"От Имени и по поручению"

(Калейдоскоп мнений)

    

    
Часть II.

    

    


Статуя богини Таурт (XXVI династия, правление Псамметиха)

    

    Таурт.

    В египетской мифологии богиня плодородия и деторождения. Изображалась в виде стоящей самки гиппопотама, иногда с головой львицы.

    Оказывала покровительство умершему в загробном мире, отгоняла злых духов, поэтому часто изображалась на амулетах и предметах домашнего обихода.

    
"Уроки Египта".

    

    …Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Палестину уже как человек, обладавший всеми важнейшими элементами культурной жизни, и представлял собой весьма зажиточного и влиятельного главу целого племени.

    (Цит. по:) Интернет. Сайт "Википедия".

    

    Через некоторое временя Аврааму пришлось побывать и на берегах Нила, где уже процветала окончательно сложившаяся египетская цивилизация, делавшая самый Египет "страной чудес" — с её грандиозными пирамидами, многочисленными храмами и обелисками и всевозможными проявлениями своеобразной культуры мудрейшего народа древнего Востока.

    Там же.

    

    И пошёл Аврам в Египет. Почему в Египет? Потому что он похож на сад Господень, и написано: "Как сад Господень, как земля Египетская". Ибо там поток из сада проистекает, как написано: "Имя одной реки Фисон; она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото" (Быт., гл. 2, ст. 11).

    Когда Аврам познал Бога и стал совершенным в вере, он хотел ознакомиться со всеми ступенями мудрости, связанными с нижним миром, и направился в Египет, который расположен с правой стороны. Когда же он приблизился к Египту... Иуда сказал по этому поводу: "Обратите внимание. Аврам вошёл в Египет не получив сперва Божьего согласия, ибо нигде не написано, что Бог повелел Авраму идти в Египет, - и его потомки стали рабами египтян на четыреста лет".

    "Блеск (Извлечения из книги "Зогар" в переводе Анри Волохонского)". Gesamtherstellung Kastner & Callvey, Forstinning, Германия, 1994. (Цит. по:) Интернет

https://lib.misto.kiev.ua/RELIGION/IUDAIZM/zohar.dhtml#1

    

    Некоторые говорят, что, когда Авраам подошел к реке Египетской, отделяющей Египет от Ханаана, Сара отправилась умыть лицо. Авраам же, который не имел близости с Сарой из-за своего аскетизма, разве лишь иногда смотрел на ее лицо, увидел такое прелестное отражение в воде, что, зная египтян как бесстыдных сластолюбцев, понес ее через границу в сундуке, пышно разодетой. Таможенник, недовольный уклончивыми ответами Авраама, приказал ему открыть сундук. Когда же он увидел в сундуке Сару, то сказал: "Эта женщина слишком красива, чтобы услаждать кого-нибудь кроме фараона!" Царевич по имени Гирсам из дома фараонова немедленно побежал к фараону и рассказал ему о Саре...

    Р. Грейвс, Р. Патай. "Иудейские мифы", с. 219-220.

    

    Убежденный Сарой в том, что она сестра Авраама, фараон послал ему щедрые дары и повёл Сару в царские спальные покои. Авраам и Лот проплакали всю ночь, молясь о том, чтобы Сара сохранила свою девственную чистоту. А Господь тем временем послал на землю ангела и когда Фараон попытался заключить Сару в объятия, его ударила невидимая рука. Когда он попытался снять с неё сандалии, то получил второй удар, а когда попытался коснуться её одежд, то ангел ударил его ещё сильнее. Сара же видела ангела и потихоньку складывала губки, приказывая ему: "Жди! – или бей".

    Там же, с. 220.

    

    

    

    

    

    

    

    В иудейской библии завет [Авраама с Богом] не был "заключен" но был "рассечен" (karath b’rith – Бытие 15:18; 21:27) и далее: был "секущим" и "черпающим" (abhar bibh rith – Второзаконие 29:11); в нем "были" (Иезекииль 16:8) и в него "вступали" (4 Царств 23:3). Это доказывает древность обычая, который все еще отправляется племенами малов и баков на юго-западе Эфиопии. Человек, который "рассекает" животное (завет), мажет себя его кровью. В более позднее время у иудеев тот, кто принимает клятву, окропляет себя кровью принесенных в жертву на алтаре животных "кровью завета" (Исход, 24:5-8).

    Там же, с. 237.

    

    "По определению Талмуда, мир сотворён для того, чтобы приложить к делу закон обрезания.

    ...Заповедь обрезания, по важности своей, равняется всем заповедям, взятым вместе (Nedar. 32.1); для того, чтобы приложить к делу закон об обрезании, Бог сотворил мир, а не будь обрезания - и миру не для чего было бы существовать (Ibid, 31, 2)...

    С.Я. Диминский. "Исследование о Талмуде" (Цит. по изданию:) Владимир Владимиров. "Талмуд и Коран. Выбор веры".

М., "Алгоритм", 2013, с. 24.

    

    

    

    Джованни Беллини.

    "Обрезание"

    (1500 год).

    Милан.

    "Пинакотека Брера".

    

    

    ...если делать обряд обрезания согласно халахе, то есть, по древним религиозным традициям иудейской общины, то после обрезания кровь из ранки вылизывается языком, а обрезанный кусочек плоти бросается в бокал с вином и все присутствующие должны выпить из этого бокала.

    Всё это очень смахивает на садизм, педерастию и вампиризм вместе взятые. Более того, многие серьёзные еврейские учёные жалуются на то, что, так как у многих раввинов зубы гнилые, то, во время обрезания и облизывания члена, они вносят в ранку заразу. Эти еврейские учёные утверждают, что обрезание – это очень опасный и не гигиенический обряд.

    Г.П. Климов. "Божий народ". (Цит. по:) Интернет

https://litresp.com/kniga/ru/%D0%9A/klimov-grigorij-petrovich/bozhij-narod

    

    ...В обряде обрезания также наличествуют операции явно магического содержания и весьма первобытного происхождения.

    Обряд обрезания состоит из трёх операций:

    "мила" - обрезание ножом крайней плоти;

    "приа" - разрываение ногтями "почтенных мужей" ("баалы кибудим") срезанной кожицы и, наконец,

    "мецица" - высасывание губами крови, текущей из раны. Кровь эта выплёвывается в особый сосуд, наполненный пеплом.

    "Труды этнографо-статистической экспедиции в Западно-Русский край, снаряжённой Русским географическим обществом", том 7. Спб., 1872. (Цит. по изданию:) В.Ф. Зыбковец. "О чёрной и белой магии" (издание второе).

Москва, Издательство политической литературы, 1965, с. 111-112.

    

    ...тот, кто вносит ребёнка в помещение, где тому делают обрезание... (на иврите этот человек называется шошвин, а на идише - кватер)...

    "Кицур Шулхан Арух", том I.

Иерусалим, "Шамир", 1994, с. 426.

    

    Термином, который бесспорно входил в древний словарь иврита и в иудейскую религиозную терминологию, является "элуна" ("вера"). Причем он означает не столько "веру" ( в смысле "я верю что..."), сколько "доверие" ("я верю в..."). Под верой в еврейской Библии подразумевается не столько набор догм, которые можно описать без необходимости верить в них, сколько установка, которая будучи однажды принятой, служит основанием для действия. Вера включает в себя доверие, идущее изнутри, моральные обязательства и послушание, как это видно из жизни Авраама (Бытие, 15:16). Это слово означает "быть преданным". И таким образом знаменитая фраза пророка Аввакума: "Праведный своей верою жив будет" (Аввакум, 4:2), относится одновременно к вере в Бога и к морали, которая вытекает из веры. В нашей страстной приверженности к систематизации всего, что только возможно, мы называем такого рода веру "этическим монотеизмом".

    С.М. Пилкингтон. "Иудаизм". М., "Фаир-Пресс", 2000, с. 13-14.

    [Далее: С.М. Пилкингтон. "Иудаизм", с указ. стр.].

    

    История Авраама – один из немногих эпизодов начала Ветхого Завета, где мы можем разглядеть какие-то фигуры, говорить о каких-то событиях и верованиях. Как бы луч света проскользнул по небольшому отрезку времени, и перед нами мелькнуло видение: образ сурового шейха, странника в земле Ханаанской, который нес в своей душе залог великих открытий. И вновь сгущается мрак... Рассказы Библии становятся скупыми и отрывочными, а что может поведать археология о людях, которые не строили храмов, не делали кумиров, не имели даже своей письменности?

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 194.

    

    ...Одним из первых более или менее достоверных событий раннееврейской истории был второй "исход" или новое переселение из Месопотамии. Эта новая арамейская волна двинулась с севера около 1750 года. Патриархом этого клана был Иаков, носивший также имя Израиля. Предание считало Иакова (см. сноску 1) потомком Авраама, наследником его обетований (см. сноску 2). Во всяком случае он принимает авраамову веру и при вступлении в Ханаан приказывает зарыть идолов, которых его род постоянно возил с собой (см. сноску 3). Иаков тяготеет к местам, где некогда жил Авраам и приносил жертвы Богу. Он живет в Сихеме и Вефиле.

    Поклоняясь "Богу Авраама", Иаков тем не менее прилагает к Нему старые эпитеты, свойственные язычеству. Он именует Его "абир", что означает "телец", "могучий бык" (см. сноску 4).

    В области культа Иаков вводит "массебы" или священные столбы, которые были символом плодородия в восточных религиях и которые надолго вошли в израильскую богослужебную практику.

    Там же, с. 194-195.

    

    

    

    Антонио д' Энрико,

    прозванный "Танцио да Варалло".

    "Иаков и Рахиль"

    (1627 год).

    

    

    

    Главной составной частью сооружения [святилища в Гезере] является, как это ясно видно еще и теперь, каменные колонны, массебы, встречающиеся здесь в большом числе и в самых различных формах. Колонны эти представляют собой грубо обтесанные монолиты, которые считались местом постоянного пребывания или даже олицетворением местного ваала. По всей вероятности, эти колонны представляли собой дальнейшую стадию развития первоначальных еще более примитивных каменных глыб, с незапамятных времен почитавшихся, как место пребывания духов, которым поклонялись в доизраильское время Ханаана. По мере развития религиозных представлений, эти колонны стали символами Ваала и Астарты. Характерно, что некоторые массебы имеют грубо выраженную фаллическую форму (cм. сноску 5).

    История еврейского народа. Том I. М., издание товарищества "Мир", 1914, с. 111.

    [Далее: История еврейского народа, с указ. тома и стр.]

    Читателя, сравнивающего библейские тексты о родоначальниках еврейского народа, в особенности о Иакове, с другими древними текстами, прежде всего поражает та огромная пропасть, которая отделяет повествования о праотцах евреев от саг и легенд других народов о своих древних предках.

    Библейские патриархи — не суверенные властелины или герои-богатыри. Они обычные люди со слабостями и недостатками. Они даже не первенцы, которые у древних народов пользовались особыми правами. Исаак младший сын, а Иаков добился признания своего первородства лишь после того, как откупил его (а по мнению Исава - выманил), перехитрив своего отца - старика Исаака.

    Возможно, что племена идумеев, представленные в повествовании своим праотцем Исавом, были древнее по происхождению, или, в определенный период, считались более знатными в роде Авраама, чем "сыны Израилевы", представленные в образе их прародителя — Иакова-Израиля.

    "Очерк истории еврейского народа". (Под редакцией проф. Ш. Эттингера), том I (28).

Иерусалим, "Библиотека Алия", 1976, с. 22-23.

    

    Около 1700 года до н.э. Ханаан огласился боевыми кликами. Полчища аморитов, на этот раз вооруженных до зубов, появились в его пределах. Близ того места, где в роще Мамре жил некогда Авраам, вырос новый город - военная крепость пришельцев Хеврон. Но это был лишь опорный пункт. Азиатов манил Египет, богатая плодородная страна. Угроза завоевания застигла страну фараонов в самом плачевном состоянии.

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 197.

    

    Нет полной ясности в освещении событий, касающихся вторжения на территорию Египта азиатского народа гиксосов. О них почти ничего не известно, даже само их имя осталось загадкой. Может быть оно означает просто – «властители чужеземных нагорий»? Вероятнее всего это были кочевые народы, пришедшие из глубин Малой Азии и Сирии.

    Э. Церен. "Библейские холмы", с. 393.

    

    Что за странно звучащее слово (египетское, в греческом искажении - hyksos )? Обычное толкование - "цари пустыни". Но нелишне также и заглянуть в «Большой оксфордский словарь» за значениями слов hicks, а также и kikes. Что за народ? Для объяснения достаточно сослаться на именитого иудейского историка Иосифа Флавия, который считал гиксосов своими предками.

    Гуана Ворошилов. "Происхождение еврейского племени". Часть 2 "Укрощение хемуса".

    (Цит. по:) Интернет. http://www.lebed.com/2001/art2551.htm

    

    В Нижнем и Среднем Египте семиты под именем гиксов, приобрели даже господство над туземцами, продолжавшееся несколько столетий (около 1600–2000 г. до христианской эры).

    С.М. Дубнов. "Краткая история Евреев". Часть I., с. 5.

    

    ...гиксосские цари правили в Египте с 1730 (?) до 1570 г. до н.э., и их империя занимала также большую часть Сирии. Об этих царях-пастухах почти ничего неизвестно, потому что, когда их наместники в Верхнем Египте взбунтовались против фараона Анопия II (1603-1570 г.г. до н.э.) и свергли его в результате долгой войны, египетские переписчики, для которых овцы были нечистыми животными (Бытие 46:34), постарались не упоминать их в династических хрониках.

    Р. Грейвс. Р. Патай. "Иудейские мифы", с. 221.

    

    Археологические раскопки позволяют теперь сделать вывод, что гиксы в период захвата Египта распространили своё влияние на всю Сирию, быть может, Месопотамию и даже Крит...

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 198.

    

    Ханаан попадает в сферу владычества гиксосских царей, центром которой была дельта Нила. На всем протяжении страны были воздвигнуты крепости нового типа - большие города, обнесенные стенами и укрепленные земляными валами.

    Меняется и состав населения: вместе с другими народностями в страну проникают хурриты - "хори" - не семитский народ, прежде живший в горах Курдистана и в Северной Сирии, и с ними индоевропейские князья, а также знаменитые "марианну", славившиеся искусством управления колесницами.

    Страна распадается на мелкие царства, нередко состоящие из одного укреплённого города с его окрестностями. Между этими царствами часто ведутся войны. Однако, когда им угрожает серьёзная опасность, они заключают союзы между собой.

    В больших городах изучалось вавилонское письмо. Послания хананейских царей в Египет писались по-вавилонски. Из новых документов, найденных недавно в Израиле, явствует, что в Хацоре и в Мегиддо были школы, где изучалась месопотамская клинопись.

    "Очерк истории еврейского народа". (Под редакцией проф. Ш. Эттингера), том I (28).

    Иерусалим, "Библиотека Алия", 1976, с. 17.

    

    По численности гиксы уступали египтянам: основную их массу составляла военная аристократия и боевые дружины. Их вторжение не означало заселения Египта семитскими племенами; завоеватели жили в своих крепостях, управляя страной, как бы на островах среди моря враждебных туземцев...

    Известно, что завоеватели переняли египетские обычаи, письменность, искусство. Их цари приказывали высекать свои изваяния в таких же застывших церемониальных позах, в каких полагалось изображать фараонов. Гиксский двор был обставлен согласно всем правилам египетского этикета.

    Единственное, в чем азиаты остались верными своим традициям, была религия. Они лишь терпели местных богов, отдавая предпочтение своему сирийскому богу Сутеху. Он был отождествлен с Сетом – братом Осириса...

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 199.

   

    Кроме Каина и Авеля, у Адама был еще третий сын Шет (Сиф) и от него также пошел ряд поколений.

    С.М. Дубнов. "Краткая история евреев", Часть I, с. 9.

    

    Манефон также пишет о поселении адептов Моисея в Аварисе, посвящённом Тифону, то есть Сетху. У Плутарха находит искажённое отражение отголосок некоей легенды о том, что израильтян выводил из Египта Тифон. Последний, он же Сетх, отождествлялся с верховным богом гиксосов Сутехом/Баалом. ...(Суте; в вавилонской клинописи - Шутох), культ которого становится государственным с центром в столице Аварисе. Этот бог идентифицировался с ханаанским богом грозы и бури Ба"алом - Хададом и изображался в его одеждах и головном уборе (шапка с рогами, между которых располагалось солнце). Женой Сутеха/Баала была богиня Анат.

    Игорь Тантлевский. "История Древнего Израиля и Иудеи. От эпохи патриархов до вавилонского изгнания" М., "Ломоносов", 2016, с. 52-53.

[Далее: Игорь Тантлевский. "История Древнего Израиля и Иудеи. От эпохи патриархов до вавилонского изгнания", с указ. стр.]

    

    Здесь нам кажется уместным снова обратиться к Библии, которая рассказывает о том, как Авраам, именно в то время, отправился в Египет, потому, что в его стране жить стало трудно (cм. сноску 6).

    Можно, однако, лишь пожалеть, что в Библии эти события переданы уж слишком в легендарной форме. В противном случае она могла бы быть самым ценным источником по исследованию египетской истории того времени. Ибо вполне возможно, что Авраам действительно во времена гиксосов был в Египте. И его внук Иаков, который позднее сменил свое имя на Израиль, также отправился со своими чадами и домочадцами и всем своим скарбом в Египет, в Госен в Нижнем Египте, где правили цари гиксосов. Сын Иакова – Иосиф был, как говорит Библия, самым могущественным в стране лицом после фараона. Здесь соприкасается, хотя и не очень близко, египетская и библейская история. Ибо среди царей гиксосов фигурирует и имя царя Иакова. Не библейский ли это Иаков?

    ...Гиксосы молились Сету, звезде и небесному богу (этой звездой, вероятно, был Сириус). И в Библии упоминается Сет (Сиф). Он был третьим сыном Адама и Евы, которые на языке звезд, по всей вероятности, обозначали Луну и Венеру.

    Э. Церен. "Библейские холмы", с. 393-394.

    

    ...на первых порах победители вели себя не так, как положено завоевателям, а шиворот-навыворот.

    Во-первых, сам факт победы вызывает удивление. Ведь это - первая за тысячелетнюю историю войн и междуусобиц оккупация территории Египта чужеземцами. Иосиф Флавий темпераментно описывает мчащиеся на огромной скорости колесницы, которыми правили закованные в бронзовые панцири возничие. В качестве причины поражения указываются обнаженность египетских воинов и непривычный темп ведения боевых действий. Однако, независимые источники не подтверждают всех этих красивостей. Я не говорю уже о том, что описанные атрибуты являются типичной принадлежностью арийских армий. Ведь в составе обрушившихся на Египет орд могли быть и хеттские или миттанийские "интернационалисты". Современные историки склоняются к тому, что вообще не было никаких крупных боевых действий.

    …Гиксосы покорили Египет "мирным" путём! Повидимому, речь должна идти о постепенной, хотя и довольно быстрой, инфильтрации пришельцев в египетское общество с последующим овладением административными структурами. Основным орудием гиксосов были не боевые косилки, а пропаганда социальной справедливости среди местного населения. Это утверждение - не досужий вымысел автора настоящей заметки, а результат расшифровки и анализа египетских папирусов и других современных им данных. Удивителен тон этих сообщений.

    …Даже в дешифровках явственно чувствуются знакомые мотивы: "хижины - беднякам, земля – крестьянам". Проповедуемое не осталось "на бумаге". Реформы были осуществлены на практике, как и утверждалось в том школьном пособии. Земля - поделена между крестьянами, а рабы сделались большими начальниками. Так, "мэром" новой столицы Авариса был избран (!) бывший каторжник.

    Не нужно объяснять к чему привели революционные преобразования - к падению производства и массовой люмпенизации населения. Чистым результатом реформ явилось то, что кочевники-завоеватели опустили египетских земледельцев до уровня пастухов. Всё это тоже описывается в папирусах. Учёные долго не могли понять, почему занимающая одно из центральных мест в Торе история Иосифа Прекрасного не нашла почти никакого отражения в древнеегипетских текстах. Я говорю почти, потому что в конце концов была найдена египетская стела с упоминанием имён библейских героев. Так вот, по общему мнению, возможной причиной такого игнорирования жрецами-летописцами деталей внутренней жизни гиксосов было глубокое отвращение, которое египтяне питали к кочевникам. Ведь в древнем Египте возделывание земли, и вообще весь связанный с ним жизненный цикл, являлись содержанием высокой и тонкой культуры - и в технологическом, и в сакрально-религиозном смысле.

    Гуана Ворошилов. "Происхождение еврейского племени". Часть 2 "Укрощение хемуса".

    (Цит. по:) Интернет. http://www.lebed.com/2001/art2551.htm

    

    Возможно, гиксос-социализм продолжался бы и дольше, но, как и в случае Парижской Коммуны, пришлось, в конце концов, переключиться на вопросы внешней политики, а точнее, обороны от не изменивших прежней форме правления княжеств Верхнего Египта. Увы, уже тогда на Земле не находилось такого места, где социальные реформаторы могли бы провести чистый, не омрачённый никакими сторонними возмущениями эксперимент.

    Задачи войны требовали единоначалия. Начало царской династии в Аварисе обычно датируется 1675 годом [до н.э]. Первый монарх носил характерное имя Якобеле (II-й!). Последующие - уже египетские или нейтрально окрашенные имена азиатского происхождения. Всего правление "царей пустыни" на территории Египта продолжалось около 150 лет. В 1580 году [до н.э] Аварис был взят и разрушен доблестным фараоном Яхмосом из южных Фив, получившим в дальнейшем прозвание Освободителя.

    Любопытно, что в реконкисте значительную роль сыграли женщины, в частности мать Яхмоса царица Яххотеп. Вероятно, именно с этим связано то обстоятельство, что вскоре после него последовало блистательное правление женщины-фараона, знаменитой Хатшепсут. Впрочем, этот момент я упоминаю единственно ради того, чтобы лишний раз произнести таинственное имя Хатшепсут, в трех слогах которого заключены имена племён и божеств древнего востока, имеющие непосредственное отношение к излагаемой здесь добиблейской истории еврейского народа.

     Победители не изгнали и не уничтожили бывших захватчиков, но оставили их "в естественном состоянии" на низменных равнинах Нижнего Египта. Причём они даже позволили потомкам гиксосов следовать своему природному образу жизни - полукочевому скотоводству. Именно из этой изгойской среды и вышли те, которых двумя столетиями позже мобилизовал и вывел к "земле обетованной" жрец Озириса Моисей (по некоторым данным - не египтянин, а тоже выходец из народов пустыни), чтобы на горе Сион получить инструкции от самого Б-га и затем передать их избранному народу. Отсюда, наверное, и пошла известная поговорка о том, что "гора родила мышь" (mouse). Мышь же (или крыса) и есть тотем еврейского племени.

    В школе, и не только советской, учили, что древнеегипетское общество было рабовладельческим. При более внимательном рассмотрении оказалось, что это не так. Не вдаваясь в подробности, но, пользуясь модной терминологией, можно охарактеризовать его very loosely как тоталитарное. Египтом эту древнюю страну называли греки, и значительно позже описываемых событий. Ибо слово это (geo+copt) обозначает "земля коптов". Сами египтяне называли и себя и свою страну "хемус", что лексически в точности соответствует греческому "демос", латинскому homo, библейскому Хам и русскому "земеля". Таким образом, используя этот словарь, следовало бы назвать форму правления, опробованную в древнем Египте гиксосами, хемократией.

    …Обращает внимание на себя чёткий биологический подход. Везде и всюду сутии оказывают поддержку - нет, не просто обиженному и оскорблённому, а убогому и беспородному. Хуже - всячески подстрекая выявление и, мягко выражаясь, элиминирование породистых особей.

    Там же.

    

    Иосиф Флавий, ссылаясь на египетского историка Манефона (умершего в III-м веке до н.э.) отождествляет Гиксов с семействами библейских патриархов и связывает пребывание Гиксосов в Египте с библейским повествованием о Иосифе, а изгнание Гиксов из Египта – с библейским исходом (Пр. Ап. 1: 91: 92). Попытки некоторых ученых, следуя Флавию, отнести исход евреев из Египта к периоду изгнания оттуда Гиксосов, оказались несостоятельными.

    Краткая еврейская энциклопедия, том II. Иерусалим, издание общества по исследованию еврейских общин, 1982, с. 125.

    [Далее: КЕЭ, с указ. тома и стр.]

    

    ...Жрец Манефон написал трактат по отечественной истории, где отождествил иудеев с гиксосами, которые некогда владели страной и были изгнаны.

    Свой рассказ он соединил с легендой о выдворении из Египта "прокажённых". Вероятно, так в древности называли гиксосских завоевателей, которые разрушали храмы и вначале не признавали туземных богов. По преданию, священным животным Сета, гиксосского ваала, был осёл. Отсюда родилось мнение, будто евреи поклоняются ослиной голове.

    А. Мень. "История религии. В поисках пути, истины и жизни". Том 6. "На пороге Нового Завета".

М., СП "Слово", 1992. (Цит. по:) Интернет

    

    ...Иосиф Флавий, как и Манефон, прямо причисляют евреев к гиксосской общности.

    Игорь Тантлевский. "История Древнего Израиля и Иудеи. От эпохи патриархов до вавилонского изгнания", с. 52.

    

    Несколько веков (до Рамзеса II, правившего около 1600 г. до н.э.) Египет подчинен был целых пять веков вторгшимся в него каким-то семитским князьям пастухов (гиксов), которые наконец вытеснены были оттуда царем Амазисом (1684-1659 гг. до н.э.).

    Комментарий к книге "Исход". Пятикнижие Моисеево. Вильна, издание Пирожкова, б/г.

    Репринт: Нью-Йорк, издание "Фонда призыва к совести", 1977, с. 1.

    

    И Манефон, и Иосиф Флавий сильно преувеличивают продолжительность господства гиксосов, утверждая, что оно длилось пятьсот или даже тысячу лет. На самом же деле владычество гиксосов в Египте продолжалось немногим более ста лет – от 1700 до 1580 г. до н.э.

    История еврейского народа, том I. Древнейшая эпоха еврейской истории, с. 41.

    

    Ханаан, после того, как через него прошли гиксы, стал небезопасным местом для мирных пастухов. Никто не мог быть уверен в завтрашнем дне. Множество селений было стерто с лица земли, посевы выжжены, пастбища вытоптаны копытами гиксских коней. В довершении всего началась сильная засуха. Сыны Израиля оказались перед перспективой голода.

    У них оставался последний выход: двинуться по пути, предложенному гиксосами, искать приюта в Египте, как делал это в голодные годы Авраам.

    Для гиксских царей такие переселения были особенно желательны, так как они предпочитали опираться на своих соплеменников из Азии.

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 199.

    

    

    

    

    

    

    

    В 1578 году до н.э. Яхмос (правитель Фив) предпринимает решительное наступление. Дрогнувшие под ударами его войск гиксы покидают Аварис и отступают на восток. Ненавистная столица врага предается разграблению. Победа окрыляет египтян: теперь настал их черед….

    Яхмос не удовлетворяется изгнанием азиатов, а преследует их до Палестины. После упорной трехлетней осады взят Шарухен- последняя крепость гиксов. Среди холмов и долин Сирии появляются боевые колесницы фараонов, рвущихся на север.

    Смятение охватывает аморитские города, одна за другой крепости попадают в руки египтян. Постепенно волна завоевателей докатывается до Митании. На берегах Евфрата воздвигнут триумфальный памятник Тутмоса III (около 1500 г. до н.э.).

    Знамена царского бога Амона реют над всеми крепостями Ханаана.

    Египет становится империей, в состав которой входят многочисленные народы Африки и Азии. Нубийцы и сардинцы, жители Ливии и темнокожие эфиопы служат в египетской армии. Победы фараонов приводят в трепет царей Месопотамии, которые шлют им богатые дары. Храмы египетских богов вырастают по всей Сирии. Корабли египетских купцов доходят до Эгейского моря, достигают далекой страны Пунт у берегов Сомали, откуда везут золото и слоновую кость…

    Там же, с. 205-206.

    

    Согласно Манефону (в версии Африкана), Аопи был последним великим гиксосским правителем. Судя по "Рассказу о ссоре между царём Аопи и правителем Фив Секен-не-Ра", дошедшая до нас копия которого датируется временем фараона XIX династии Мернептаха (1212-1200 г. до н.э.). Секен-не-Ра, предпоследний правитель т.н. XVII (южной) династии, вероятно, попытался ликвидировать вассальную зависимость от гиксосов силой оружия. Конец произведения не сохранился. Впрочем, судя по тому, что на найденной мумии этого фивонского правителя сохранились следы страшных ран - на голове, три из которых нанесены гиксосскими боевыми топорами, - восстание закончилось разгромом.

   Согласно т.н. Табличке Карнарвона и Стелле Камоса, свергнуть власть гиксосов попытался сын Секен-не-Ра, последний фиванский правитель XVII династии Камос. Ему удалось снарядить большой флот, отряды лучников и маджаев, и с тяжёлыми боями продвинуться от Гермопольского нома, находившегося на полпути между Фивами и Дельтой Нила, к стенам самого Авариса.

   Однако взять столицу гиксосов Камос не смог. На крайнем юге Египта начались волнения, а также, возможно, имело место выступление против Камоса нубийцев. Это заставило фиванского правителя прекратить осаду Авариса и уйти с войсками на юг.

   Лишь младший брат Камоса, основатель XVIII династии (около 1550 г. до н.э.) Яхмос (Ах-маси) I сумел после продолжительной осады с боями овладеть Аварисом (около 1540 г. до н.э.). Ему же после трёхлетней осады - удалось овладеть и Шарухеном - последним крупным оплотом гиксосов в юго-западном Ханаане.

    Игорь Тантлевский. "История Древнего Израиля и Иудеи. От эпохи патриархов до вавилонского изгнания", с. 51.

    

    "Макровесной" (2075 - 1307 гг. до н.э.) евреи, ещё не вполне осознавшие свою отделённость от родственных им семитов, оказались в Египте, приглашённые гиксами, завоевавшими Египет. Гиксы господствовали здесь 100 - 150 лет, но затем были изгнаны, а евреи были обращены почти на 400 лет в рабство.

    Виктор Феллер. "Мудрый змий истории". XI. "Эскиз еврейской истории".

(Цит. по:) Интернет http://www. politolog.ru/index.htm (A:\ Мудрый змий истории(11)htm

    

    Единственный документ, в котором имеются не библейские сведения о Моисее, - это история Египта некоего Манефона, текст которой пересказывается Иосифом Флавием в его трактате "Против Апиона". Манефон, "египтянин по происхождению", эллин по образованию, как характеризует его Иосиф, жил за три века до еврейского историка и, по-видимому, фиксировал египетские представления о древних событиях.

    Манефон (в пересказе Иосифа) сообщает, что во время царствования фараона Тимаоса страну завоевал народ гиксосов, которые жестоко правили нижним Египтом в течение 510 лет. По мнению Манефона, гиксосы были евреями, чье иго кончилось после того, как египетский царь Туммос изгнал их из Египта. Гиксосы покинули страну и - цитирую дальше Иосифа - "по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее двухсот сорока тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим". И далее Иосиф приводит еще одну цитату из Манефона: "Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил свое имя и стал называться Моисей".

    В рассказе Манефона больше всего поражает совершенная противоположность библейской версии. То, что в Библии выглядит как пленение, рабство, нестерпимые муки и наконец - бегство, исход, у Манефона предстает как завоевание, владычество и наконец изгнание. Особенно странно, что первая версия принадлежит евреям, а вторая – египтянину, хотя мы, пожалуй, вправе ожидать от евреев рассказа о владычестве, а от египтянина – рассказа о рабстве и унижениях евреев.

    Историки не очень знают, что делать с гиксосами, и хотя обычно идентификация евреев с гиксосами сегодня на признается наукой, гиксосы незримой тенью висят над библейской историей - ну, например, как объяснение триумфа Иосифа в Египте - мол возвеличил его не египетский, а гиксоский фараон, так сказать, брат-семит.

    ...Мне представляется, что рассказ об Исходе - событии основания - сам должен был иметь исток. И Иосиф [Флавий] указывает на этот исток. Приведу цитату из "Против Апиона": "Все их племя называлось Гиксос, то есть "цари-пастухи", потому что "гик" на священном языке означает "царь", а "сос" - "пастух" и "пастухи" в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается "гиксос". Некоторые говорят, что они по происхождению арабы". В другом же списке слово "гик" обозначает не "цари", а "пленники", и получается совсем наоборот - "пленные пастухи", поскольку слово "гик" на египетском языке, так-же как и "гак" (с густым придыханием), имеет значение "пленники".

    ...Все случилось так, как если бы сама потребность создать повествование об Исходе была вызвана двусмысленностью слова "гиксос". Событие основания, так же как и его исток, должно, по-видимому, обладать фундаментальной двусмысленностью. Именно неясность самого слова-истока порождает потребность в его прояснении, то есть в относительно развернутом повествовании, проясняющем смысл этого слова. Рассказ не просто возникает из риффатеровской "маркизы", он возникает из такой маркизы, смысл которой невнятен.

    Читая Иосифа Флавия, я не мог отделаться от мысли о прямой связи истории об исходе с маленьким текстом Фрейда "Антитетическое значение древних слов" (1910 г.). Статья эта была откликом на исследование Карла Абеля "Uber den Gegensinn der Urworte" - "О противозначении протослов" - если попытаться перевести его на германизированный русский. Современная лингвистика относится скептически к исследованию Абеля, касающемуся в основном древнеегипетского языка, который, по мнению ученого, является уникальным свидетельством о мире истоков и начал. Абель заметил, что многие слова в египетском эпохи фараонов имеют два прямо противоположных значения. Абель объяснял: "Вообразите, если кто-либо может вообразить что-либо столь бессмысленное, что слово "сильный" по-немецки значит и "слабый" и "сильный", что существительное "свет" употребляется в Берлине для того, чтобы обозначать одновременно и "темноту" и "свет..." Абель считал, то основные корни египетских слов могут быть возведены к некоему общему предку, который означает противоположности. Он ссылается на иероглиф "ken" ("сильный-слабый"), который делится на "ken" - "сильный" и "kan" - "слабый".

    По существу Абель описывает ту самую антитетичность истока, которая характерна и для слова "гиксос". Фрейда наблюдения Абеля заинтересовали в той мере, в какой они проливали свет на странную логику сновидений. Объясняя описанное им явление, Фрейд приводит высказывание "философа Бейна"(имеется в виду сотрудник Джона-Стюарта Милля - Александр Бейн): "Если все, что мы знаем рассматривается как переход от чего-то иного, всякий опыт должен иметь две стороны; а также и всякое имя должно иметь двойное значение, или же для всякого значения должно быть два имени".

    Михаил Ямпольский. "Гиксос, или две версии события. (Исход евреев из Египта - это событие основания, от которого зависит дальнейший ход цивилизации)". (Цит. по:) Интернет

https://stengazeta.net/?p=1000727

   

    Жутковатое открытие сделали египетские археологи, раскапывая дворец древнего правителя в городе Телль эль-Даба. Как сообщает LiveScience.com, они наткнулись на целый склад отрубленных рук.

    На территории Телль эль-Даба располагаются развалины древней столицы гиксосов Авариса. Этот народ завоевал Египет примерно три тысячи шестьсот лет тому назад. Именно здесь находятся развалины дворца, принадлежащего одному из правителей гиксосов, в котором археологи наткнулись на тронный зал с четырьмя ямами. В них были найдены человеческие останки.

    В двух ямах были найдены мужские скелеты без кистей правых рук. Судя по всему, именно эти кисти, некогда отрубленные, "хранились" в двух ямах неподалеку. Всего их было найдено четырнадцать штук. По словам руководителя группы археологов Манфреда Бьетака, большинство из найденных рук были очень большие, а некоторые просто огромные.

    По предположениям специалистов, скелеты могли принадлежать воинам, захваченным гиксосами в плен или убитым в бою. В Древнем Египте на протяжении долгого времени существовал обычай: воин-победитель мог отрубить правую руку своему врагу, чтобы затем получить за нее вознаграждение, именуемое "золотом доблести".

    По словам Бьетака, упоминание об этом обычае часто встречается в литературе Древнего Египта, однако найти реальные доказательства того, что он существовал, до сих пор не удавалось. Также пока неясно, откуда он появился. Есть предположение, что его принесли в Египет гиксосы, впрочем, вполне возможно, что они переняли эту "традицию" у египтян.

     "Жуткий клад". (Цит. по:) Интернет

http://tainy.net/35529-zhutkij-klad.html

    

    Почти четыре столетия обитали племена Бене-Израиля на заболоченных лугах Гесема. И тем не менее мы ровно ничего не знаем об этом периоде их истории...

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 297.

    

    Ни в одном папирусе, ни в одной надписи на стенах пирамид или других гробниц, ни на одной клинописной табличке ассиро-вавилонского происхождения нет ни слова о пребывании евреев в египетском плену и о событиях связанных с их освобождением из этого плена.

    Еще более поразительными оказываются археологические показания или, верней, отсутствие таковых. По Библии евреи в Египте очень активно размножались. Но ведь они должны были бы и умирать и подвергаться захоронению! Но ни одного еврейского погребения того времени ни в долине Гесем, ни в каком-нибудь другом месте Египта не обнаружено.

    И.А. Крывелев. "Библия", с. 149-153.

    

    ...Народ евреев, как целое, никогда не жил в Египте. Только "племя Иосифа" или те хабири, которые позже примкнули к этому племени, выдвинулись в Египет.

    Сегодня отдельные исследователи сомневаются даже в этом, потому что влияние египетской культуры на Израиль было сравнительно невелико.

    Ганс Ф.К. Гюнтер. "Расология еврейского народа".

Москва, издательство "Сампо", 2010, с. 91.

    

    ...Сети I (около 1317-1301 гг. до н. э.) стремился восстановить то, что было утрачено и разрушено в период "солнечной реформации". При нем начались усиленные строительные работы. Памятники, храмы, дворцы, крепости спешно реставрировались. Тысячи военнопленных и рабов томились в царских каменоломнях, давая материал для грандиозных строек. Сети не жалел ни средств, ни людей….

    …Вероятно, в это время возник план привлечения к строительным работам семитических племён Дельты. Пастухов Гесема пригнали на стройки и заставили тесать камни, делать кирпичи и таскать тяжести. Так кончился спокойный период жизни Бене-Исраэля и "сыны его оказались в "Доме Рабства".

    В народной памяти эта пора запечатлелась как гнетущий кошмар. Особенно тяжело пришлось израильтянам, когда на престол вступил сын Сети – Рамзес II (1301-1234 гг.).

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 299.

    

    

    

    

    

    

    

    ...если взвесить все обстоятельства, надо будет признать большую вероятность за предположением, что со времен Рамзеса II те же племена эберитов, которые в эпоху Эль-Амарны и даже во времена Тутмоса III беспокоили Палестину, сумели проникнуть также и в Египет. Они привлекаются отчасти к отбыванию барщинных работ. Они, правда, не тождественны с израильтянами, но израильтяне являлись составной частью этого племени.

    "История еврейского народа", том I, с. 144.

    

    ...Так как Питом и Рамзес были расположены в области поселения пришлых элементов или в непосредственном соседстве с ней то вся обстановка подтверждает предположение, что пришельцам действительно пришлось испытать на себе всё бремя неутомимой строительной энергии фараона.

    Там же, с. 157.

    

    ...Вопрос о фараоне периода исхода вообще кажется нам излишним. Такого фараона не существовало, поскольку исход пришелся на междуцарствие.

    Зигмунд Фрейд. «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия». М., «Наука», 1993, с. 54.

    [Далее: Зигмунд Фрейд. "Человек по имени Моисей и монотеистическая религия", с указ. стр.].

    

    ...Из еврейских источников периода Исхода у нас есть только Тора, которая не дает точной даты. Зато время царствования почти всех египетских фараонов того периода известно достаточно точно. Установив имя фараона, мы смогли бы точно датировать Исход. На данный момент есть три версии.

    Согласно первой версии, этим фараоном был Рамсес II  (1300-1234 гг. д.н.э.), прославившийся своим активным строительством, в т.ч и в районах земли Гошен. В первых главах книги Шмот неоднократно упоминается участие евреев в царских стройках, в частности строительство города Рамсес. Вариантом этой версии является мнение, согласно которому  Рамсес II поработил евреев, а собственно Исход произошел при его наследнике Мернептахе, чью жестокость и деспотизм отмечают даже обычно лояльные египетские хронисты.

    Вторая версия связывает Исход с правлением Эхнатона (1383-1365 гг. д.н.э.) – фараона, который пытался отменить египетский культ множества бо-гов и заменить его культом одного лишь бога солнца Амона-Ра. По мнению этих историков, Эхнатон был тем фараоном, который приблизил Йосефа, а его потомки – известный Тутанхамон и убивший его и узурпировавший власть Херемраб – были фараонами-поработителями.

    Согласно третьей версии, Исход произошел при фараоне Тутмосе  III (1503-1449 гг. д.н.э). Сторонники этой версии основывают свои выводы на том, что на одной из стел  фараона Мернептаха, где рассказывается о его многочисленных победах (иногда вымышленных), упоминается война в земле Кнаан с неким народом «Исирааль». Понятно, о ком идет речь, и тогда ясно, что ко времени правления Рамсеса II и Мернептаха евреи уже заселили свою землю и вели войны.

    Впрочем, территория земли Гошен к данному моменту – наименее исследованный археологами район Египта. Так что есть надежда, что точный ответ на вопрос  "Кто именно был злополучным Паро?" возможно будет найден.

    Захар Рохлин. "Исход из Египта, дарование Торы и странствия по пустыне".

    Интернет. www.jeps.ru (информационный портал еврейской религиозной общины Санкт-Петербурга).

    

    С ужасом стали догадываться израильские рабочие, что непосильная барщина, наложенная на них фараоном, ставит конечной своей целью искоренение их племени…

    …Под влиянием жестокого угнетения у израильтян проснулось национальное самосознание...

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 304.

    

    Сфинкс сидел в котловине, подъемля свою головную громаду из вычерпин старых раскопок, сложивших вокруг него вал из песку; на валу были кучи стоявших туристов пред ямами Сфинксовых глаз (пустых глаз); под массивами подбородка не раз разрывалась белейшая вспышка: жгли магний, чтоб лучше увидеть его: и бледнела смертельно глава в этих вспышках, как будто под градом обид; вознесся над подковою вала, глядела поверх наших туловищ, тщетно моливших божественных взоров; глядела на мглу горизонта – туда, где шумели ливанские кедры и розы Сарона цвели: там была – Палестина; туда – глядел Сфинкс.

    Андрей Белый. "Африканский дневник".

    

    В Египте повернуты мы на себя: наши страстности ссохлись; проплюснулись в мумию; мумия эта спокойно лежит в саркофаге, пока не пронижет сознание наше ее – в нас самих: и она восстает двойником, нападает испугами; видим тогда, что Египет таскаем мы всюду; Египет Второй, из которого должно бежать, – европейская жизнь; учрежденья ее – катакомбные затхлости; мы в коридорах, зажатых повсюду массивами зданий (в Москве, в Петербурге, в Берлине, в Париже), – казнимся: египетской казнью – за прошлое наше; Египет есть Карма; ее мы должны искупить: проработать в себе; только в этой работе – исход из Египта.

    Там же.

    

    ...зачем же было придумывать историю именно о рабстве и бегстве? Выдумать можно было и нечто более высокое и героическое… К тому же азиаты из прилегающих местностей не раз и не два приходили со своими стадами в Египет; сам же Египет был хорошо известен азиатам именно как "Дом рабства" - место куда постоянно уводили рабов – военнопленных, подвергавшихся беспощадному притеснению.

    И.Ш. Шифман. "Ветхий Завет и его мир". М., Издательство политической литературы, 1987, с.124-125.

    [Далее: И.Ш. Шифман. "Ветхий завет и его мир", с указ. стр.].

    

    ...Фараон, и без того близкий к смерти, заболел проказой, а волхвы посоветовали ему, как лучшее лечение, ванны из тёплой детской крови, по две ванны в день.

    Для этой цели закалывали еврейских детей по два раза ежедневно - утром сто пятьдесят и сто пятьдесят вечером (Шем. - Р., 1).

    "Агада (сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей)".

М., "Раритет", 1993, с. 53.

    

    Они остались в стороне даже от тех волнений, которые охватили страну во времена Эхнатона, и лишь только самые отчаянные из евреев воспользовались ослаблением власти фараона в Палестине и ушли туда. Там они столкнулись с князьями – ставленниками Египта, которые оказали им сопротивление.

    У стен Гата пало много израильтян из колена Эфраима, но некоторые населенные пункты им удалось захватить. Библия говорит, что именно эти эфраимиты основали в Палестине город Бет-Хорон. Быть может, это их имел в виду царь Иерусалима, когда жаловался Эхнатону (1420-1418 гг. до н.э.) на нападения "хабири".

    Э. Светлов. "Магизм и единобожие", с. 297-298.

    

    Надо считать доказанным, несмотря на некоторые возражения, что под названием "хабири" и "хабиру", которые по письмам ханаанских князей, найденным в эльамарнском архиве, совершали набеги на Ханаан и угрожали наводнить его своими бандами, следует разуметь евреев. Об этих хабири есть упоминание и в более поздних хеттских документах.

    Н.М. Никольский. "Избранные произведения по истории религии", с. 47.

    

    ...начиная с 1370 года до н.э., власть Египта над Сирией и Палестиной является только номинальной. На севере – почти до самого Ханаана – простиралась территория хетитов, на юге же, собственно в Ханаане, верховная власть Египта пришла в состояние полного упадка и разложения, так что серьезно считаться с ней уже не приходилось.

    ...Неудивительно, что поощряемые этими раздорами и неурядицами «хабири» становятся все более смелыми, так что даже царские караваны не раз подвергаются нападению и разграблению с их стороны.

    …Под упоминаемыми (в письмах ханаанских князей) «хабири» (или «хабиру») надлежит без сомнения разуметь бедуинские племена, проникшие в страну из восточных степей, чтобы, пользуясь смутами, раздиравшими страну, овладеть различными частями ее территории. Есть основания предполагать, что они не только носили то же имя ибрим-эбериты, но и действительно составляли вместе с ними какую-то одну общую племенную группу.

    ...нельзя, конечно, прямо отождествлять их с израильтянами, но весьма возможно, что то же течение, которое толкнуло израильские колена на путь странствования, приведший их в Палестину, занесло сюда и эти бедуинские племена; возможно также, что та племенная ветвь, из которой выкристализовался впоследствии израильский народ, была одним из ответвлений большой группы семитических племен, носившей общее имя эберитов или хабири…

    «История еврейского народа», том I, с. 49-53.

    

    

    

    

    

    

    

    В Мидраше ("Шир ха–Ширим Раббо" 4:24), одном из комментариев к Торе, созданном еще до написания Талмуда, сказано, что евреи были освобождены Всевышним из египетского рабства за четыре заслуги: они сохранили свой еврейский язык, свои еврейские имена, они не сплетничали, и они не роднились с египетским населением. Женщины не выходили замуж за египтян, а мужчины не брали в жены египтянок. Мидраш далее сообщает, что Праматерь еврейского народа Сара и ее правнук Иосиф передали всем грядущим поколениям евреев эту способность устоять перед смешением с иноплеменниками: ведь когда–то Сара отвергла домогательства похитившего ее фараона, а Иосиф — домогательства жены своего египетского хозяина Потифара, к которому он был продан в рабство. Очевидно, за эту способность Иосифа противостоять смешению и, тем самым, сохранить евреев как народ, он был поставлен в один ряд с тремя еврейскими Праотцами — Авраамом, Ицхоком и Яаковом. Знаменательно, что евреи, вступающие в смешанные браки, по–настоящему никогда не счастливы — ведь в глубине души таких людей вечно живет это, унаследованное от Иосифа и Сары, непоколебимое неприятие смешения, и оно, даже помимо воли, вечно тревожит их.

    Раввин Натан Нусбаум. "Ключ к вечности еврейского народа". (Цит. по: Интернет)

https://spectr.org/2000/020/nusbaum.htm

    

    

Продолжение - Часть III (см. Дополнение II.)


    



1. Иаков – евр. Иааков, более полно Йааковэль – "да поддержит бог".

    Полное имя Иакова было, очевидно, Иакобель. В таком виде оно встречается в египетской надписи (около 1500 г. до н.э.), где под этим именем

    подразумевается древний населенный пункт в Палестине. В ХVIII в. до н.э. в текстах Месопотамии упоминается имя Иакобиль. Имя Иаков,

    вероятно, означает "Да защитит Бог". Более неясной является этимология имени Израиль. Современные исследователи предполагают, как наиболее

    вероятную, этимологию: "Да правит Бог" или "Да воссияет Бог".
2. Большинство современных библеистов считает предание о том, что Иаков был внуком Авраама, скорее символом, чем отражением конкретной

     действительности.
3. Жена Иакова носила с собой «терафимов», т.е. домашних богов отца (Быт. 31.19). Кроме того, идолы были и у других членов рода (Быт. 35. 2 сл.).

    Выселение Иакова из Месопотамии, так же, как и у Авраама, имеет религиозное обоснование (Быт. 313).
4. Быт. 9. 24 "Абир Иакоб" переведено в синодальной Библии как "мощный Бог Иакова". Однако в финикийских текстах из Угарита слово "аббир"

    означает "телец".
5. Массебы были найдены не толко в Гезере, но и во всех других местах раскопок, следователно, были распространены повсеместно.

    Обычай ставить массебы на жертвенных местах перешел от хананейцев к израильтянам; массебы ставились также и на могилах

    (ср. Быт. 35,20 о массебе на гробнице Рахили), очевидно, в связи с культом мертвых.
6. В справочнике В.Л. Ранцова: "Хронология всеобщей и русской истории", указано, что "переселение евреев в Египет из Палестины" имело место в 1800 году до Р.Х.

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика