Из истории издательства "Среди коллекционеров"


Марка издательства




Журнала "Среди коллекционеров"

    Московское (частное) издательство «Среди коллекционеров» было создано в 1921 году. Его организатором и бессменным редактором (до конца существования издательства) был И.И. Лазаревский — выдающийся искусствовед и незаурядный коллекционер, известный не только в России, но и в Европе. Собственно Лазаревский сам и сформировал основной «костяк» этого издательства, пригласив для работы в редакции профессоров: А. Сидорова, Б. Виппера, Н. Некрасова, председателя РОДК ¹) В. Адарюкова, директора Эрмитажа С. Тройницкого, известных искусствоведов: П. Эттингера, П. Муратова, А. Эфроса, Б. Терновца. Эти искусствоведы принимали активное участие в создании и работе РОДК. С издательством постоянно сотрудничали члены Ленинградского общества библиофилов (ЛОБ) Э. Голлербах, В. Воинов и В. Охочинский. Часто издательство «Среди коллекционеров» определяют как группу издателей-энтузиастов, занимавшихся исключительно подготовкой очередных номеров одноименного журнала. Действительно журнал «Среди коллекционеров» был главным, но не единственным достижением издательства. О журнале вспоминают в первую очередь потому, что он «с первого момента привлек к себе внимание специалистов и исследователей. И хотя появление такого журнала поначалу показалось современникам почти безумным предприятием на фоне царившей в стране разрухи, оно в действительности было вызвано вполне объективными причинами — образованием новых и активизацией уже существовавших кружков и обществ коллекционеров (в том числе, библиофилов) и отсутствием у них собственных печатных органов. Журнал "Среди коллекционеров" занял готовую и уже давно пустовавшую «нишу».

    С первого же номера журнал превратился в печатный орган "РОДК" и других подобных ему организаций, однако, по тематике своих публикаций, он выходил за рамки, определенные его анахроничным названием, затрагивая вопросы не только частного коллекционирования, но и музейного дела c сопутствующими научными исследованиями, давая читателю сведения и о зарубежной культуре коллекционирования. Кроме перечисленных направлений журнал информировал читателя о деятельности отдельных известных издателей и библиофилов, публиковал описания крупнейших частных собраний книг, рукописей и произведений прикладного искусства, различные библиографические обзоры.

    За неполных 4 года существования издательства было выпущено 48 номеров журнала "Среди коллекционеров", в 29 оригинально оформленных издательских обложках, большинство из которых стали классическими образцами искусства книжной графики периода создания СССР. Объем отдельного номера был в пределах от 16 до 104 страниц. Количество иллюстраций в отдельных номерах достигало 22 шт. Последние 4 номера журнала были выпущены в 2-х вариантах (на обычной и специальной импортной дорогостоящей бумаге). «Особые» экземпляры были предназначены для вполне определенных лиц и в продажу не поступали.

    Технический уровень оформления журнала постоянно повышался: текст первого номера был напечатан на пишущей машинке; cледующих четырех номеров — на гектографе, а остальных — качественно выполнен типографским способом» ²).

    Несмотря на значительные материальные затруднения, за время своего существования издательству «Среди коллекционеров» удалось выпустить часть подготовленных к изданию монографий по тематике, связанной с различными видами коллекционирования. Вот эти издания:

  1. Ф.М. Лурье (составитель). Журнал "Среди коллекционеров" (1921 - 1924). Указатель содержания.
    Ленинград, 1986, 63 c.
    Ответственный редактор В.А. Петрицкий.

  2. Адарюков В.Я. Русский книжный знак.
    Москва, 1921, 59 c., 21 л илл., тираж 350 экз.
    Художественное оформление И. Рерберга.
    В этой книге, помимо описания конкретных книжных знаков, содержится библиографическое исследование отечественных изданий, посвященных мастерам русского экслибриса.
    Её второе издание вышло (с исправлениями и дополнениями автора) в 1922 году (Москва, 1922, 91 c., илл.).

  3. Гинзбург М.Я. "Ритм в архитектуре. Этюды по метафизике зодчества".
    Москва, 1922, 70 c., илл., тираж: 2000 экз.
    Иллюстрации: рисунки, выполненны литографическим способом, репродукции, выполненны фотоспособом.

  4. Голлербах Э.Ф. Фарфор государственного завода.
    Москва, 1922. — 54 c., 50 л илл. (из них 10 — на отдельных листах), тираж: 700 экз. (из них 200 — именных).
    Под ред. И.И. Лазаревского. Гравюры С. Чехонина. Графическое оформление И. Рерберга.

  5. Адарюков В.Я. Редкие русские книжные знаки. Материалы по истории русского книжного знака.
    Москва, 1923, 65 с., илл.


    По ряду причин, прежде всего материального характера, в 1924 году издательство прекратило свое существование, а его продукция быстро перешла в разряд библиографических редкостей.

Яндекс.Метрика

1) "Русское общество друзей книги".

2) См. (в интернете) А. Рожков. Краткий обзор деятельности издательства "Среди коллекционеров".

 


Сайт управляется системойuCoz