орудий труда. Всё говорит о том, что именно в эту эпоху с человечеством произошли невероятные изменения, когда появился современный язык. Прежде всего, появились сложные орудия труда, причём поражает их многообразие. Это следствие того, что мышление человека стало образным. «В начале эволюции человека ничего подобного не существовало, орудия труда и методы общения были до предела примитивные и скупые на слова и их значение», - считает Мелларс.

    Им сделано и другое открытие, что качественное изменение в жизни человечества произошло в географическом районе, где в настоящее время находится Израиль. В результате, по мнению ученого, именно эта страна является колыбелью современного человечества, а населявшим его древнейшим племенам мы обязаны появлением современной речи и языка.

    Сергей Деменко. «Обрели речь». «Российская газета» 24.09.2010г. [№ 216 (5295)], с. 14.

    

    По мнению Мелларса, работающего в Кембриджском Университете, на указанной территории произошло настоящее чудо. Иначе и нельзя назвать то, что речь человека, ограниченно общавшегося почти в течение двух миллионов лет, начала развиваться ускоренными темпами. Напомним, как ранее сообщал «Росбалт», экперты доказали генетическое единство евреев. В результате масштабного исследования еврейских диаспор по всему миру было подтверждено, что евреи генетически ближе друг к другу, чем к другим жителям их стран. Группа ученых изучила генетические образцы евреев из 14 стран мира и сравнила их с генами представителей 69 других народов. Их выводы подтверждают теории о том, что большинство евреев – потомки древнего населения Израиля и других территорий, расположенных в восточной части Средиземного моря. Эта область исторически известна как Левант.

    «Евреи научили людей говорить осмысленно». Сообщение информационного агенства «Росбалт» 22.09.2010г.

    (Цит. по:) Интернет. http://www.rosbalt.ru/print/773997.ht

    

    По достоверному предположению таких выдающихся ориенталистов, как Г. Смит и Раулинсон, библейский Ур Халдейский есть не что иное, как город Хур - знаменитая древняя столица Халдеи (см. сноску 1), лежавшая недалеко от современного местечка Мугейр в области южной Вавилонии...

    "Толковая Библия" (под ред. А.П. Лопухина). Том I. Стокгольм, Институт перевода Библии, 1987, с. 84.

    [Далее: "Толковая Библия", с указ. тома и стр.].

    

    Из клинописных надписей явствовало, что Ур был столицей великих шумеров.

    Вернер Келлер. "Библия как история". М., "Крон-Пресс", 1998, с. 23.

    

    

    Горожане Ура жили в больших двухэтажных котеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Прочные нижние этажи были построены из обожжённого кирпича, верхние – из сырцового. Стены были аккуратно оштукатурены и выбелены.

    Там же, с. 29.

    

    В городе Уре, как и в других древних городах Месопотамии, в центре площади c храмами возвышалась многоступенчатая массивная башня - зиккурат. Крепкие стены толщиной 2-4 метра образовывали два суживающихся кверху этажа. Основание башни представляло собой прямоугольник длиной 60 и шириной 45 метров. От него к нижней террасе вели лестницы. Там был просторный двор с бассейном и помещение для посвященных с алтарем, сокровищницей и другими сооружениями. На полу террасы было обнаружено тщательно сделанное прямоугольное отверстие разером 4,5 на 3,25 метра при глубине около 1 метра. Пол был вымощен тремя слоями больших неотёсанных известковых блоков. Углубление было заполнено очень чистой пережжёной землёй красного цвета. “Под землёй не было найдено ничего такого, что могло бы объяснить назначение этого сооружения”, писал Вулли (см. сноску 2). Возможно это был фундамент алтаря. При этом Вулли вспоминает алтари детей Израиля времён Моисея, которые при их закладке тоже пользовались необработанным камнем.

    Эрих Церен. "Библейские холмы". М., “Правда”, 1986, с 163-164.

    [Далее: Эрих Церен. “Библейские холмы”, с указ. стр.].

    

    Не закладывай Мне жертвенника из камней тёсанных, ибо размахнулся ты на камень теслом твоим, камень тот осквернён.

    Исход, 20:22.

   

    Ибо эти камни служат символом скалы, которая играет такую большую роль в Библии… В глубокой древности этот символ был по меньшей мере образом небесной скалы или дерева, колонны или небесного столпа – Млечного пути.

    Эрих Церен. “Библейские холмы”, с. 164.

    

    В стенах башни Ура исследователи нашли множество глиняных конусов…

    Там же, с. 29.

    

    …мы можем предположить, что речь идёт о разновидности Великой богини материнства и плодородия, чей культ, видимо с древних времён, был распространён по всей Западной Азии. ...Богиню изображали в виде простого белого конуса или пирамиды...

    Джеймс Джордж Фрэзер. "Золотая ветвь". М., Издательсьво политической литературы, 1983, с. 311.

    (Далее: Д. Д. Фрэзер. “Золотая ветвь”, с указ. стр.).

    

    Миф о Таммузе и Иштар является самым ранним примером аллегории об умирающем боге и восходит, по-видимому, к 4000 г. до Р.Х. (см. книгу Льюиса Спенса «Вавилон и Ассирия»). Из-за плохой сохранности табличек, на которых записаны легенды, невозможно уловить больше, чем фрагментарные детали обрядов Таммуза. Будучи изотерическим богом солнца, Таммуз не занимал первых мест среди божеств, которым поклонялись вавилоняне, лишенные глубокого понимания значимости этого бога и считавшие его богом земледелия и духом растительности. Сперва он понимался как один из стражей, стоявших у ворот в подземный мир. Подобно другим богам – спасителям, он упоминался как «пастырь» или «повелитель пастушеских стад». Таммуз занимал примечательное положение сына и мужа Иштар, вавилонской и ассирийской Матери-Богини. Иштар, которой посвящена планета Венера, была наиболее почитаемым божеством вавилонского и ассирийского пантеона. Она, вероятно, была тождественна Астарте и Афродите. История ее схождения в подземный мир в поисках эликсира, который только и мог вернуть к жизни Таммуза, является ключом к ритуалам ее мистерий. Таммуз, празнества в честь которого проходили как раз накануне летнего солнцестояния, умер в месяце, который в древности носил его имя, и был похоронен с соответствующими почестями. Обстоятельства его смерти неизвестны, но Иштар обвинялась Издубаром (Нимродом) в том, что она, самое малое косвенно, была причиной его гибели. Воскрешение Таммуза было великой радостью, и при этом он рассматривался как «искупитель» своего народа.

    С распростертыми крыльями Иштар, дочь Син (Луна), слетела вниз к воротам смерти. Дом мрака – обиталище бога Иркалла – описывается как место «откуда нет возврата». Там нет света, живущие там питаются землей и пребывают в пыли. На запорах ворот дома Иркалла осела пыль, а стражники были покрыты перьями, как птицы. Иштар потребовала от них открыть ворота, заявив, что если они не сделают этого, она сокрушит ограду, сорвет ворота с петель и разбудит мертвых пожирателей живого.

    Стражники попросили ее потерпеть, потому, что они должны сходить к царице Гадеса и спросить у нее разрешения пропустить Иштар, но только тем путем, каким входят в этот скорбный дом все другие. Иштар, следовательно, должна была спуститься через семь ворот, которые вели в глубины подземелья. У первых ворот у нее сняли корону; у вторых – серьги; у третьих – ожерелье; у четвертых – украшения с груди; у пятых – пояс; у шестых – браслеты с ног и рук; у седьмых – накидку с тела. Иштар протестовала всякий раз, когда у нее изымалась очередная вещь, но ей говорили, что это обычная процедура для всех, кто входит в обитель смерти. Взбешенная при появлении Иштар, хозяйка Гадеса наслала на нее болезни и заточила в подземелье.

    Поскольку Иштар представляла дух плодородия, eе исчезновение остановило созревание урожая и рост всего живого на земле.

    …Боги, осознав, что потеря Иштар грозит дезорганизацией всей Природы, послали своего представителя в подземный мир и потребвали её освобождения. Хозяйка Гадеса была вынуждена подчиниться, и на Иштар вылили живую воду. Это вылечило Иштар от всех насланных на нее напастей, и она проделала обратный путь через семь ворот, у каждых ей отдавалась изъятая у нее вещь.

    ...Не существует свидетельства о том, сохранила ли Иштар живую воду, которая должна была бы оживить Таммуза.

    ...Мистерии Адониса праздновались ежегодно во многих частях Египта, Финикии и Вавилона. Имя Адонис означает «Повелитель»; оно прилагалось к солнцу, а позднее было заимствовано евреями как экзотерическое имя для их Бога. Смирна, мать Адониса, была обращена в дерево богами, а через некоторое время ствол раскрылся и на свет появился ребенок. Согласно другой версии ребенок был освобожден кабаном, который подточил материнское дерево клыками. Адонис родился в полночь 24 декабря, а в связи с его несчастной смертью были установлены мистерии, означавшие спасение его народа. В еврейский месяц Таммуз (другое имя этого божества) он был убит диким кабаном, посланным богом Арсом (Марсом).

    ...Поначалу Адонис был андрогинным существом, божеством представлявшим солнечную силу, которая зимой убивалась злым принципом холода кабаном. Через три дня (месяца) пребывания в могиле, на 25 день марта, Адонис триумфально, под восторженные крики жрецов и последователей воскрес.

    Мендли П. Холл. "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской

    символической философии". Том I. Новосибирск. ВО «Наука», 1992, с. 97-100.

    [Далее: Мендли П. Холл. "Энциклопедическое изложение..." с указ. тома и стр.].

    

    ...В Вавилоне каждая женщина, будь она богата или бедна, один раз в жизни обязана была отдаться чужестранцу в храме богини Милитты, тождественной Иштар или Астарте, и посвятить заработанные этой религиозной проституцией деньги богине. Священная территория, прилегающая к храму, была переполнена женщинами, ожидающими своей очереди.

    ...Подобные обычаи господствовали во многих частях Западной Азии. Каковы бы ни были причины существования этих обычаев, придерживавшиеся их народы не усматривали в них уступку похоти, а видели в этом неотъемлемый религиозный долг.

    Д.Д. Фрэзер. «Золотая ветвь», с. 311.

    

    Инанна – в шумерской мифологии богиня плодородия, любви и войн. Одновременно почиталась как богиня небес и звезды восхода – планеты Венеры. Инанна идентифицировалась с Иштар, так же богиней плодородия, или противопоставлялась последней.

     ...[Инанну] называли дочерью бога неба Ана, бога луны Нанны, а также бога мудрости Энки.

    (Цит. по:) Интернет. «Шумерский пантеон».

    http://myfhology. narod. ru /gods/shumer/inanna.html

    

    ...древние проститутки, гетеры и гомосексуалисты называли ее своей покровительницей. Под разными именами – Астрата, Аштар, Эстер – богиня Инанна (Иштар) была главным женским божеством у многочисленных древних народов, населявших Ближний Восток и Средиземноморье.

    (Цит. по:) Интернет. http://rbbw.msk.ru/rbbw_n/st/inn1.htm

    

    ...в среде библейских иудеев существовали другие религиозные направления, достаточно могущественные, чтобы привлекать и простых людей и их вождей, и там поклонение богиням играло столь же важную роль, как во всех других регионах, находившихся в сравнимых фазах религиозного развития.

    Рафаэль Патай. «Иудейская богиня». Екатеринбург. «У-Фактория. 2005, с. 10.

    [Далее: Р. Патай. «Иудейская богиня», с указ. стр.]

    

    Рядом с трупами (в погребениях Ура) иногда попадались своеобразные человеческие фигурки из глины. Причем фигурки эти женские. Натуралистически оформленные стройные тела обнажены до пояса, ниже краской намечено длинное платье; однако голова женщины выполнена далеко не реалистически. Только парик из темного битума говорит о женской прическе. Это голова змеи. Некоторые женские фигурки со змеиными головами держат в левой руке младенца или же кормят его левой грудью.

    Э. Церен. «Библейские холмы», с. 165-166.

    

    Другие мистерии связаны с вавилонским и ассирийским мифом о Меродахе и Драконе. Меродах, творец низшей вселенной, убивает ужасное чудовище и из его тела создает вселенную.

    Мэндли П. Холл. «Энциклопедическое изложение…» т. I, с. 100.

    

    Вуллей сделал свое самое поразительное открытие: в царских гробницах Ура были похоронены не только цари! Казалось, в этих гробницах происходили чудовищные побоища. В одной из них Вуллей нашел несколько стражников: рядом с их трупами так и остались лежать выпавшие из рук копья и скатившиеся с голов шлемы. В углу другой лежали останки девяти придворных дам в головных уборах, которые они, вероятно, надели, идя на похороны. У входа в гробницу стояли две тяжелые кареты, а в них - скелеты возничих ; впереди рядом со скелетами волов, впряженных в кареты, лежали скелеты слуг.

    В гробнице царицы Шубат убитые придворные дамы лежали в два ряда. Там же лежал музыкант-арфист. Кисти его рук еще находились на инструменте, покрытом драгоценной инкрустацией, на котором он, очевидно, играл в тот момент, когда его настиг смертельный удар. И даже на носилках, где был установлен гроб царицы, лежали скелеты двух человек в той позе, в которой их застала смерть.

    Что означали все эти находки?

    Объяснение могло быть только одно: здесь в честь мертвых была принесена самая большая жертва, на какую только вообще способны люди, - человеческая жизнь. Здесь имело место человеческое жертвоприношение, и, вероятнее всего, их совершали фанатики жрецы. Положение скелетов, а также ряд других обстоятельств позволяли прийти к выводу, что все эти придворные, солдаты и слуги последовали за своими повелителями отнюдь не добровольно, как скажем, индийские вдовы, сами восходившие на костры, на которых сжигали останки их мужей. Здесь речь шла об убийстве, о настоящей резне. Это была кровавая тризна в честь мертвых правителей!

    К. Керам. "Боги гробницы ученые", с. 287-288.

    

    Нельзя сомневаться в том, что Авраам также приносил Богу кровавые жертвы и имел ясное представление о них, иначе он не понял бы повеления Божия: "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение" (Быт. 22, 2).

    Т.И. Буткевич. "О смысле и значении кровавых жертвоприношений".

    В сборнике "Кровь в верованиях и суевериях человечества", СПб., "София", 1995, с. 248.

    

    Ученых, открывавших памятники древневавилонского права, науки и литературы, поражал тот факт, что жизнь еврейских патриархов, как она описана в Библии, протекала по уставам судебника Хаммурапи или табличек из Нузи. Весь их быт насквозь проникнут понятиями и обычаями, принесенным из долины Тигра и Евфрата. Особенно важно подчеркнуть, что к тому времени, когда библейский рассказ был записан, эти обычаи уже давно исчезли и были преданы забвению.

    Эммануил Светлов (псевдоним Александра Меня). "Магизм и единобожие". Брюссель, "Жизнь с Богом", 1971, с. 180.

    [Далее: Э.Светлов. «Магизм и единобожие», с указ. стр.].

    

    Уже у шумеров, вавилонян и ассирийцев религиозные и научные наставления давались предпочтительно в устной форме. Самые важные поучения передавались посвященным из уст в уста. «Действительно, мы не найдем, - говорит Контеней об ассиро-вавилонской литературе,- ни одного сочинения поучительного характера, в котором бы полностью излагалась соответствующая отрасль знания. Жрецы старались, чтобы доступными для народа были только такие сочинения, которые нуждались в комментариях для истолкования их скрытого смысла. В текстах постоянно повторяется выражение: "Посвященного ты должен ознакомить с этим, непосвященный не должен этого знать!"

    Эрих Церен. "Библейские холмы", с. 27-28.

    

    Мы должны полностью изменить, - с энтузиазмом записал [Вулли] в своём дневнике - наше представление о древнееврейском патриархе, учитывая что его ранние годы прошли в такой изысканной обстановке.

    Он был жителем крупного города и воспринял традиции древней и высокоразвитой цивилизации. Дома в Уре были удобные, даже роскошные. Мы обнаружили записи гимнов, которые пели во время службы в храме, а также математические таблицы. В этих таблицах было всё - от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.

    Вернер Келлер. "Библия как история", с. 30.

    

    Авраам жил [в Уре] около 1900 года до н.э.

    Там же, с. 63.

    

    Раскопки Вулли дали богатейшие результаты. Но в отношении историчности Авраама эти результаты оказались явно отрицательными. Дело даже не в том, что не было найдено никаких упоминаний об Аврааме. Само отсутствие таких следов можно было бы объяснить незначительностью и безвестностью фигуры Авраама в процветавшей тогда сильной державе Ура. Впрочем и это выглядит неубедительно. В Библии рассказывается, как во главе своих рабов Авраам в союзе с одними царями побеждал других в военных столкновениях; в частности, ему даже довелось обратить в бегство такого сильного властителя как Хаммурапи (Амрафел). Значит, не такой уж мелкой фигурой был праотец, чтобы его можно было не заметить.

    Но есть более серьезные обстоятельства, обнаруживающие несоответствие полученных Вулли результатов данным книги Бытие. По этим данным, Авраам был главой рода или племени, ведшего кочевое скотоводческое хозяйство на весьма примитивном культурном и техническом уровне, ни в коей мере не соответствовавшем культурно-техническому и социальному развитию рабовладельческого государства–города Ура.

    Значит, если признать историческое существование Авраама, то надо либо считать его каким-то пережитком в Уре того времени, либо отнести его существование к значительно более ранним временам, чем те, которые рассматривает Вулли. Первое решение вопроса противоречит описанному в книге Бытие положению Авраама в современном ему обществе. Второе вынуждает отодвинуть его существование на одно – два тысячелетия назад по сравнению с хронологией, основываемой на Библии.

    И.А. Крывелев. «Библия: историко-критический анализ», Москва. Издательство политической литературы. 1985 с. 145-146.

    [Далее: И.А. Крывелев. "Библия: историко-критический анализ", с указ. стр.]

    

    Падение III династии Ура явилось результатом прорыва аморейских (западносемитских) скотоводческих племен на поля Юго-Восточной Месопотамии; он был произведен обходным путем поперек Центральной Месопотамии, затем на юг между рекой Тигром и предгорьями Загроса в Ираке и, наконец, на запад через Тигр. События разворачивались с 2025 по 2004 (или 2003) г. до н.э. Ишби Эрра, полководец последнего урского царя Ибби Суэна, взялся обеспечить столицу хлебом и отстоять страну от нашествия; столицу он не накормил (цена на хлеб здесь выросла в 60 раз), но наступление овцеводов сдержал; однако в ходе войны уже в 2017 году Ишби Эрра создал новое, собственное государство со столицей в малоизвестном городке Иссине; государство Ура постепенно сошло на нет и в конце концов погибло, - впрочем не от амореев, а от войск соседнего Элама, воспользовавшегося неурядицами в нижней Месопотамии.

    И.М. Дьяконов. "Люди города Ура". М., «Наука», 1990, с. 10-11.

    [Далее: И. М. Дьяконов. «Люди города Ура», с указ. стр.]

    

    ...нашествие амореев принимало характер социального переворота и краха гигантского псевдо – «латифундистского» хозяйства царей III днастии Ура. Дезорганизация царского хозяйства и разорение или уничтожение хлебных складов на всем востоке страны привели к голоду в городах, не попавших в руки к амореям: ведь в «Царстве Шумера и Аккада» при царях Ура не поощрялись самостоятельные хозяйства, и огромное множество городского населения, а также сельской бюрократии и надсмотрщиков целиком зависело от царских пайков.

    ...при сложившейся теперь в стране политической и военной обстановке государство не могло брать на себя бесперебойное обеспечение постоянными пайками не только служащих, но и непосредственных производите-лей продукции; пришлось участки царской храмовой земли раздавать самим царским служащим и даже работникам, и они начали вести на них фактически частное хозяйство, хотя и не были их собственниками.

    Все эти тенденции еще усилились лет сто спустя. По мере того как ирригационная система Нижней Месопотамии, никем не поддерживаемая (а каналы требуют почти ежегодного обновления), приходила в негодность, богатые поля Шумера привлекшие сюда овцеводов, которые использовали их главным образом под пастбище, быстро превращались в выжженную пустыню...

    ...Поэтому и овцеводам надо было перестраивать свое хозяйство. Выход они нашли в том, чтобы наниматься в качестве воинов к аккадским царям и правителям городов, получая за это небольшие участки орошенной земли, которые обрабатывали как умели. Заметим, что тогдашние овцеводы вовсе не были кочевниками – бедуинами: у них не было еще ни прирученного коня, ни верблюда, поэтому они не могли отходить далее двух дней от воды и не совершали регулярных перекочевок; при таком хозяйстве пастбища довольно быстро оскудевали и не восстанавливались, вынуждая пастушеские племена к новым переселениям, и в любом случае им трудно было обходиться без подсобного земледелия. Поэтому овцеводческие племена не были вовсе чужды земледельческой работы, и, при случае, они переходили к оседлой жизни без особого труда, хотя это и означало ухудшение их рациона: пастух питался главным образом молоком, сыром и бараниной, а земле-делец – ячменным хлебом и продукты животноводства видел гораздо реже, почти исключительно по праздникам, после жертвоприношений. Но когда начинался падеж овец от засухи, то и пастух становился земледельцем, а воином – тем более.

    Там же, с. 11-13 .

    

    Вскоре амореев в войсках оседлых царств стало так много, что wakil ammurim – "начальник западных" стало официальным воинским званием лиц старшего командного состава. В числе "аммореев" по должности появилось немало и аккадцев или, по крайней мере, таких амореев, которые полностью приняли аккадский язык и культуру.

    Там же, с. 14 .

    

    ...Фарра командовал царским воинством, и однажды вечером все придворные, советники, астрологи царя Нимрода собрались в его дворце на пир. В тот же вечер родился Авраам, сын Фарры, и когда гости возвращались в свои дома, то глядели на небо, потому, что огромная комета появилась на востоке, облетела горизонт и проглотила четыре звезды в разных частях небес. Астрологи не могли прийти в себя от изумления, ведь они понимали, что означает это предзнаменование, и шептали друг другу: "Новорожденный сын Фарры станет могущественным императором. У него будет много потомков, и они населят всю землю, сбросят с тронов царей и возьмут себе их земли".

    Роберт Грейвс. Рафаэль Патай. "Иудейские мифы". Екатеринбург. "У-Фактория", 2005, с. 203.

    [Далее: Роберт Грейвс. Рафаэль Патай. "Иудейские мифы", с указ. стр.]

    

    Вскоре к аммореям начала переходить власть в одном месопотамском городе за другим...

    И. М. Дьяконов. "Люди города Ура", c. 14.

    

    ...амморейские вожди и их дружинники не хотели и не могли поддерживать существование сложного организма государственно-хозяйственного управления : для этого у них не было ни традиций, ни своей выучки, ни специальных чиновников. По всей вероятности они ограничивались выжиманием у населения поборов. Титулы царей, составлявшиеся шумерско-аккадскими писцами по-шумерски для надписей, прославлявших новых владык, оставались громкими и традиционными. Но в хозяйственно-административной области шумерские традиции прервались. Чем заново сколачивать отряды работников, которые трудились бы в сельском хозяйстве или ремесле под надзором царских чиновников (но которых при разграбленной казне не так то легко было бы прокормить), амморейским царькам было легче раздавать захваченную государственную (да и общинную) землю отдельным лицам.

    Там же, с. 15.

    

    Когда Авраам посылает своего старшего раба из Ханаана в город Нахор, чтобы найти там жену для своего сына Исаака, то он называет этот Нахор "своей землей" (Быт. 24:4), "домом отца моего" и "землей рождения моего" (Быт. 24:7). Нахор лежит на севере Месопотамии. После завоевания "земли обетованной" Иисус Навин обращается к людям с такими словами: "За рекой жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора". (Нав. 24:2). В данном случае "река" означает, как и в других местах Библии, Евфрат. Город Ур был раскопан на правом берегу Евфрата: если глядеть из Ханаана, то он лежал не "за рекою", а на этой же стороне "реки".

    Вернер Келлер. "Библия как история", с. 30-31.

    

    Следует обратить внимание на тот факт, что в греческом переводе (Библии) нигде не упоминается Ур; вместо него мы встречаем более естественное название "земля (Халдейская)". Это может означать, что перенос родины Авраама в Ур, возможно, является следствием более поздней интерпретации, а в III веке до н.э. Ур вообще не фигурировал в качестве родины патриарха.

    Там же, c. 31.

    

    Кроме семитов оседлых, сделавшихся постоянными жителями в различных странах, оставались еще семиты кочевые, которые занимались скотоводством или пастушеством вне городов, жили в палатках и шатрах и переходили с места на место. В то время, как оседлые семиты смешивались с другими племенами, кочевые жили особняком и сохраняли в большей чистоте тип (физический и духовный облик) своей расы.

    К этим чистым семитам принадлежало племя евреев.

    C.М. Дубнов. "Краткая история евреев". Часть I. с. 5-6.

    

    ...Такая тесная этнографическая связь родоначальника еврейского народа с древней Халдеей, а через нее и с Вавилонией и Ассирией имеет весьма важное значение и дает наилучшее объяснение тому удивительному согласию, которое наблюдается между повествователями библейской первоистории и древнейшими традициями Халдеи, или между первыми главами книги Бытия и данными "халдейского генезиса". Очевидно, что все это – предания, вышедшие из одного общего первоисточника...

    Толковая Библия, том I, с. 84.

    

    Все рассказы о кочевом периоде их (израильтян) истории представляют тенденциозно переработанные старые предания или позднейшие выдумки.

    К. Каутский. «Происхождение христианства». М., Издательство политической литературы, 1990, с. 182.

    

    ...археологические открытия нашего века доказали, что рассказы о патриархах есть запись устного предания, восходящего к началу второго тысячелетия, т.е. ко временам еще домоисеевым. Ведущий современный археолог Олбрайт, отвергнув старые гипотезы относительно мифичности патриархов (см. сноску 3), пришел к выводу, что сказания о них в основе своей достоверны.

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 176.

    

    Древняя молитва (Втор.26.5) прямо называет родоначальника израильтян «арами овед» - странствующим арамеянином. Арамейским был и язык евреев, которые только по переселении в Палестину стали говорить на "ханаанском наречии" (Исайя. 19.8)

    Там же, c. 615.

    

    Нигде не сказано прямо, что Аврам родился в Уре; сказано лишь, что в Уре родился Аран. Однако логика текста подсказывает, что именно в Уре происходили некоторые решающие для будущего повествования события...

    Леонид Гомберг. "Авраам в Уре".

    (Цит. по:) Интернет. http://www.geocities.com/katz_us_il/slovo/2/sl-014.htm

    

    ...в «Книге Юбилеев», или «Малом Бытии» о рождении Авраама сообщается следующее: "И в тридцать девятый юбилей, во вторую седьмину, в первый год взял себе Терах жену по имени Эдна, дочь Арама, сестрину дочь отца, себе в жены. И в седьмой год этой седьмины она родила сына, и он нарек ему имя Аврам, по имени отца его матери..." В этом фрагменте имеется очень важная информация, отсутствующая в Пятикнижии. Во-первых, дата рождения Авраама указана совершенно определенно: простой арифметический расчет свидетельствует о том, что, по мнению авторов "Книги Юбилеев", он родился в 1914 году от сотворения мира или в 1846 году до н. э. (Эта датировка отличается от принятой в источниках Устной традиции, вычисленной на основании данных Пятикнижия.).

    Там же.

    

    О факте рождения Авраама упоминает и еще один авторитетный источник древности - сочинение еврейского историка I века нашей эры Иосифа Флавия «Иудейские древности». Иосиф пишет: "У Пелэга, сына Эвера, был сын Рэу (Рагав), а у последнего Серуг, у которого родился сын Нахор, а от него Терах. Последний был отцом Аврама, который является десятым потомком Ноаха и родился 992 года спустя после потопа..." Эта информация повторяет семитскую генеалогию Пятикнижия за исключением датировки, которая, как говорится, не лезет ни в какие ворота. Согласно хронологии, принятой в Торе, Авраам родился спустя примерно триста лет после Потопа. Очевидно что Иосиф Флавий пользовался какой-то совершенно другой системой временных координат.

    Там же.

    

    В "Книге Юбилеев"...[сказано] что в четырнадцатилетнем возрасте он "отделился от своего отца, чтобы не поклоняться вместе с ним идолам".

    Там же.

    

    Отец его Фарра был ваятелем идолов. Мальчик был послушным и помогал отцу в его работе.

    М.А. Баданин. "Древние цивилизации и пророки". Гл. 21.

    

    В справочнике «Хронология всеобщей и русской истории» (составитель В.Л. Ранцов), С-Петербург, 1905, с. 4, «переселение евреев с Авраамом из окрестностей Ура в Ханаан» датируется 1900 годом до н.э.

    

    Фарра с семейством мог покинуть Нижнюю Месопотамию из-за ее экономического упадка в начале XX в. до н. э. после падения Третьей династии Ура.

    Александр Милитарев. «Воплощенный миф».

    (Цит. по:) Интернет. http://www.jum.ru/identity/hrv.htm

    

    …Все это, очевидно, произошло во время правления Хаммурапи – в XVII веке до н.э.

     Хаммурапи уже покорил Ур, но жители города восстали. Тогда Вавилонские войска ворвались в город, ограбили храм богини Нингаль, подожгли его, как и почти все дома города.

    ...Развалины многих, если не всех домов, запечатлели следы этой расправы. Они были либо подожжены, либо разрушены. И тогда жители покинули город. Может быть, это было второе или третье восстание против Вавилона, потому что и сын Хаммурапи, царь Самсуилуна, разрушал стены Ура. Очевидно, он довершил дело своего отца и сравнял городские стены с землей.

    В эти-то годы XVII столетия до н.э. Авраам и его семья, согласно библейской легенде, покинули Ур.

    "И умер Арран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском, - сообщает Ветхий Завет, - (тогда) взял Фарра Авраама, сына своего, и Лота, сына Арранова – внука своего, и Сару, невестку свою, жену Авраама, сына своего, и вышел с ним из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но дойдя до Харрана, они остановились там" ( I-я книга Моисея, II, 31).

    Э. Церен. "Библейские холмы", с. 157-158.

    

    Сооружение храма предшествовало на сотни лет предполагаемому времени рождения Авраама. И если патриарх действительно переселился из Ура в Ханаан, как о том повествует Библия, то этот самый храм, руины которого доныне высятся в долине Евфрата, был, конечно, знаком Аврааму с детства; и можно думать, что патриарх, покидая родной город в поисках обетованной земли и оглядываясь на исчезающие вдали за пальмовыми рощами дома, бросил свой прощальный взор на знаменитый храм города Ура.

    Д.Д. Фрэзер. "Фольклор в Ветхом Завете".

    М., Издательство политической литературы, 1986, с. 163.

    

    Оказалось, что храмовая территория предназначалась отнюдь не только для почитания богов, а представляла собой своеобразный деловой центр. Жреческая канцелярия занималась сбором налогов. Писцы не просто фиксировали результаты на глиняных табличках, но и, как водится, составляли еженедельные, ежемесячные и годовые отчеты. В храмовых мастерских было налажено производство некоторых товаров. В прядильнях, например, производилось до двенадцати видов различных тканей. В одном из административных "офисов" обнаружены даже копии судебных приговоров, аккуратно сложенные стопками.

    Леонид Гомберг. "Авраам в Уре". (Цит. по:) Интернет.

    http://www.geocities.com/katz_us_il/slovo/2/sl-014.htm

    

    Место рождения пророка Ибрахима (Авраама) всегда было предметом споров. В то время как христиане и иудеи утверждают, что Ибрахим (Авраам) родился в Южной Месопотамии, по распространенному в исламском мире мнению, местом рождения Ибрахима (Авраама) являются окрестности города Урфы - Харрана, расположенного в юго-восточной Анатолии, вблизи границ современной Сирии. Последние исторические сведения показывают, что христианские и иудейские утверждения не отражают действительность в полной мере.

    Заключения иудеев и христиан опираются на сведения из Торы, в которой говорится о городе Уре в Южной Месопотамии как о месте рождения пророка Ибрахима (Авраама). Он родился и вырос в этом городе, после чего отправился в Египет, пройдя через Харранскую область (расположенную в пределах территории современной Турции). В конце долгого путешествия Ибрахим (Авраам), наконец, доходит до Египта.

    Найденный не так давно экземпляр Ветхого Завета стал причиной серьезных сомнений в достоверности этой информации, так как в этом экземпляре, составленном на древнегреческом [языке] и датируемом третьим столетием до н. э., считающимся на сегодняшний день самым старым экземпляром Ветхого Завета, не встречается даже название города Ура. Сегодня большинство исследователей Ветхого Завета склоняются к мнению, что слово "Ур" появилось из-за неверного написания или же было добавлено позже. Судя по этим сведениям, пророк Ибрахим (Авраам) родился не в городе Уре, возможно, он и вовсе не бывал в этих краях.

    "Жизнь пророка Ибрахима" (имя автора статьи не указано).

    (Цит. по:) Интернет. http://www.pogibshiyenarodi.ru/hzibrahim.php

    

    ...войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведён в плен (пешком) в Мари. Так разрушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н.э.) на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы.

    Автор не указан. (Цит.по:) Интернет. http://www.ancient.ho lm.ru/history/akkad/akkad07.htm

    

    Царство Мари населяли амореи, которые поселились здесь давным давно и были миролюбивы. Их интересы лежали в сфере религии и обрядовости, торговли и ремёсел. Завоевания, воинская доблесть, шум битвы - всё это мало значило для них. И до сих пор мы можем видеть по статуям и картинам, как их лица излучают светлую безмятежность.

    Вернер Келлер. "Библия как история", с. 59.

    

    ...Мари, курганное погребение Телль-Харири на среднем Евфрате...

    ...Из-под холма щебня в Мари в течение 1933-1939 и 1950-1957 годов были откопаны остатки огромного дворца, который около 3500 лет на-зад в XVII веке до н.э., принадлежал царю Симрилиму.

    ...На стенах дворца сохранились остатки фресок, изображающих культовую процессию. На одном большом фрагменте еще можно разобрать сцену, где царь возводится на престол божеством. Это божество – властительница неба Иштар...

    ...Вместо обычного для Переднего Востока изображения борьбы льва с быком на каменном сосуде из храма небесной богини в Мари изображена борьба льва со змеей. На верхнем крае одного стеатитового сосуда виднелись изображения двух змей, которые переплелись между собой. В клинописных табличках из Мари идет речь о племенах пустыни, кочевавших к северу от Мари, в районе Харрана; эти племена были воинственны, иногда занимались грабежом. Месопотамские цари вербовали их в свои войска. Тексты из Мари называют эти племена «хабиру» или «хабири» - название, которое появилось потом в других клинописных текстах; обычно его понимали как обозначение евреев.

    Среди этих «хабиру» из Харрана в литературе Мари упоминается особое племя "сынов юга", племя "веньямин". В Библии Веньямин – один из сыновей Иакова.

    Указание на город Харран, где жили "хабиру" и племя "веньямин" вызывает воспоминание не только о самом Иакове, который долгое время, как сообщает Библия, жил в Харране, но прежде всего о деде Иакова, Аврааме. Потому, что Авраам вышел из Ура Халдейского в Харран и только оттуда, из Харрана, пошел в Ханаан - землю "обетованную".

    ...Название ряда мест вблизи Харрана соответствует некоторым библейским именам. И прежде всего имя одного из братьев Авраама – Арран (I-я кн. Моисея, II, 31). Совпадают также названия и имена: Фарра, Нахор и Серух. Помимо Аррана бросается в глаза имя Фарра, которого Ветхий завет называет отцом Авраама.

    Эрих Церен. "Библейские холмы", с. 127-130.

    

    ...В Париже ассирологи расшифровали глиняную табличку из дворцового архива Мари. С изумлением прочли они донесение от Баннума, офицера пограничного поста в пустыне: "Передайте моему господину, что это от слуги его Баннума. Вчера я покинул Мари и провёл ночь в Зурубане. Все бенджамины посылали сигналы с помощью костров. От Шаманум до Илум-Мулука, от Илум-Мулука до Мишлана все деревни бенджаминов в районе Терка отвечали такими же сигналами. Не знаю точно что это значит. Постараюсь узнать. Я напишу моему господину, удалось ли мне это сделать. Охрана города должна быть усилена, и моему господину не стоит выходить за ворота".

    В этом донесении со сторожевого поста из района среднего течения Евфрата в XIX веке до н.э. появляется название одного из племён, известного нам из Библии: "Колено Вениаминово". Их называли бенджаминами. Об этом племени упоминали часто. Похоже, они доставляли столько неприятностей правителям Мари и причиняли такое беспокойство, что в связи с из действиями определяли целые периоды царских правлений.

    Вернер Келлер. "Библия как история", с. 59-60.

    

    ...по замечанию Д. Дж. Кульмана, одна из упоминаемых в текстах групп кочевников, Вениами (Tur, Меš) – "Сыны правой стороны", была неверно отождествлена с библейским коленом Вениамина.

    Диакон Илья Быстров. «Значение архивов Мари и Нузи для Библейской археологии» [курсовая работа студента I курса СПбДА].

    (Цит. по:) Интернет. http://www.teolog.ru/lib/t2.php?pid=1

    

    ..."К сожалению "бенджамины" царства Мари также бесследно растворились. Сложилось убеждение, что в текстах, найденных в Мари, название, которое переводится как "бенджамины", на самом деле означало просто "сыны правой (руки)", т.е. "сыны юга".

    Вернер Келлер. "Библия как история", с. 63-64.

    

    На закате своей весьма плодотворной научной деятельности Самуэль Крамер задаётся вопросом (9.с329): если шумеры "оставили (столь) неизгладимый отпечаток в произведениях еврейских литераторов, (то) почему тогда их (шумеров) след в Библии столь незаметен?... во всей Библии нет, похоже, ни одного упоминания о шумерах". Для объяснения "этой странной загадки" учёный приводит и развивает решение, предложенное ещё в 1941 году Анри Пёбелем и опубликованное им в Американском журнале семитских языков.

    Для разъяснения данной проблемы, Крамер подробно излагает толкование одного из законов шумерской фонетики: "шумерские конечные согласные могли выпадать и не произноситься, если за ними не следовала грамматическая частица (или слово), которая начиналась с гласного (звука)". Так, слово "поле" ("ашаг"), взятое отдельно, произносилось как "аша" (без конечного "г"). Но выражение "в поле" ("ашага") уже звучало как "ашаг". Далее профессор Крамер пишет (9.с331): "теперь возвратимся к нашей проблеме и к вопросу о слове "Шумер"... Пёбеля поразило сходство имени "Шем, Сим", старшего сына Ноя", и таких имён предков-эпонимов (его потомков), как Ашур, Элам, Арам и Ебер, эпоним евреев. "Установление тождества между словами "Шем" и "Шум(ер)", однако, имело два осложнения: (налицо) разные корневые гласные "е" ("Шем") и "у" ("Шум"), а также выпадение конечного "ер" (в слове "Шумер"). В настоящее время первое из них уже не вызывает вопросов: клинописное "у" часто переходит в "е" у евреев (например, - аккадское слово "шуму" ("имя") на иврите - "шем"). Что касается второго затруднения (выпадение конечного "ер"), то теперь это можно объяснить посредством шумерского правила", приведённого выше: (отдельно взятое) слово "Шумер" должно звучать как "Шуми", или, скорее всего, "Шум" (поскольку конечный гласный звук "и" - "очень краток"), "и евреи восприняли его в форме "Шем".

    "Если гипотеза Пёбеля верна и (наименование) "Шем" (родоначальник семитов) идентично слову "Шумер", мы должны допустить, - заключает Крамер, - что еврейские авторы Библии, или хотя бы некоторые из них, считали шумеров изначальными предками еврейского народа... Значительная доля шумерской крови текла в жилах предков Авраама, которые в течение целых поколений жили в Уре и других шумерских городах. Что касается шумерской культуры и цивилизации, нет сомнения в том, что протоевреи (отцы Авраама) впитали и ассимилировали многое из жизни шумеров".

    Михаил Зильберман. "Истоки. История, мифология и религия предков древних евреев".

    (Цит. по :) Интернет. http://berkovich- zametki.com/2005/Starina/ Nomer12/Zilberman1.htm

    

    Даган, по происхождению не месопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию ок. 2000 г. до н.э. Главный бог города Мари на Среднем Евфрате. В Шумере в его честь был назван город Пузриш-Даган. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган ("Даган услы-шал") и Иддин-Даган ("данный Даганом") свидетельствуют о распространённости его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон. Храм Дагана раскопан в Рас-Шамре (древнем Угарите) в Финикии. Супругой Дагана считалась Шала.

    "Месопотамия, древняя цивилизация". (Цит. по:) Интернет.

    http://www.krugosvet.ru/articles/56/1005640/print.htm

    

    Дагон (финик.), Даган (угаритск., аккадск.) (dgn; dâgôn, "колос" или уменьшительное от даг, dâg, «рыба»), западносемитский (ханаанейско-аморейский, позже также филистимлянский) бог. Судя по значению имени, покровитель земледелия или рыбной ловли; видимо, первоначально бог - податель пищи. В Угарите Д. связан с богом бури и плодородия Балу (Алийану-Балу; ср. Д. в аккадской мифологии), отцом которого считался наряду с верховным богом Илу [согласно Евсевию Кесарийскому, одна из наложниц Урана (в данном случае соответствующего, очевидно, Илу), мать Балу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана]. По финикийской теогонии Санхонйатона - Филона, Дагон. - сын Урана - неба (соответствующего, по-видимому, Баалшамему) и Геи - земли, брат Эла (Илу). У филистимлян в конце 2 - начале 1-го тыс. до н. э. Д. - верховное божество, бог войны; вероятно, это представление заимствовано от дофилистимского (ханаанейского) населения палестинского побережья. В городе Бет-Шеан (Северная Палестина) Дагон связан с Астартой.

    (Цит. по:) Интернет. http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_5005.html

    

    К 1850 году до н.э. Авраам вывел свой клан из Месопотамии.

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 172.

    

    

Продолжение - Часть II (см. Дополнение I.).


    

    

    

    



1. В конце XIX-начале XX вв. термин "халдеи" ошибочно применялся по отношению к шумерам. (cм. Б.С.Э. Издание 3-е, том 28,

    1978, с.172.
2. Леонард Вулли – английский ученый, производивший раскопки в Уре Халдейском.
3. Историки нередко ставили под сомнение историческую ценность преданий, записанных едва ли раньше Х века до н.э. Так Винклер считал Авраама

    богом луны. Этого мнения придерживался первоначально даже такой крупный историк, как Эдуард Мейер.

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика