Типография Товарищества А.А. Левенсон.


Марка типографии

    "31 марта 1881 года в Москве, в Рахмановским переулке, на Петровке, открылась типография А.А. Левенсона.

    Новорожденное предприятие имело в своём распоряжении маленькую типографскую машину и несколько реалов в кассе. С этим, нельзя сказать, чтобы очень богатым инвентарём, купленным случайно у Нобилковского училища, новая типография и начала свою деятельность.

    Первые годы оказались для неё далеко не лёгкими: приходилось иметь дело всё с мелкими работами и выжидать больших заказов.

    Каждый посетитель, являвшийся в типографию, не подозревал, какие он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большей частью ...заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!"

    (См. "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. "Исторический очерк и описание мастерских 1881 - 1903".

    Москва, издание типографии А.А. Левенсон, 1903, с. 1-2).

    Так начинается повествование об истории возникновения и становления типографии, о которой, уже в начале XX века знали практически все собиратели качественных, с точки зрения полиграфии, русских изданий.

    Да и само издание, из которого мы приведём значительное количество цитат, роскошное по качеству его оформления, подготовленное "на совесть" и призванное показать возможности типографии, практически в полном объёме, в настоящее время на многих библиофилов производит не меньшее впечатление, чем, упоминаемые к месту и не к месту "Византийские эмали".

    Заметим кстати, что случаи её появления в букинистических магазинах достаточно редки, особенно в подобающем такому изданию "коллекционном" состоянии, его стоимость (в 2005 году) не опускалась ниже 3000 долларов США.

    Что же позволило заштатной типографии за двадцать лет подняться до уровня производителя эксклюзивных изданий, стать "поставщиком Двора Его Императорского Величества" и, что было не менее сложной задачей, "поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича"?

    Работая почти три года, практически на собственном энтузиазме, Левенсон получает-таки крупный заказ, пока на периодическое издание - газету "Новости дня".

    Незначительное пока, но всё-таки ощутимое улучшение финансового положения типографии, позволило в 1887 году создать ...товарищество на вере "Торговый дом А. Левенсон и К*", в которое вошли, помимо владельца типографии А.А. Левенсона, ...В.А. Красовский и крупный пайщик С.Я. Уманский.

    В 1890 году "Торговый дом А. Левенсон и К*" был преобразован в "Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсон" "с основным капиталом в 210.000 рублей (см. то же издание, стр. 2). ...Стоимость инвентаря, на это время, составляла (приблизительно) 102.500 рублей. (Там же, стр. 3). Устав нового Товарищества удостоился Высочайшего утверждения (Там же, стр. 2).

    В 1890 году типография переезжает в новое, специально оборудование помещение. Дело стремительно "набирает обороты", но "в ночь на первое мая 1892 года в типографию, весьма неожиданно, "залетает красный петух", да так, что от созданного "непосильным трудом" предприятия остаются "одни головешки". "В трубу" вылетает оборудование, шрифт, заказы, которые успешно выполнялись, то есть всё, что можно себе представить и даже более того. Однако, стоя на пепелище, энтузиасты-левенсоновцы сохраняют уверенность в целесообразности продолжения своей деятельности. Да и не мог русский купец Левенсон "со товарищами", устав предприятия которых утвердил сам батюшка-царь, испугаться локально разгулявшегося "красного петуха", а о "тотальном петухе", той же окраски, пришедшем вместе с "Лев(и)нсонами", фамилии которых всего-то одной буквой и отличались, в те годы ещё никто и не помышлял.

    

    

    В 1900 году Товарищество А.А. Левенсона справило новоселье: в Трёхпрудном переулке специально для типолитографии было выстроено оригинальное (в стиле модерн) и удобное здание по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (см. сноску 8). В том же году фирма вновь была награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже" (см. сноску 1) [Леонид Юниверг. "Издательский мир Иосифа Кнебеля". Иерусалим, "Филобиблон", 1997, с. 42-44].

    "Успеху типографии способствовало одно из первых художественных изданий Иосифа Николаевича Кнебеля, отпечатанных скоропечатней в этот период, - "Жизнь Суворова в художественных изображениях" (1900), приуроченное к столетию со дня смерти великого полководца. В этом фундаментальном издании были собраны все доступные для репродуцирования художественные изображения А.В. Суворова, прекрасно воспроизведённые типолитографией Товарищества А.А. Левенсона. Составители альбома - офицеры Генерального штаба М.Б. Стремоухов и П.Н. Симанский - остались весьма довольны качеством издания, и в предисловии к книге последний писал: "Нам приходилось неоднократно слышать от лиц компетентных, что на русской бумаге, с русских клише, в русской типографии нельзя получать удовлетворительных результатов. Настоящая попытка, к счастью, в значительной мере опровергает это мнение (cм. сноску 2). Действительно, качество набора и вёрстки, печать текста и репродукций-автотипий, сложные переплётные работы, выполненные по эскизам художника Н.Н. Соболева, - всё было сделано типографами на самом высоком профессиональном уровне" [Там же, с. 44]. "Приведём лишь один характерный эпизод, свидетельствующий о большом авторитете фирмы в тогдашних полиграфических кругах. Открывая юбилейный банкет [посвящённый 25-летию со дня создания фирмы, проходивший в ресторане "Метрополь", зимой 1906 года], видный петербургский типограф и издатель Р.Р. Голике в шутливых тонах пытался доказать гостям, что юбиляра следовало не чествовать, а порицать, так как он коварный и опасный торговый и промышленный конкурент. "Левенсон успел захватить в свои руки не только московский рынок, - утверждал именитый гость, - но и неоднократно наносил серьёзные поражения петербургским печатникам" (cм. сноску 3) [Там же].

    "В 1906 году, пытаясь наладить регулярную самостоятельную издательскую деятельность, носившую до того случайный характер руководство Товарищества решило привлечь к этому Кнебеля. Сохранился проект договора, написанный его рукой где, в частности, указывалось, что выбор изданий принадлежал исключительно Правлению Товарищества, сношение же с авторами и собственниками, а также наблюдение за печатью, распространением изданий и вообще принятие всех мер, необходимых к правильному ведению этой новой отрасли в деятельности Товарищества было закреплено за Кнебелем (см сноску 4). Благодаря этому плодотворному союзу, Товариществу А.А. Левенсон удалось впоследствии выпустить ряд весьма заметных художественных изданий, к лучшим из которых можно отнести "Памятники Музея изящных искусств им. Александра III в Москве" (1912 г.), "Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова (1912 г.) и "Песнь о вещем Олеге" с иллюстрациями В.М. Васнецова (1914 г.). По сравнению с известным петербургским изданием 1899 года, в котором рисунки Васнецова к этому пушкинскому стихотворению воспроизведены хромолитографическим способом, издание Товарищества А.А. Левенсон было отпечатано с помощью нового фотомеханического способа - трёхцветной автотипии, что свидетельствовало о высокой технической оснащённости Скоропечатни А.А. Левенсона. В самом деле, к этому времени Товарищество обладало обширными мастерскими по всем видам типографского, меццотинтного и фототипного печатания; имело собственную цинкографию, словолитню и переплётную. В мастерских насчитывалось около 200 машин и 1200 рабочих, часть которых обслуживала отделения Товарищества в Курске, Самаре и Оренбурге. За один только 1913 год Скоропечатней были исполнены заказы на 1600000 рублей" (cм. сноску 5) [Там же, с. 45].

    "...новые фотомеханические способы репродуцирования, которые стали применяться в России лишь в 1880-е гг., постепенно вытесняли из типографской практики ксилографию и литографию. Наряду с относительно дешёвыми способами штриховой и тоновой цинкографии, начала успешно применяться фототипия, поднявшая репродуцирование на качественно новый уровень. Выделяясь нежностью тональных переходов, создающих богатую светотеневую гамму, фототипия, однако, не всегда достигала нужной силы при передаче тёмных мест оригинала, что заметно снижало качество репродукций.

    По праву ведущее место среди других фотомеханических способов, которыми располагало к тому времени полиграфическое производство, занимала гелиогравюра - новый вид глубокой печати, изобретённый в 1879 году чехом К. Кличем. Как и фототипия, гелиогравюра основана на фотографических процессах, но, в отличие от неё метод получения оттиска, имеет прямую преемственную связь со старинными способами металлографической печати (резцовой гравюрой, офортом, аквантинтой и др.). По художественному эффекту ни один из способов репродуцирования (вплоть до наших дней) не может сравниться с гелиогравюрой: её оттиски отличаются богатейшей градацией полутонов, сочностью и бархатистостью тёмных мест изображения. Эти редкие для репродукционной печати качества с лихвой искупали малопроизводительность (40-50 оттисков в день) и дороговизну гелиогравюры.

    ...за границей гелиогравюра к тому времени (к 1886 году) была признана лучшим способом для воспроизведения живописных оригиналов..." [Там же, с. 52-53].

    "Особо следует сказать о совместном издании в 1900 году Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон и книжным магазином "Гросман и Кнебель" путеводителя "Западная Европа: Спутник туриста". Не вызывает сомнения, что его инициатором был Кнебель, много путешествовавший по Европе и, кроме того, уже имевший опыт подготовки такого рода издания (вспомним "Путеводитель по Москве и её окрестностям" на немецком языке 1882 г.). Не удовлетворённый уровнем хорошо известных ему русских путеводителей по Западной Европе, Кнебель задумал выпустить образцовый спутник туриста по типу прославленных "бедекеров". Так называли путеводители знаменитой Лейпцигской фирмы Карла Бедекера, основанной ещё в начале XIX века. Главными их достоинствами были достоверность и точность сообщаемых сведений, наличие алфавитного указателя, карт, планов, таблиц, а также компактная организация информационного материала и удобный компактный формат издания. В качестве редактора путеводителя "Западная Европа" Кнебелем был приглашён писатель и путешественник С.Н. Филиппов (1863 - ?), завоевавший популярность своими путевыми очерками, которые отличались правдивостью рассказа и строгой верностью описаний (cм. сноску 6). В путеводитель были включены сведения о 800 городах, местечках и курортах, собранные по крупицам из сотен источников почти на всех европейских языках (см. сноску 7). Чтобы уместить их в одном томе, решено было увеличить ёмкость книжной страницы за счёт уменьшения полей, специально подобранных шрифтов ("петит" и "нонпарель") и уплотнения набора. В результате на 600 страницах текста поместилась информация, для которой при обычном наборе потребовалось бы не менее 1000 страниц [Там же, с. 45-46].

    

    ...Уже в 1893 году Товарищество выполнило различных заказов на сумму 237.000 рублей.

    Воссозданные заново мастерские Товарищества ..."оказывались способными исполнять одинаково качественно как мелкие работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению, как простейших работ, так и сложнейших художественных репродуцированных изданий.

    Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество "имело счастье" исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих скоропечатни получили тогда за эти работы высочайшие награды.

    Развивая свою деятельность и улучшая производство, Товарищество и само не оставалось без наград.

    В 1895 году оно получило большую серебряную медаль Министерства Финансов за выставку "Печатного Дела" в Санкт-Петербурге и золотую - за выставку в Париже в память столетия литографии.

    В 1896 году Товарищество было удостоено звания "Поставщика Двора Его Императорского Величества.

    В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, Товарищество было награждено золотой медалью за выставленные им типо-литографические работы. "При этом были присуждены: золотая медаль - управляющему мастерскими Товарищества, серебряная - управляющему литографией и бронзовая - его помошнику.

    К началу XX века, рассчитанные на 100 рабочих, но вмещавшие, на самом деле, их до 400, производственные помещения Товарищества начинают становиться "тормозом" не позволяющем наращивать объёмы производства. И, правление Товарищества принимает оперативное решение о незамедлительном строительстве нового здания скоропечатни. Участок под строительство приобрели в Трёхпрудном переулке, против Мамонтовского переулка, выводящего к Тверской улице.

    Высоту "планки", которую решили преодолеть "левенсоновцы", можно оценить по тексту, приведённому ниже:

    "Прошло уже, к счастью время, когда фабрики, заводы и всевозможные ремесленные заведения строились по одному и тому же шаблону, в виде унылых и безвкусных бараков, в которых спёртый воздух, отсутствие света, вентиляции и простора были обычными явлениями. Современную, хорошо построенную и устроенную фабрику наших дней, возможно себе представить лишь как комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Тем более это относится к учреждениям, подобным типографиям и другим посредникам авторской мысли и художественного творчества, передающих их обществу прямо от автора и художника. К тому же, нельзя и требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха, достаточного света и тому подобных элементарных условий всякого успешного труда".

    См. А.А. Левенсон. "Исторический очерк и описание мастерских 1881 - 1903".

Москва, издание типографии А.А. Левенсон, 1903., с. 5-6, 9.

    

    Да, поистине, много воды, а, паче того, горячительных напитков утекло со времени написания этих строк. Прямо-таки "Светлый путь", а мы ещё поругиваем сподвижников товарища Сталина за склонность к прожектам "воздушных замков" производственного назначения. Но, как поётся в песенке, исполнявшейся группой "Любэ": "...время пролетело; отрезвела голова". Концовка этой фразы, правда, вызывает-таки сомнения и в период титанической борьбы за удвоение ВВП.

    Если Вы, любезный читатель, в наши дни, соблаговолите совершить экскурсию в одну из таких "посредниц авторской мысли и художественного творчества", например, в Московскую типографию № 2, уверяю Вас не последнюю в Первопрестольной, то "спёртый воздух" Вам не угрожает.

    Однако, очень скоро, Вас охватит самая "высокая тоска, необъяснимая словами", тоска пассажира, которому неожиданно продали единственный, имеющейся в кассе, билет на товарный поезд, следующий из Есентуков в Ханой с грузом поддельной минеральной воды, в порыжевших от времени канистрах.

    В здании Гознака, где располагается означенная типография - 8 этажей. Имеется лифт, но проезд на нём - удел немногих счастливцев. Проще найти лошадь Прживальского в стаде чукотских оленей, чем лифтёра, который откроет Вам дверь этого лифта, естественно запертого в разгар рабочего дня. Так что восхождение на 8 этаж придётся совершить пешим порядком. Тем не менее трогательная забота руководства типографии о Вас, будет ощутима на каждом этаже. Ибо на всех лестничных площадках установлены скамейки, сколоченные ещё героями фильма "Неподдающиеся" Грачкиным и Громобоевым, во время их недолгого пребывания в отделении милиции, из имеющихся в этом отделении подручных материалов.

    И на каждой скамеечке, рядом в Вами будут пускать кольца дыма, вышедшие перекурить работники то-ли самой типографии, то ли неких, арендующих какие-то укромные типографские закоулки компаний, каждая из которых, словно суслик "от горшка два вершка", но "дело своё знает"! Что-то увязывают, что-то перевозят на вымазанных машинным маслом тележках; вытравливают какие-то анафемские надписи на крышках пластмассовых коробочек; печатают визитки и штампуют визитницы; изготавливают печати и клише и ещё много такого, что вам и во сне не приснится. В общем - "остатки потрёпанных в боях войск хата Тактамыша, ремонтирующие ходовую часть своих кибиток на территории ВАЗа". Именно такая производственная эстетика. Но полно об этом.

    ("Бред составителя", не подкреплённый заключением компетентной комиссии).

    

    Вернёмся к истории "Товарищества Левенсон и К*".

    Его руководство выбрало проект здания типографии, разработанный Ф.О. Шехтелем. Фасад этого здания у неискушённого в области эстетики рядового москвича, на первый взгляд вызывает только одну ассоциацию, а именно, сходство с Ярославским вокзалом, если от последнего убрать всех таксистов, носильщиков, обрусевших цыган и иных, не менее "профессиональных" привокзальных обитателей.

    К строительству Скоропечатни приступили незамедлительно. "...все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой в течение всего нескольких месяцев".

    В проекта были учтены новейшие (для того времени) условия и требования, как архитектурно-художественные и технические, так и гигиенические.

    После переезда в новое здание, Товарищество организует на прежней территории - улице Петровке, свой филиал. "...для удобства... заказчиков, привыкших к прежнему местонахождению типографии".

    См. А.А. Левенсон. "Исторический очерк и описание мастерских 1881 - 1903".

Москва, издание типографии А.А. Левенсон, 1903, с. 10.

    

    Если бы руководители Товарищества могли знать, что в начале XXI столетия (на любезной им Петровке) все "удобства", в том числе и для заказчиков, будут располагаться "во дворе" и без вывесок, на которых (до 1917 года) указывали фамилии владельцев фирм и сферу их деятельности, что информацию придётся считывать с каких-то кусочков картона со стрелкой, показывающей то ли прямо, то ли за угол, куда можно пройти только по утлым дощечкам, проложенным над лужами с сомнительным запахом. А там, в конце двора-колодца будет дверь, к которой, судя по виду её, подошла бы только одна надпись: "Забудь надежду всяк сюда входящий". За дверью же этой одутловатый пацан в чёрной робе сообщит пытливому клиенту, что никакой типографии он здесь не видывал и что последние полтора года он в этом подъезде охранял работников исполкома партии борцов с педикулёзом, а теперь работает в ЧОП "Стриги-Лимитед", двое суток через трое, чем он вполне доволен. "А остальные подъезды вообще заколочены", - участливо добавит охранник. "Вот только в торце того дома меховой салон "Кошачий барин".

    А в те времена, всяк привыкший ходить к Левенсону на Петровку, находил его работников в доме Коровина "при котором имелся писчебумажный магазин с большим выбором канцелярских принадлежностей и книг" (См. стр. 10 того же издания). Там к личным документам посетителя не проявляли интереса какие-то знатоки "плешивых наук", его, то есть посетителя, не пропускали через завывающую уныло-душманским голосом рамку. А если всё-таки спрашивали "чего изволите", то с твёрдым намерением это "чего" действительно предложить, а не просто потому, что им так спрашивать велела Аська-маркетолог. В общем, как говаривал Федя Протасов в свою бытность "живом трупом": "Это не свобода, это воля!"

    (Опять-таки измышления составителя, не подтверждённые Аськой и работниками охраны).

    

    ..."В новом здании типографии 31 марта 1901 года, ровно через двадцать лет после открытия "Типографии А.А. Левенсон", господа пайщики и служащие Товарищества чествовали того, кто был родоначальником теперешнего "Товарищества Скоропечатни А.А. Левенсон", своего директора-распорядителя Александра Александровича Левенсона". (См. то же издание, стр. 10).

    В "Историческом очерке" есть страница с акварелью г. Шмидт, на которой изображено новое здание типографии как-будто в день чествования А.А. Левенсона. Окна светятся сказочным светом и всё оно какое-то фантастическое. Не то вокзал, не то Кремль или замок из "Золушки". Этот символ первых успехов и дерзновенных планов как-то плавно, минуя революцию и разруху, перемещался от отцов к детям до конца 50-х годов XX века. Чук и Гек только звёзды на шпилях подрисовали, а образ, в целом, тот же.

    

    См. А.А. Левенсон. "Исторический очерк и описание мастерских 1881 - 1903".

Москва, издание типографии А.А. Левенсон, 1903, с. 25-26.

    

    За "сказочным" фасадом здания находился, собственно, "фабричный корпус" в 4 этажа. В этой части здания главными показателями благоустроенности были:

    1). хорошая освещённость и металлические лестницы, по которым в случае пожара можно было быстро спуститься и выйти из рабочего помещения во двор. Бумага и другие горючие материалы находились во дворе, в отдельных специально оборудованных помещениях;

    2) специальная система размещения приводных ремней машин и механизмов, так, что их практически нельзя было увидеть. Шум от движения этих ремней, благодаря "экранам" был значительно уменьшен.

    3) замена ручного труда приёмщиков, то есть рабочих, следивших за правильностью укладки отпечатанных листов ("оттисков"), автоматическими приёмными аппаратами...

    4) централизованный электропривод, то есть движение целого ряда машин и механизмов за счёт единого вала, вращаемого электродвигателем.

    5) использование новейшего по тому времени, оборудования: а) двухбарабанных машин, изготовленных на фабриках "Жюльен" и "Марикони"; б) "феникс-машины", с помощью которых кроме оттиска можно было делать рельеф, как на бумаге, так и на картоне (То же издание, с. 27).

    Рельеф выдавливался горячим прессом, в котором "специальное приспособление" нагревалось газовой горелкой.

    7) золотильные машины, располагались за стеклянной перегородкой, отделявшей их зону от остального помещения литографии "...так как пыль, выделявшаяся при процессе золочения, вредна для здоровья". С этой же целью указанные машины "были плотно закрыты футлярами". (См. то же издание, стр. 40).

    "Оттиск... клался на приёмную доску, захватывался клапанами машины и втягивался внутрь её; там по нему проходил валик, обитый обезьяньей шерстью и несущий на себе бронзовый порошок требуемого оттенка. Порошок приставал только в тех местах, где находилась литографская краска, то есть к рисунку, а лишний порошок сметался другими валиками более гладкими, чем первый".(Там же, на той же стр.);

    8) в переплётных работах - применение "горячих" (как их называли в типографиях) прессов.

    При работе такого пресса оттиск делался горячим штампом; нагревание последнего производилось паром, приводимым по отдельной трубке. За каждым таким прессом работал один рабочий. Листок золота или композиции клался на кожу, коленкор или бумагу, на которой желали получить оттиск и подвергался давлению горячего штампа, состоящего из букв или украшений. Кожа или коленкор перед печатанием протирались особым порошком, порошок этот под действием "жира" и давления штампа, приобретал клейкие свойства и приклеивал золотой листик в местах рисунка. С чистых мест рисунка золото стиралось ватой (См. то же издание, стр. 93-94).

    

    

    ..."Мастерские Товарищества получали энергию, как для освещения, так и для приведения в действие машин, от городской электрической станции, в виде трёхфазного переменного тока.

    Два маленьких электродвигателя, делавших по 950 оборотов в минуту, приводили в движение всю массу машин, занимавших громадный корпус. Их движение (при помощи ремней) передавалось отдельным машинам.

    В том же помещении, где стоял электромотор находилась запасная двухцилиндровая паровая машина, которая могла приводить в движение все машины, в случае необходимости остановить электродвигатель (См. в том же издании стр. 108).

    

    

    Немного о бытовых условиях, в которых жили работники Скоропечатни:

    - все рабочие были застрахованы от несчастных случаев;

    - имелась библиотека, которой могли пользоваться рабочие и члены их семей;

    - имелась "художественная самодеятельность" то есть класс хорового пения и оркестр балалаечников...;

    - Товарищество (в 1903 году) было озабочено ...разработкой плана создания ссудосберегательной кассы для своих рабочих и служащих...;

    - тяжести, особенно такие как шлифовальные каменные плиты для литографических работ, никто на себе не таскал. На любой из четырёх этажей их доставляла подъёмная машина, а далее, по этажам, они развозились на специальных тележках.

    (См. то же издание, стр. 111).

    

    В 1903 году капитал Товарищества составлял до 500.000 рублей.

    ...Товарищество было открытым акционерным обществом, но с преимущественным правом покупки новых паёв "владельцами первоначальных паёв".

    См. "Устав Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон", 1903, с. 6 и примечание к параграфу 8 Устава.

    

    (п.IV Устава)..."дополнительные паи Товарищества выпускаются по прежней цене, но при этом по каждому из вновь выпускаемых Товариществом паёв должна быть вносима приобретателем оного, сверх номинальной цены (восемьсот рублей на пай), ещё известная премия, равная причитающейся на каждый из паёв предыдущих выпусков части запасного капитала Товарищества по последнему балансу, с обращением собранных таким путём премий на увеличение того же запасного капитала.

    ...Как водится, владелец паёв, желающий от них избавиться, должен прежде предложить их остальным пайщикам и ждать [один] месяц. И только потом, если соглашение с пайшиками не было достигнуто, продавать свой пай в "сторонние руки".

    См. "Устав Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон".

Москва, "Скоропечатня А.А. Левенсон, 1903, с. 6, 12.

    

    ...Товарищество может открывать и приобретать типографии, литографии и тому подобные заведения, а также заводить книжные лавки и склады для продажи и хранения своих изданий только в тех городах, где ему будет сие дозволено подлежащею административной властию, согласно существующим на сей предмет узаконениям.

    Там же, с. 3-4.

    

    [Согласно параграфу 18 Устава]..."управление делами Товарищества принадлежит правлению, находящемуся в городе Москве и состоящему из четырёх директоров, избираемых общим собранием владельцев паёв, из среды своей на четыре года".

    [Согласно параграфам 20-26 Устава]..."Кандидаты в директора должны владеть не менее чем 10 паями в кассе Товарищества; а кандидат на должность директора-распорядителя - не менее чем 30 паями".

    ...Директор-распорядитель в своей деятельности руководствуется инструкцией, утверждаемой и изменяемой общим собранием владельцев паёв. Те же вопросы, которые не были предусмотрены инструкцией, директор-распорядитель выносит на собрание правления Товарищества".

    Там же, с. 10-13.

    

    [Согласно параграфу 27 Устава]..."Правление производит расходы по сметам, ежегодно утверждаемым общим собранием владельцев паёв".

    Там же, с. 13.

    

    В честь 25-летия со дня основания "Типографии А.А. Левенсон" (31 марта 1906 года) правление Товарищества решило организовать настоящее торжество:

    "Оживлённо и удивительно приятно был отпразднован этот день и у инициаторов юбилея явилось желание предложить всем, сделавшим честь своим посещением или приветствием, какое-либо воспоминание об этом знаменательном дне для Товарищества и в особенности, для нашего Директора-распорядителя А.А. Левенсона, который и является юбиляром и центром доброго внимания дорогих гостей.

    Исполнить эту задачу любезно взяли на себя присутствовавшие литератор Н.Ф. Денисюк и художник С.И. Ягужинский. Прилагая при сём составленное господином Денисюк и иллюстрированное господином Ягужинским описание прошедшего торжества, Товарищество просит благосклонно принять эту памятку, как слабое выражение благосклонности всем вспомнившим и отозвавшимся на наш праздник".

    Речь идёт об иллюстрированном и достаточно большом по формату, но скромном по количеству страниц (их всего 14), описании банкета, который состоялся 27 декабря того же года, в 12 часов дня.

    Вначале гости, включая и представителей Правительства Москвы съехались в контору Товарищества (в Трёхпрудный переулок), где состоялся молебен, были прочитаны поздравления и вручены подарки. Затем многочисленные гости отправились на "завтрак" в гостиницу "Метрополь", где и завтракали, периодически произнося речи, спитчи, тосты, не один час. После этого уже "за отдельными столиками пили кофе".

    Торжественное мероприятие завершилось только к 8 часам вечера.

    Как за общим праздничным столом, так и за отдельными столиками радушные хозяева и их уважаемые гости пришли к общему мнению, которое точнее всего сформулировал Ф.А. Кони:

    "Лучше быть, - говорит английский писатель Шеридан, - без парламента, чем без свободы печати; лучше отказаться от ответственности министров, от права разрешения налогов, чем от свободы печати, потому, что эта свобода, всё равно, вернёт все остальные".

    

    

    ...В 1906 г. в типографии Левенсона вышел первый номер "Кадимы" (сноска 9) в художественно оформленной обложке: в лучах Звезды Давида и обрамлении веток лимонного дерева - название издания, заявившего себя как "Орган Сионистов Юга России", в качестве эпиграфа - одно из положений Базельской программы: "Сионизм стремится создать для еврейского народа правоохранённое убежище в Палестине"; художественная композиция - восходящее солнце над полями Палестины, пахарь, обращенные к земле предков одухотворенные лица прибывших на свою историческую родину, устремленная к Звезде Давида рука молодой девушки с пальмовой ветвью, - всё, что символизировало надежду.

    Л.Г.Белоусова. "Еврейские материалы Государственного архива Одесской области: формирование, хранение, использование". (Цит. по:) Интернет

https://www.migdal.org.ua/migdal/events/science-confs/1/4789/4792/

    

    (В 1914 году) ...Товарищество обладало обширными мастерскими по всем видам типографского, литографского, меццо-тинтного (буквально - "полутон"), фототипного печатания, своей собственной фотоцинкографией, переплётной, словолитней и проч.

    В мастерских Товарищества, с инвентарём на сумму 1.100.000 рублей работало около 200 машин и 1200 человек рабочих. Товарищество имело свои отделения в Курске, Самаре и Оренбурге. В 1913 году были исполнены заказы на сумму 1.600.000 рублей "при балансе в 2.500.000 рублей.

    

    

    После 1917 года типография была национализирована, и в 1923 году стала 16-й типографией "Мосполиграфа".

    

    

    См.

    "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Исторический очерк и описание мастерских 1881 -1903".

    Москва, издание типографии А.А. Левенсон, 1903. На 1 листе: "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Тверская ул., Трёхпрудный переулок, собственный дом"; 1 л - "Исторический очерк и описание мастерских 1881-1903 (2 цвета: "бежевый" и "коричневый"; 1 л - "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, основано в 1881 г. (цветная хромо-литография с оригинала, исполненного масляными красками); 1 л - композиция с гербом (под гербом надпись: "Поставщик двора Его Императорского Величества (цвета: "золото", "серебро", "красный", "зелёный", "розовый", "бежевый"; 1 л - композиция с изображением силуэта Кремля и "растительным орнаментом". Надпись: "Поставщих двора Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, 1903"; 1 с. - текст (рукописный) "предуведомление"; 2 с. - "содержание"; 1 с.- пустая (вверху тиснение - силуэт здания типографии); 1 с. - "Дозволено цензурою, Москва 1 ноября 1903 г.; 1 л. - портрет А.А. Левенсона (с приклееной рамкой) и "золотыми" ободками, 2 с. - текст с илл; 1 л - фото ("контора"); 1 л - илл. и т.д... заканчивается 108 с.; 1 л - фото (2 краски); 1 л - текст с илл; 1 л - фото (сотрудники типографии); 2 с. - таблицы (I и II).

Большой формат. В полукожаном переплёте (с цветным орнаментом на внутренней стороне крышек; цвета: несколько оттенков "золота" и "серебра").

    

    "Устав Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон (Опубликован 2 июня 1894 года в № 93 "Собрания указаний и распоряжений Правительства" за 1894 год, ст. 634).

    Москва, Скоропечатня А.А. Левенсон, 1903, 1 л. - титульный (с оборотом); 3 с. - 31 с., 1 с. ненумерованная, на плотной бумаге цвета слоновой кости, формат "фолио" ("увеличенный").

    В издательской обложке "тёмно-бежевого" цвета с "золотым" тиснением.

На 03 июля 2021 года в продаже нет. В "Музее книги" РГБ хранится под шифром: МК Е IV 2Г

    

    

    "Каталог книг поставщиков Двора Его Величества Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон в Москве. Трёхпрудный переулок, д. 9" (Означенные в этом каталоге книги имеются в книжном складе Товарищества "В.В. Думнов - наследник Братьев Салаевых").

    Москва, год и место издания не указаны [1912 ?], 1 л. - титульный, 1 л. - ненумерованный, 22 с. - ненумерованных, формат: 4* (шрифты "в два цвета").

В иллюстрированной издательской обложке.

    

    

    

    Александр Александрович

    Левенсон.

    

    

    

    

    

    Здание типографии

    (архитектор Ф.О. Шехтель)

    1900 г.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Марка Скоропечатни

    товарищества А.А. Левенсон.

    Москва, начало

    XX века.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    
Художественное оформление продукции типографии:

    

    

    
Фрагменты оформления юбилейного издания: "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Тверская ул., Трёхпрудный пер., собственный дом. Поставщики двора Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича", 1903.

    

    

    

    

    Внутренняя

    сторона

    переплёта.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Внутренняя

    сторона

    переплета (2).

    

    

    

    

    Титульный лист.

    

    

    

    

    

    

    Правление товарищества.

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "первая".

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "вторая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "третья".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "четвёртая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "пятая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "шестая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "седьмая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "восьмая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "девятая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "десятая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "одиннадцатая".

    

    

    

    

    

    

    Иллюстрация "двенадцатая".

    

    

    

    

    

    
Фрагменты оформления юбилейного издания: Издание, выпущенное к 25-летию "Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Поставщиков двора Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича".

    

    

    

    

    Обложка.

    

    

    

    

    

    

    "Двадцатипятилетие Cкоропечатни

    А.А. Левенсон". 1906 г.

    [12] с., илл., формат: 17 x 36 см.

    (обложка работы С.И. Ягужинского)

    2-й вариант.

    

    

    

    

    

    

    

    

    "Москва". (Иллюстрированный альбом на русском, французском и английском языках).

    Титульный лист, заставки, виньетки, концовки - Б. Зворыкина, иллюстрации в красках - В. Васнецова, Н. Фон-Боля, В. Россинского, Е. Вашкова, К. Спасского и В. Резникова.

    Москва, издание Товарищества скоропечатни А. Левенсон, 1912, 1 л. с иллюстрированной рамкой, 1 л. – цветной иллюстрированный титульный, 90 с. с иллюстрациями (текст в 3 столбца на русском, французском и английском языках), 13 л. иллюстраций.

    В издательском переплёте "белого" цвета с "золотым" тиснением на верхней крышке.

На аукционах цена этого издания доходила до 4950 долларов США.

    

    См.

    "Верноподданническая грамота и ларец, поднесённые Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу российским дворянством 23-го мая 1913 года в Москве в Большом Кремлёвском дворце в дни празднования 300-летия царствования Дома Романовых".

    Москва, "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон", 1913, [14] с., 1 л., 3 л. иллюстраций, тираж не установлен, формат: 26,0 × 34,8 см. В издательской "шрифтовой" обложке.

    В начале 2024 года (на аукционах) цена этого подарка доходила до 1400 долларов США.

    В электронной форме см.

    https://humus.livejournal.com/7747276.html?ysclid=ltwbdo1dlz223257068

    

    

    "Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве (1862 - 1912)".

    Москва, "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон", 1913, [2] с., XLIV с., 198 с., [10] с., 35 л. иллюстраций и факсимиле, тираж не установлен, формат: 31,0 × 22,0 см.

    В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 430 долларов США.

    

    ...[А.А. Левенсон] ...был владельцем одной из лучших и наиболее крупных переплётных фабрик в Москве (фабрики "Товарищества А.А. Левенсона"). Фабрика изготавливала массовые издательские переплёты всех типов и видов.

    [См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские переплётные фирмы". В сборнике "Букинистическая торговля и история книги". Межведомственный сборник научных трудов. Выпуск 6.

Москва, издательство МГУП ("Мир книги"), 1997, с. 103-106].

    

    

    
"Меню ужина на бале у Его Императорского Высочества московского генерала-губернатора великого князя Сергея Александровича 20 мая 1896 г. по случаю коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны" (художник-Виктор Михайлович Васнецов). Москва, Т-во скоропечатни А.А. Левенсон, 1896, форм: 34,8 x 22,2; 40,8 х 24,8 см. [хромолитография] (фрагменты изображений).

    

    

    

    

    Меню

    (лист 1).

    

    

    

    

    

    Меню

    (лист 2).

    

    

    

    

    

    Меню

    (лист 3).

    

    

    

    

    
Цветные изображения, напечатанные типографией (плакаты, афиши, открытки, другая полиграфическая продукция):

    

    

    

    Рекламный плакат

    Тов. Скоропечатни.

    А.А. Левенсон (1906 г.).

    Художник Б.В. Зворыкин.

    

    

    

    

    Художественная открытка

    "Боярышни" (работы Б.В. Зворыкина)

    

    

    

    

    

    

    Художественная открытка

    "Сокольник" (работы Б.В. Зворыкина)

    

    

    

    

    

    

    "Вербный базар"

    (весна 1911).

    

    

    

    

    

    Сергей Эфрон.

    "Детство".

    Издательство "Оле-Лукойе", 1912 г.

    Тип. Скоропечатни А.А. Левенсон.

    

    

    

    

    В. Маят.

    "Выставка

    древнерусского

    искусства"

    (1913 год).

    

    

    

    

    "Памятка к

    300-летию

    дома Романовых".

    

    

    

    

    Плакат

    "Жертвуйте жертвам

    войны" (1914 г.).

    

    

    

    

    Плакат

    "Заём свободы"

    (1917 год).

    

    

    

    

    Обложка

    "Программы ресторана

    "Эрмитаж-Оливье". 1917 г.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    



1. "Двадцатипятилетие Скоропечатни А.А. Левенсон": [Памятка]. Москва, 1906, с. 12.
2. Предисловие: "Жизнь Суворова в художественных изображениях". Москва, 1900, с. VII.
3. "Двадцатипятилетие Скоропечатни А.А. Левенсон": [Памятка]. Ммосква, 1906, с. 9.
4. ЦГИА г. Москвы. Ф. 876. Оп. I. Ед. 85. Л. 1-2.
5. См.: Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсон на выставке печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г., М., 1914, с. 5.
6. См. "Новь", 1893, № 14.
7. См.: Предисловие: "Западная Европа". Москва, 1900, с. 6.
8. Административный корпус богато декорирован с внешней стороны. Особое внимание обращают на себя изображение чертополоха, одного из растений - символов модерна, барельеф с изображением печатников за работой, исполненный дрезденским скульптором, герб Российской Империи и знак "Поставщик двора Его Императорского Величества". В процессе реставрации зданию был возвращен стеклянный витражный плафон [купол], демонтированный в советское время. Внутренний декор помещений административного корпуса тоже весьма сдержанный. Интерьеры административного корпуса несли в основном служебные функции, поэтому здесь отсутствуют яркие цвета и декоративные элементы, более характерные для других работ Ф.О.Шехтеля. (см. Интернет http://www.redeveloper.ru/redeveloperskie- proekty/realise_actual/bts-skoropechatnya-tovarishchestva-a-a-levenson/
9. "Кадима" - еженедельная сионистская газета, издававшаяся в Одессе (ответственный редактор - сын купца второй гильдии Михаил Семёнович Алейников).

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика