"От Имени и по поручению"

Дополнение к части XI

    

    

    

    

    


    

    Филон по размерам и характеру

    своих умственных способностей

    был вовсе не философ.

    Его писания всецело относятся

    к области публицистики.

    Он, конечно, нимало не был

    "малодушным", но был не мыслителем,

    а компилятором, не создавал идеи,

    а питался умственно тем, что

    рождали другие мыслители.

    

    Лев Тихомиров.

    "Религиозно-философские

    основы истории".

    

    
"Восхитительный Филон"

    

    

    Как брат арабарха Александра Филон (родившийся за 10 лет до Р.Х. и умерший в 60 г. по Р.Х.) принадлежал к наиболее видной и богатой семье александрийской общины.

    Генрих Грец. "История евреев от древнейших времён до настоящего", том IV. Одесса, Издание книжного магазина "Шерман", без указания года издания, с. 249.

[Далее: Генрих Грец. "История евреев", у указ. тома и cтр.]

    

    Рудольф Штайнер указывает следующие даты рождения и смерти Филона Александрийского:

    "25 год до Р.Х. - 50-е годы по Р.Х."

    См. Рудольф Штайнер. "Христианство как мистический факт". Ереван, издательство "Ной", 1991, с. 126.

[Далее: Рудольф Штайнер. "Христианство как мистический факт", с указ. cтр.]

    

    ...Крупнейшим представителем аллегорического толкования Ветхого Завета был Филон Александрийский (20-е годы до н.э. - 40-е годы н.э.), который применял этот метод тотально, рассматривая весь Ветхий Завет как сплошную аллегорию.

    Зенон Косидовский. "Сказания евангелистов" (издание второе). М., Издательство политической литературы, 1979, с. 68.

[Далее: Зенон Косидовский. "Сказания евангелистов", с указ. cтр.]

    

    В царствование Калигулы Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии, приехал в Рим. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением.

    "Философия Филона Александрийского – кратко". (Цит. по:) Интернет

http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2750-filosofiya-filona-aleksandrijskogo-kratko

    

    Филон [Йедидья] Александрийский [Иудей]

    ...оказав огромное влияние на всю средневековую христианскую и мусульманскую теологию, не повлиял на иудаизм прямым образом, вплоть до того, что это имя до XIX века было практически неизвестно иудаизму, за исключением крайне узкого круга учёных, в основном итальянских, а его труды на иврит не переводились. Объясняется это тем, что Египетская еврейская община (в основном Александрийская) оказалась в стороне от основного русла развития иудаизма. Определяющими оказались Палестинская и Вавилонская общины, а потому источники Египетской общины сохранились в очень небольшом объёме.

    "Средневековая еврейская философия" [курс лекций, подготовленный группой авторов]. Часть I, лекция 1 (Введение).

(Цит. по:) Интернет A:\The Jewish medieval philosophi.htm

    

    Хотя Филон и преклонялся перед философией, он ставил иудаизм, который он называл "истинной премудростью", ещё выше.

    Собирая на богатой ниве греческой философии прекрасные цветы мысли, он плёл из них венок, которым хотел украсить иудаизм.

    Г. Грец. "История евреев", том 4, с. 249.

    

    ...манера находить во всём аллегорию оказалась такой заразительной и настолько овладела умами, что даже толпа не находила более прелести в простых рассказах, возвышенных учениях и законах святого Писания, но забавлялась самыми замысловатыми толкованиями.

    Набожные мужи, имевшие обыкновение по субботам толковать св. Писание, должны были подчиниться увлечению времени и согласиться на аллегорическое толкование истории и учения. Один из таких набожных проповедников дал совершенно понятному и ясному Закону аллегорическое истолкование, которое нагляднейшим образом характеризует болезненную манеру аллегористов. Закон, по которому бесстыдная женщина должна быть наказана, если она, помогая мужу во время ссоры, схватит противника за половые органы, получил символическое значение: "душа имеет мужскую и женскую стороны; первая направлена на божественное, вторая на земное", и закон имеет в виду (в данном случае) показать, что стремление души ко всему бренному должно быть подавлено...

    Там же, с. 287.

    

    Во всей эллинистической еврейской литературе, насколько мы её знаем, Филон, возвышаясь над прочими авторами, безусловно, стоит особняком (сноска 1) и принадлежит в одинаковой мере двум культурам - иудейской и греческой.

    Хотя он, будучи иудеем по вере, не пытался представить иудаизм как некую цельную богословскую систему, а, являясь по образованию вполне эллином, был далёк от того, чтобы претендовать на своё собственное философское учение; тем не менее он был (первым и последним) систематизатором эллинистического иудаизма. Толкуя текст Пятикнижия, он, как правоверный иудей, был скован рамками многовековой традиции, но, глядя на этот же текст глазами человека, получившего греческое (и в первую очередь философское) образование, он волей-неволей вынужден был ломать эти рамки, искать в писании скрытые за доступным для всех содержанием моральные и философские категории и тем самым превращать Моисеев закон в объект философского исследования.

    В результате система Филона - это не свободное творчество ума: отправной и конечной точками всех его построений является Писание; это единственный импульс, который заставляет его философствовать.

    А.Л. Хосроев. "Александрийское христианство".

М., "Наука", 1991, с. 69-70.

    

    Сочинения Филона Иудейского - отвратительные жидовские капуцинады; они почти сплошь состоят из крайне натянутых и безвкусных аллегорических толкований Ветхого Завета, прежде всего Моисея...

    Содержанием этих книг ограничивается весь его кругозор и все его мысли.

    Артур Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Том V.

М., издательство Д.П. Ефимова, 1910, с. 344.

    

    Филон рассматривал Бога, как трансцендентного творца, бесконечно далёкого от видимого мира. Это некая непостижимая для человеческого разума духовная сила, безличная и бестелесная.

    Зенон Косидовский. "Сказания евангелистов", с. 68.

    

    ...Бог, как бесконечный и несотворённый не может быть сравниваем ни с чем сущим. Он не имеет никакого сходства с творениями, [Он] превыше времени, пространства и человеческих страстей; он самодавлеющ.

    Он прекраснее, чем добродетель и знание, прекраснее, чем красота и доброта (идеал греческой мудрости), проще чем число один, блаженнее всякого блаженства. Поэтому именно Богу нельзя приписывать никаких свойств, кроме отрицательных; следует поэтому говорить, что Бог лишён свойств. По той же причине никакое имя не может выразить божественной сущности; О Нём можно только сказать, что Он есть Сущий или Бытие во всём. Это философское понятие евреи обозначают четырёхбуквенным именем Бога (tetragrammaton), которое может быть произносимо только в святилище и может быть услышано только теми, ум и язык которых просветлены мудростью.

    Г. Грец. "История евреев", том IV, с. 293-294.

    

    ...Многие выражения в св. Писании, говорящие о Боге, как о человеке, приписывая Ему переход с места на место или человеческие члены и чувства, ни в коем случае не могут быть понимаемы в буквальном смысле, так как само Писание говорит: "Бог не подобен людям". Поэтому такие выражения должны считаться результатом приспособления к человеческой слабости и требуют само собой от посвящённых, чтобы они искали скрытый в них более возвышенный смысл.

    Там же, с. 289.

    

    ...в учении о Боге Филон не оставался верен самому себе: признав Бога неопределённым, он, тем не менее, приписывает Ему положительные черты. Бог, по Филону, объединяет в себе все совершенства, и от него они рассеиваются в тварном мире. Бог всё наполняет собой и всё проникает; Богу свойственно делание. Среди положительных свойств Бога Филон особенно выделяет благость и могущество.

    "Гностики, или о "лжеимённом знании" (издание второе).

Киев, "Уцимм-пресс", 1997, с. 30.

    

    

    

    Филон Александрийский.

    "О посольстве к Гаю.

    Против Флакка"

    М., "Директ-Медиа", 2008 г.

    

    …раз мы хотим исследовать причину, по которой была сотворена эта вселенная, то, думаю, не погрешим против истины, если признаем вслед за одним из древних, что Отец и Создатель — благ. В силу своей благости Он не отказал в совершенстве собственной природы материи, которая сама по себе не имела никакого достоинства, но которая могла соделаться всем. Ибо сама по себе она была беспорядочна, бескачественна, безжизненна, безобразна, исполнена изменчивости, разлада и дисгармонии. Отныне же с ней совершилось превращение и изменение, соделавшие ее совершенной противоположностью и предоставившие ей все лучшее: порядок, качество, жизнь, образ, тождественность, гармонию, согласованность — все, что являет собой идею лучшего.

    Филон Александрийский. "О сотворении мира согласно Моисею" (перевод А. В. Вдовиченко).

(Цит. по:) Интернет http://khazarzar.skeptik.net/books/philo/opificio.htm

    

    ...за шесть дней, говорит он, был сотворен мир — не потому, что Творящий нуждался в некой временной протяженности, ибо Богу, не только когда Он повелевает, но и когда замышляет, свойственно все делать сразу, — но потому, что возникающим [вещам] был необходим порядок. Порядку же свойственно число. А по законам природы из всех чисел самое важное при возникновении есть число шесть. Ибо после единицы оно — первое совершенное, [то есть] равное произведению своих частей и их сумме: половины — троицы, трети — двоицы и шестой части — единицы. По природе, можно сказать, оно и мужское, и женское, и образовано умножением друг на друга. Ибо мужским является в сущих нечетное, а женским четное. Так, начало нечетных чисел есть троица, четных — двоица, а их произведение — шестерица. Ибо следовало, чтобы мир, будучи совершеннейшим из возникших, был утвержден в соответствии с совершеннейшим числом шесть, а кроме того, поскольку ему надлежало в себе самом содержать возникновения из сочетаний попарно, то образоваться он должен был в соответствии со смешанным числом, первым четно-нечетным, заключая в себе идею семенного мужского и воспринимающего семя женского. Каждому из дней он отвел определенную часть бытия, особо выделив первый день, который сам он не называет первым, чтобы не сопричислить его остальным, но, назвав его "единым" (Быт.1:5), дает ему таким образом самое точное имя, поскольку в нем он увидел и выразил природу и смысл единицы.

    Там же.

    

    Какая-то матрона спросила однажды р. Иосея, сына Халафты: Во сколько дней Всесвятой сотворил мир?

    - В шесть дней, ответил он.

    - Что же делает Он с того времени? — спросила она дальше.

    - Он сидит и составляет бракосочетания! — был ответ р. Иосея.

    - Р. Берахия говорит: "Так ответил ей р. Иосей: "Всесвятой сидит и ставит лестницы, по которым Он низводит одних и возвышает других".

    "Берешит-рабба", 68.

    

    [По мнению Филона]...материя, из которой состоит мир, конечна, имеет только видимое существование и является источником зла.

    Г. Грец. "История евреев", т. 4, с. 293.

    

    ...Поскольку всякая материя - зло, то связь Всевышнего с жизнью может осуществляться только через посредника, и этим посредником у Филона является "Логос". "Логос" - слово Бога, излучение Его духа, орудие формирования и управления материальным миром, подобно тому как душа управляет человеческим телом. Филон иногда персонифицирует "Логос", называя его "Сыном Божьим" или "первородным Сыном Бога".

    Зенон Косидовский. "Сказания евангелистов", с. 68.

    

    ...система Филона принимает нечто среднее между Богом и миром. Сначала Бог сотворил духовный мир идей, которые предназначены были служить не просто первообразами будущих вещей, но сделались в то же время деятельными силами и причинами, сопровождающими Бога, как свита служителей. Через эти духовные силы Бог оказывает посредственное воздействие на мир. Они являются Его наместниками и вестниками, распорядителями мира, неразрывными цепями, которыми Бог сковал вселенную, опорой, на которой он её утвердил; они суть чистые духи, которых греки обозначают как добрых демонов, Моисей же называет их ангелами. При описании этих сил у Филона замечалось колебание: то он допускает, что они представляют собой неотъемлемую часть Бога, то они действуют, как самостоятельные, имеющие отдельное бытие существа, смотря по тому, берёт ли верх в его мышлении философское или еврейское влияние. Относительно того, как Бог произвёл на свет эти силы, филонова система даёт весьма неточные сведения. То в ней заявляется, что это духовное сотворение явилось результатом расширения и напряжения божественной сущности, то результатом проникновения Бога в мир.

    Понятие, обозначающее эти духовные силы, это среднее между Богом и миром, есть, по мнению Филона, Логос, или деятельный божественный разум, божественная мудрость, божественный дух, сила над всеми силами. Логос, в изображении Филона, более фантастическому, чем философскому, есть первородный Сын Божий, который стоит между бесконечным и конечным, связывая и разделяя их в одно и то же время. Он ни не сотворён подобно Богу, ни создан подобно конечным вещам. Логос есть первообраз мира, наместник Бога, передающий миру Его приказания, толкователь, возвещающий миру Его волю, исполнитель, осуществляющий тотчас же её, архангел, передающий людям действия и откровения Бога, первосвященник, который возносит к Богу молитвы за мир.

    Греческая философия установила понятие мирового разума, неизменного закона, которым поддерживается порядок в мире, а стоическая школа ввела для этого имя "Логос". Но это понятие не носило в глазах Филона характера истины, пока он не отыскал его в св. Писании. Это удалось ему в состоянии глубокой восторженности, и в последствии он с чувством восхищения вспоминал об этом внутреннем откровении, выпавшем на его долю. Он отыскал в св. Писании Логос, его назначение и деятельность под видом пламенного меча, который рядом с обоими херувимами, символами двух основных сил Бога, охраняет Эдем.

    Филон, однако, не дошел до того, чтобы Логос называть в известном смысле вторым Богом. Итак, если говорят: Бог сотворил мир, то по воззрению Филона, это надо понимать следующим образом: Бог сотворил Логос, как первообраз мира, самоё же сотворение мира было выполнено не непосредственно Богом, но посредством Логоса. Мир есть отражение Логоса, который привёл его в надлежащий вид и поддерживает в нём порядок; он представляет собой душу вселенной, движущую её силу, господствующий над ней закон. Он является также историческим провидением, которое на обыйденном языке называется счастьем; он обуславливает возрождение и гибель народов и государств.

    Филон представлял себе мир сотворённым, и он особенно выделяет эту мысль, как учение иудаизма, в противоположность тому воззрению, которое приписывает миру безначальность, но это сотворение мира было, по его мнению, скорее организацией мира, так-как божественная мудрость, Логос, оживила мёртвую материю, разложила её и привела в порядок. Человек своей духовной стороной, подобно высшим существам, или ангелам, является созданием Логоса и, благодаря последнему, заключает в себе часть божественного или, в библейском смысле, сотворён по подобию Божьему, Поэтому человек обладает, как божественным даром, способностью мышления и свободой воли.

    Генрих Грец. "История евреев", т. 4, с. 294-296.

    

    Пламенный же меч потому, что им должен сопутствовать теплый и огневидный разум — мера всех вещей, — который никогда не прекращает двигаться со всей возможной скоростью, избирая прекрасное и избегая его противоположности.

    Филон Александрийский. "О херувимах, о пламенном мече и о первой твари, родившейся от человека, Каине".

(Цит. по:) Интернет http://www.odinblago.ru/filosofiya/filon_aleksandriyskiy/o_heruvimah/

    

    ...духовные силы, через которые Бог приводит в порядок беспорядочную материю, суть Его слуги и заместители, посредники между ним и тварным миром, а также его посланники к людям. По функциям существ-посредников, ровно как и по приписываемым им именам, трудно определить, являются ли они существами личностными или нет; вероятно они одновременно и те, и другие. В учении Филона о посредниках пересекаются двоякие представления: религиозные (когда подразумеваются существа-личности) и философские (когда он имеет в виду отвлечённые эйдосы). Он связывает оба представления, не замечая их противоречивости.

    "Гностики, или о "лжеимённом знании" (издание второе).

Киев, "Уцимм-пресс", 1997, с. 31.

    

    ...Численность сил в системе Филона определить невозможно: их количество беспредельно. Отношения, т.е. координация или субординация этих сил весьма не определены.

    Там же, с. 32.

    

    ...Отношение логоса к Богу, а в связи с этим и личность Логоса, у Филона также не определены и невыяснены. С одной стороны Логос, как атрибут Бога, тождествен с его премудростью; а с другой, - он отдельное существо, как бог в несобственном смысле, или второй бог.

    Там же, на той же стр.

    

    Одним из краеугольных камней учения Моисея и всех его последователей есть воззрение, что человек обладает неограниченною свободою воли, то есть что всё, находящееся в пределах человеческой возможности, совершается человеком согласно его природе, свободному выбору и воле. Точно также и животные передвигаются по своему произволу, и такова воля Божия, то есть Его первоначальная, предвечная воля была, чтобы каждое живое существо двигалось произвольно и чтобы человек обладал возможностью свободно действовать и выбирать то, что ему возможно; против этого принципа как в массе, так и в ученой части народа нашего, нет решительно ни каких противников.

    "Море-Невухим", часть 3, глава 17.

    

    ...Филон видел в судьбах человеческих душ завершение великой мировой драмы, пробуждение зачарованного Бога.

    Он описал внутренние переживания души в таких выражениях: Премудрость внутри человека "подражает путям Отца и создаёт формы, взирая на прообразы". Следовательно, создание человеком внутри себя образцов не является делом личным.

    Рудольф Штайнер. "Христианство как мистический факт", с. 127.

    

    В силу соединения тела с душой, происходящей от Бога, человек стоит на границе вечного и преходящего. Он представляет собой мир в малых размерах, благороднейшее из земных творений, но вместе с тем он ниже бестелесных существ.

    Бессмерие души не нуждалось в глазах Филона в особом доказательстве. Так как душа божественного происхождения, то она уже в силу одного этого должна быть нетленной. Со смертью человека душа его отделяется от тела для того, чтобы вернуться к своему источнику, на свою родину, освободившись из земной темницы, откуда она, подобно евреям из Египта, стремится уйти ещё при жизни. Но пока душа связана с телом, она подавлена и не свободна от греха: "тело побуждает душу к чувственному".

    Генрих Грец. "История евреев", том IV, с. 296.

    

    ...Еврейский народ несомненно знал в общих чертах о теории переcеления душ.

     Филон прямо утверждает, что этот догмат составлял часть учения еврейской александрийской школы.

    Иог Рамачарака. "Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство."

Рига, Книгоиздательство Н. Гудкова, год издания не указан, с. 150.

    

    ...[По Филону] человек через Логос может достичь общения с Божеством в блаженном экстазе.

    И.С. Свенцицкая. "Раннее христианство: страницы истории".

М., Издательство политической литературы, 1987, с. 258.

    

    ...Как только человек достигает самопознания, он начинает понимать всю ограниченность своего разума. Поэтому, если он хочет достигнуть поставленной человеку высшей цели, то он должен отказаться от познания посредством своего разума и всецело погрузиться в Бога.

    Свет человеческого разума должен угаснуть перед светом божественным. Человек должен войти в состояние экстаза, божественного безумия; ибо лишь только засияет божественный свет, исчезает человеческий, и так же наоборот.

    Генрих Грец. "История евреев", том IV, с. 296-297.

    

    ...относительно благочестия, хотя оно представляет собой заботу о Боге, недопустимо утверждать, что оно служит на пользу Божеству. Ему ничто не служит на пользу, так как, во-первых, у него нет потребностей, и, во-вторых, не может вещь приносить благо Тому, что во всех отношениях ее превосходит, — напротив, божество постоянно и непрерывно помогает всем. Поэтому, когда мы говорим, что благочестие является заботой о Боге, мы имеем в виду что-то вроде службы рабов, умеющих незамедлительно выполнить повеление хозяев. Но и здесь будет то различие, что хозяева нуждаются в услужении, а Бог — нет. Первым оказывают услуги, которые принесут им пользу, а служащие второму не предложат ничего, кроме образа мыслей, исполненного любви к хозяину. Ведь они не обнаружат ничего, что они могли бы усовершенствовать, так как все дела хозяина изначально устроены наилучшим образом, однако себе они принесут великие блага, стараясь обратить на себя внимание Бога.

    Филон Александрийский. "О том, что худшее склонно нападать на лучшее".

(Цит. по:) Интернет http://www.odinblago.ru/filosofiya/filon_aleksandriyskiy/filon/



    

    

    

    М.Д. Муретов.

    "Учение о

    Логосе у

    Филона

    Александрийского

    и Иоанна Богослова".

    Спб., "Издательство

     Олега Абышко", 2012 г.

    

    Р. Элиезер от имени Бен Сиры (Иисуса Сирахова) говорит: "О том, что выше тебя, не рассуждай; в то, что не по силам тебе, не углубляйся; непостижимым для тебя не занимайся; о том, что сокрыто для тебя, не спрашивай. Размышляй только о том, что дозволено; до тайн же тебе дела нет".

    Иерусалимский Талмуд, трактат "Хагига" 2,2; "Берешит-рабба" 8.

    

    После того как их речь завершит дальний бег наподобие этого, кажется, что они одержали победу над теми, кто не привык мудрствовать. Однако причиной победы является не сила победителей, а слабость в этих вещах их соперников. Ведь среди стремящихся к добродетели одни доверили сокровища прекрасного только душе: они упражняются в похвальных делах, и даже во сне не приснятся им хитросплетения слов; вторым же удалось и то, и другое: благоразумием и благородными поступками изрядно укрепить рассудок, а словесным искусством — речи. Состязаться с кем-либо в искусстве спора подобает таким, как они, — располагающим средствами, чтобы с легкостью отразить противника. А первые совершенно беззащитны. И правда, какие люди сумеют без оружия оказать достойное сопротивление одетым в доспехи, при том что, и вооружись они, борьба будет неравная? Что касается Авеля, то он не изучал искусство речей и знает прекрасное лишь благодаря рассудку. Поэтому ему следовало, отыскав предлог, не приходить на поле и пренебречь вызовом неприятеля. Ведь любая нерешительность лучше поражения. Эту нерешительность враги называют трусостью, а друзья — осторожностью. Не верить следует скорее друзьям, чем неприятелям, ибо они не лгут.

     Разве ты не видишь, что Моисей находит предлог, чтобы избежать находящихся в теле, Египте, софистов, которых он называет колдунами, потому что уловки и чары софизмов как бы околдовывают и губят благородные нравы? Он говорит, что он не "доброречив" (Исх. 4:10), что значит не способен к витийству, творящему подобия добрых и убедительных речей. Затем ниже он утверждает, что не только не "доброречив", но и совсем "бессловесен" (Исх. 6:12). Бессловесен же (но не в том смысле, в каком мы говорим так о неразумных животных) тот, кто не считает возможным пользоваться возникающим в голосовом органе словом, но в одном лишь рассудке начертывает и запечатлевает основоположения истинной мудрости, противоположной лживому мудрствованию. Поэтому он пойдет в Египет и вступит в борьбу с его софистами не прежде, чем достигнет вершины, упражняясь во внешнем слове, после того как Бог явит и доведет до совершенства все виды изложения избранием брата Моисея Аарона, которого Он обыкновенно называет "устами" (Исх. 4:16), "излагающим" и "пророком" (Исх. 7:1). И правда, все это присуще слову, брату рассудка. Ведь рассудок является источником слов, и слово для него — устье, потому что через него вытекают наружу, подобно льющимся из источника водам, все умозаключения; оно же излагает принятые в его совете решения; и, разумеется, оно пророчествует и возглашает оракулы, беспрестанно доносящиеся из его заповедных и незримых святилищ.

     Такой способ борьбы против умеющих оспаривать учения полезен, так как, поупражнявшись в видах речей, мы уже не будем валиться с ног из-за неискушенности в софистических приемах, но поднимемся, примем стойку и ловко освободимся от их умелых захватов. И как только они будут однажды разоблачены, окажется, что они обладают умением бойцов, сражающихся не с соперником, а со своей тенью. Ведь и последние славятся тем, что ловко действуют руками, сражаясь сами с собой, но, выйдя на состязание, навлекают на себя немалый позор. Если тот, кто не изучал искусство речей, хотя и украсил душу всяческими добродетелями, не ответит на вызов, он обретет легко достижимую награду безопасности, но если он, подобно Авелю, выйдет на софистическое соревнование, то будет брошен на землю раньше, чем примет стойку. Среди врачей одни, хотя и умеют лечить чуть ли не любые страдания, болезни и недомогания, однако обо всем этом не могут сказать истинного или правдоподобного слова. Другие же, наоборот, будучи искусны в речах, очень хорошо излагают все, из чего складывается искусство — признаки, причины и способы лечения заболеваний, но крайне слабы в том, что касается ухода за больным телом, и не в состоянии предложить даже простейшее из лекарств. Подобным же образом упражняющиеся в мудрости посредством дел часто не заботятся о речах, а изучившие искусства с помощью речей не хранят в душе ни одного прекрасного образца. Поэтому нет ничего удивительного в самонадеянной дерзости, свойственной их необузданному языку, ибо они обнаруживают бессовестность, которую воспитывали в себе с самого начала. А тем, как врачам, изучившим искусство исцеления болезней и язв души, необходимо ждать, пока Бог не создаст наилучшего истолкователя, напитав источники речи и явив их ему.

    Филон Александрийский. "О том, что худшее склонно нападать на лучшее".

(Цит. по:) Интернет http://www.odinblago.ru/filosofiya/filon_aleksandriyskiy/filon/

    

    Р. Ханина говорит: "Все в руке Всевышнего, кроме богобоязни, как сказано (Второз. 10, 12): "Чего требует от тебя Господь Бог твой? — Только того, чтобы ты боялся Превечного".

    Иерусалимский талмуд, трактат "Берахот" 33а.

    

    Время Филона было эпохой развития или назревания разнообразных крупных умственных движений. Иудейский закон вырастал в Талмуд. Еврейская теософия подготовляла будущую Каббалу. Неоплатонизм уже готов был выдвинуть Аммония Саккоса, в египетской философии назревал санкретизм с греческой, подготовивший Гермеса Трисмегиста дошедшей до нас формации. В еврейско-сирийском мистицизме назревал гнозис. Наконец, уже при жизни Филона явилось Откровение Спасителя. По многообразию интересов и начитанности Филона его публицистика имеет известное отношение к самым разнообразным умственным движениям. Но кто же из их творцов учился у Филона?

    Нельзя искать его влияний ни у Гермеса, ни у Плотина, ни у гностиков. Относительно Каббалы Адольф Франк категорически утверждает, что филон для каббалистов совершенно неизвестен. "Имя Филона, - говорит он, - никогда не упоминается еврейскими писателями средних веков. Ни Саадия, ни Маймонид, ни их ученики не посвятили ему никакого воспоминания, и даже теперь он почти неизвестен тем своим единоверцам, которые не имели дела с греческой литературой".

    Лев Тихомиров. "Религиозно-философские основы истории" (приложение к журналу "Москва").

М., 1997, с. 153.

    

    Мы особенно настаиваем на том, что полного тождества с Каббалой нельзя искать ни в гностицизме, ни в учениях прочих тайных обществ. Цель иудеев - инициаторов лжеучений, направленных против христианства и других неиудейских религий, заключалась не в том, чтобы посвятить чуждые им народы в свою тайную премудрость, а в том, чтобы разрушить религиозные, общественные и государственные устои этих народов и подчинить их своему влиянию.

    Руководствуясь этой целью, иудеи - основатели и скрытые вдохновители тайных обществ и ересей - черпали из Каббалы основные идеи своих лжеучений, а затем каждый из них развивал и изменял добытый из этого князя лжи материал, сообразно со своей фантазией или же применительно к сложившимся обстоятельствам.

    Н.А. Бутми. "Каббала, ереси и тайные общества".

(Цит. по:) Интернет.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    ...Не есть она [Каббала] также подражание школе александрийской, потому, что древнее этой школы, и потому, что иудеи обнаруживали всегда в отношении к греческой цивилизации глубокое отвращение и полное её неведение, тогда как Каббалу возвышали в то же время на степень божественного откровения.

    ...Нельзя смотреть на Каббалу и как на произведение Филона, несмотря на то, что в учении этого богослова-философа заключается значительное число каббалистических идей. Филон не мог бы передать эти идеи своим соотечественникам, оставшимся в Палестине, без того, чтобы не посвятить их, одновременно, в таинства греческой философии; он, по свойству ума своего, не был способен основать нового учения; в памятниках иудейских нельзя найти ни малейших следов его влияния; наконец, сочинения Филона достоверно новее каббалистических начал.

    Василий Васильевич Григорьев. "Еврейские религиозные секты в России".

Спб., Типография Министерства внутренних дел, 1847, с. 154-155.

    

    ...непосвященные в таинства образования всё всегда спутывают и смешивают, ибо не знают ни о различиях между целым и частями, ни о различиях между родами и видами, ни о совпадении их имен. Поэтому всякий себялюбец, называемый Каин, должен знать, что он уничтожил нечто, соименное Авелю, — вид, часть, отображенный отпечаток, не первообраз, не род, не идею. А он думает, что их, неистребимых, он истребил вместе с живыми существами. Пусть ему теперь скажут с презрением и насмешкой: что ты сделал, несчастный? Разве не продолжает жить у Бога боголюбивое учение, которое, как тебе кажется, ты уничтожил? Разве не себя самого ты убил, коварно уничтожив того единственного человека, благодаря которому ты имел возможность жить безупречно?

    Филон Александрийский. "О том, что худшее склонно нападать на лучшее".

(Цит. по:) Интернет http://www.odinblago.ru/filosofiya/filon_aleksandriyskiy/filon/

    

    ...Тогда поймёт он [гой] бесплодность борьбы с этим ветхозаветным Израилем, хотя никогда не откажется, и по нравственному чувству не может отказаться, от единоборства с пороками каждого отдельного Янгеля или Шмуля, который, впрочем, не может не быть порочным, имея перед собою бесконечную программу добывания злата всеми путями, и соблюдая нравственный закон лишь по отношению к своим единоверцам.

    Тут странное явление психологии исторической: народ, живущий в среде нравственной и чистой между собою, и вместе с тем – творящий безграничные преступления относительно всякого члена другой народности! Тут историческая и антропологическая тайна и загадка, которую не растолкуют никакие египетские снотолкователи, не объяснит сам Иосиф Прекрасный, так хорошо истолковывавший сны фараону...

    Князь Н.Н. Голицын. "Употребляют ли евреи христианскую кровь?" Замечания по поводу спора Н.И. Костомарова с профессором Д.А. Хвольсоном.

Варшава, Типография Губернского Правления, 1879, с. 37-38.

    



    

    

    

    

    



     1. Филон предназначал свои труды (за исключением политических трактатов) только своим единоверцам, но вряд ли был понятен и интересен большинству из них и поэтому так и остался автором элиты...

    

    

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика