Из истории издательства "Среди коллекционеров"
Марка издательства
Журнала "Среди коллекционеров"
|
Московское (частное) издательство «Среди коллекционеров» было создано в 1921 году. Его организатором и бессменным редактором (до конца существования издательства) был И.И. Лазаревский — выдающийся искусствовед и незаурядный коллекционер, известный не только в России, но и в Европе. Собственно Лазаревский сам и сформировал основной «костяк» этого издательства, пригласив для работы в редакции профессоров: А. Сидорова, Б. Виппера, Н. Некрасова, председателя РОДК ¹) В. Адарюкова, директора Эрмитажа С. Тройницкого, известных искусствоведов: П. Эттингера, П. Муратова, А. Эфроса, Б. Терновца. Эти искусствоведы принимали активное участие в создании и работе РОДК. С издательством постоянно сотрудничали члены Ленинградского общества библиофилов (ЛОБ) Э. Голлербах, В. Воинов и В. Охочинский. Часто издательство «Среди коллекционеров» определяют как группу издателей-энтузиастов, занимавшихся исключительно подготовкой очередных номеров одноименного журнала. Действительно журнал «Среди коллекционеров» был главным, но не единственным достижением издательства. О журнале вспоминают в первую очередь потому, что он «с первого момента привлек к себе внимание специалистов и исследователей. И хотя появление такого журнала поначалу показалось современникам почти безумным предприятием на фоне царившей в стране разрухи, оно в действительности было вызвано вполне объективными причинами — образованием новых и активизацией уже существовавших кружков и обществ коллекционеров (в том числе, библиофилов) и отсутствием у них собственных печатных органов. Журнал "Среди коллекционеров" занял готовую и уже давно пустовавшую «нишу».
С первого же номера журнал превратился в печатный орган "РОДК" и других подобных ему организаций, однако, по тематике своих публикаций, он выходил за рамки, определенные его анахроничным названием, затрагивая вопросы не только частного коллекционирования, но и музейного дела c сопутствующими научными исследованиями, давая читателю сведения и о зарубежной культуре коллекционирования. Кроме перечисленных направлений журнал информировал читателя о деятельности отдельных известных издателей и библиофилов, публиковал описания крупнейших частных собраний книг, рукописей и произведений прикладного искусства, различные библиографические обзоры.
За неполных 4 года существования издательства было выпущено 48 номеров журнала "Среди коллекционеров", в 29 оригинально оформленных издательских обложках, большинство из которых стали классическими образцами искусства книжной графики периода создания СССР. Объем отдельного номера был в пределах от 16 до 104 страниц. Количество иллюстраций в отдельных номерах достигало 22 шт. Последние 4 номера журнала были выпущены в 2-х вариантах (на обычной и специальной импортной дорогостоящей бумаге). «Особые» экземпляры были предназначены для вполне определенных лиц и в продажу не поступали.
Технический уровень оформления журнала постоянно повышался: текст первого номера был напечатан на пишущей машинке; cледующих четырех номеров — на гектографе, а остальных — качественно выполнен типографским способом» ²). |
Несмотря на значительные материальные затруднения, за время своего существования издательству «Среди коллекционеров» удалось выпустить часть подготовленных к изданию монографий по тематике, связанной с различными видами коллекционирования. Вот эти издания:
- Ф.М. Лурье (составитель). Журнал "Среди коллекционеров" (1921 - 1924). Указатель содержания.
Ленинград, 1986, 63 c.
Ответственный редактор В.А. Петрицкий.
- Адарюков В.Я. Русский книжный знак.
Москва, 1921, 59 c., 21 л илл., тираж 350 экз.
Художественное оформление И. Рерберга.
В этой книге, помимо описания конкретных книжных знаков, содержится библиографическое исследование отечественных изданий, посвященных мастерам русского экслибриса.
Её второе издание вышло (с исправлениями и дополнениями автора) в 1922 году (Москва, 1922, 91 c., илл.).
- Гинзбург М.Я. "Ритм в архитектуре. Этюды по метафизике зодчества".
Москва, 1922, 70 c., илл., тираж: 2000 экз.
Иллюстрации: рисунки, выполненны литографическим способом, репродукции, выполненны фотоспособом.
- Голлербах Э.Ф. Фарфор государственного завода.
Москва, 1922. — 54 c., 50 л илл. (из них 10 — на отдельных листах), тираж: 700 экз. (из них 200 — именных).
Под ред. И.И. Лазаревского. Гравюры С. Чехонина. Графическое оформление И. Рерберга.
- Адарюков В.Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака.
Москва, 1923, 65 с., илл.
По ряду причин, прежде всего материального характера, в 1924 году издательство прекратило свое существование, а его продукция быстро перешла в разряд библиографических редкостей.
|
|