Из истории Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон


    "...будущая знаменитая типолитографическая фирма была основана Александром Александровичем Левенсоном в 1881 году.

    Поначалу типография располагалась в крохотном помещении, снятом в Рахмановском переулке близ Петровских линий, где с трудом разместили небольшую печатную машину, ручной станок, резальную машину и несколько наборных столов с шрифткассами. Перебиваясь мелкими работами (изготовлением визитных карточек, коммерческих счетов, различных бланков), типография смогла твёрдо стать на ноги только с получением крупного заказа - печатания газзеты "Новости дня". Это позволило в 1887 году превратить фирму в товарищество на вере "Торговый дом А. Левенсон и К*". Дело стало быстро расширяться, и через два года типография уже выступала как "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон". С тех пор фирма заняла видное место среди московских полиграфических заведений, соперничая лишь с типографиями И.Д. Сытина, И.Н. Кушнерёва и С.П. Яковлева.

    Однако в 1892 году на долю Товарищества выпало серьёзное испытание: в течение нескольких часов пожар уничтожил всё его типографское имущество. Только через год скоропечатне Левенсона удалось войти в прежнюю силу. Со временем фирма получила признание не только в России, но и за рубежом:

так, в одном только 1895 году скоропечатня была удостоена большой серебряной медали на Всероссийской выставке печатного дела в Петербурге и золотой медали на на выставке в Париже, посвящённой 100-летию литографии.

    В 1900 году Товарищество А.А. Левенсона справило новоселье: в Трёхпрудном переулке специально для типолитографии было выстроено оригинальное (в стиле модерн) и удобное здание по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. В том же году фирма вновь была награждена золотой медалью на Всемирной выставке в Париже" (см. сноску 1) [Леонид Юниверг. "Издательский мир Иосифа Кнебеля". Иерусалим, "Филобиблон", 1997, с. 42-44].

    "Успеху типографии способствовало одно из первых художественных изданий Иосифа Николаевича Кнебеля, отпечатанных скоропечатней в этот период, - "Жизнь Суворова в художественных изображениях" (1900), приуроченное к столетию со дня смерти великого полководца. В этом фундаментальном издании были собраны все доступные для репродуцирования художественные изображения А.В. Суворова, прекрасно воспроизведённые типолитографией Товарищества А.А. Левенсона. Составители альбома - офицеры Генерального штаба М.Б. Стремоухов и П.Н. Симанский - остались весьма довольны качеством издания, и в предисловии к книге последний писал: "Нам приходилось неоднократно слышать от лиц компетентных, что на русской бумаге, с русских клише, в русской типографии нельзя получать удовлетворительных результатов. Настоящая попытка, к счастью, в значительной мере опровергает это мнение (cм. сноску 2). Действительно, качество набора и вёрстки, печать текста и репродукций-автотипий, сложные переплётные работы, выполненные по эскизам художника Н.Н. Соболева, - всё было сделано типографами на самом высоком профессиональном уровне" [Там же, с. 44].

    "Приведём лишь один характерный эпизод, свидетельствующий о большом авторитете фирмы в тогдашних полиграфических кругах. Открывая юбилейный банкет [посвящённый 25-летию со дня создания фирмы, проходивший в ресторане "Метрополь", зимой 1906 года], видный петербургский типограф и издатель Р.Р. Голике в шутливых тонах пытался доказать гостям, что юбиляра следовало не чествовать, а порицать, так как он коварный и опасный торговый и промышленный конкурент. "Левенсон успел захватить в свои руки не только московский рынок, - утверждал именитый гость, - но и неоднократно наносил серьёзные поражения петербургским печатникам" (cм. сноску 3) [Там же].

    "В 1906 году, пытаясь наладить регулярную самостоятельную издательскую деятельность, носившую до того случайный характер руководство Товарищества решило привлечь к этому Кнебеля. Сохранился проект договора, написанный его рукой где, в частности, указывалось, что выбор изданий принадлежал исключительно Правлению Товарищества, сношение же с авторами и собственниками, а также наблюдение за печатью, распространением изданий и вообще принятие всех мер, необходимых к правильному ведению этой новой отрасли в деятельности Товарищества было закреплено за Кнебелем (см сноску 4). Благодаря этому плодотворному союзу, Товариществу А.А. Левенсон удалось впоследствии выпустить ряд весьма заметных художественных изданий, к лучшим из которых можно отнести "Памятники Музея изящных искусств им. Александра III в Москве" (1912 г.), "Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова (1912 г.) и "Песнь о вещем Олеге" с иллюстрациями В.М. Васнецова (1914 г.). По сравнению с известным петербургским изданием 1899 года, в котором рисунки Васнецова к этому пушкинскому стихотворению воспроизведены хромолитографическим способом, издание Товарищества А.А. Левенсон было отпечатано с помощью нового фотомеханического способа - трёхцветной автотипии, что свидетельствовало о высокой технической оснащённости Скоропечатни А.А. Левенсона. В самом деле, к этому времени Товарищество обладало обширными мастерскими по всем видам типографского, меццотинтного и фототипного печатания; имело собственную цинкографию, словолитню и переплётную. В мастерских насчитывалось около 200 машин и 1200 рабочих, часть которых обслуживала отделения Товарищества в Курске, Самаре и Оренбурге. За один только 1913 год Скоропечатней были исполнены заказы на 1600000 рублей" (cм. сноску 5) [Там же, с. 45].

    "...новые фотомеханические способы репродуцирования, которые стали применяться в России лишь в 1880-е гг., постепенно вытесняли из типографской практики ксилографию и литографию. Наряду с относительно дешёвыми способами штриховой и тоновой цинкографии, начала успешно применяться фототипия, поднявшая репродуцирование на качественно новый уровень. Выделяясь нежностью тональных переходов, создающих богатую светотеневую гамму, фототипия, однако, не всегда достигала нужной силы при передаче тёмных мест оригинала, что заметно снижало качество репродукций.

    По праву ведущее место среди других фотомеханических способов, которыми располагало к тому времени полиграфическое производство, занимала гелиогравюра - новый вид глубокой печати, изобретённый в 1879 году чехом К. Кличем. Как и фототипия, гелиогравюра основана на фотографических процессах, но, в отличие от неё метод получения оттиска, имеет прямую преемственную связь со старинными способами металлографической печати (резцовой гравюрой, офортом, аквантинтой и др.). По художественному эффекту ни один из способов репродуцирования (вплоть до наших дней) не может сравниться с гелиогравюрой: её оттиски отличаются богатейшей градацией полутонов, сочностью и бархатистостью тёмных мест изображения. Эти редкие для репродукционной печати качества с лихвой искупали малопроизводительность (40-50 оттисков в день) и дороговизну гелиогравюры.

    ...за границей гелиогравюра к тому времени (к 1886 году) была признана лучшим способом для воспроизведения живописных оригиналов..." [Там же, с. 52-53].

    "Особо следует сказать о совместном издании в 1900 году Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон и книжным магазином "Гросман и Кнебель" путеводителя "Западная Европа: Спутник туриста". Не вызывает сомнения, что его инициатором был Кнебель, много путешествовавший по Европе и, кроме того, уже имевший опыт подготовки такого рода издания (вспомним "Путеводитель по Москве и её окрестностям" на немецком языке 1882 г.). Не удовлетворённый уровнем хорошо известных ему русских путеводителей по Западной Европе, Кнебель задумал выпустить образцовый спутник туриста по типу прославленных "бедекеров". Так называли путеводители знаменитой Лейпцигской фирмы Карла Бедекера, основанной ещё в начале XIX века. Главными их достоинствами были достоверность и точность сообщаемых сведений, наличие алфавитного указателя, карт, планов, таблиц, а также компактная организация информационного материала и удобный компактный формат издания. В качестве редактора путеводителя "Западная Европа" Кнебелем был приглашён писатель и путешественник С.Н. Филиппов (1863 - ?), завоевавший популярность своими путевыми очерками, которые отличались правдивостью рассказа и строгой верностью описаний (cм. сноску 6). В путеводитель были включены сведения о 800 городах, местечках и курортах, собранные по крупицам из сотен источников почти на всех европейских языках (см. сноску 7). Чтобы уместить их в одном томе, решено было увеличить ёмкость книжной страницы за счёт уменьшения полей, специально подобранных шрифтов ("петит" и "нонпарель") и уплотнения набора. В результате на 600 страницах текста поместилась информация, для которой при обычном наборе потребовалось бы не менее 1000 страниц [Там же, с. 45-46].

    
Фрагменты оформления юбилейного издания: "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Тверская ул., Трёхпрудный пер., собственный дом. Поставщики двора Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича", 1903

    

    

    

    Внутренняя

    сторона

    переплёта

    

    

    

    

    Внутренняя

    сторона

    переплёта 2.

    

    

    

    

    Титульный

    лист

    

    

    

    

    

    Правление

    Товарищества

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "первая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "вторая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "третья"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "четвёртая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "пятая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "шестая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "седьмая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "восьмая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "девятая"

    

    

    

    

    

    Иллюстрация

    "десятая"

    

    

    
Издание, выпущенное к 25-летию "Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Поставщиков двора Его Императорского Высочества Великого князя Сергея Александровича".

    

    

    

    Обложка

    

    

    

    
Полиграфическая продукция (плакаты, афиши и др.), выпущенные "Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон.

    

    

    

    Вербный базар

    (весна 1911 г.)

    

    

    

    

    

    В. Маят.

    "Выставка

    древне-русского

    искусства", 1913 г.

    

    

    

    Памятка к 300-летию

    дома Романовых.

    

    

    

    

    

    Плакат

    "Заем свободы",

    1917 г.

    

    

    Продолжение следует.




1. Двадцатипятилетие Скоропечатни А.А. Левенсон: [Памятка]. М., 1906, с. 12.
2. Предисловие // Жизнь Суворова в художественных изображениях. М., 1900, с. VII.
3. Двадцатипятилетие Скоропечатни А.А. Левенсон: [Памятка]. М., 1906, с. 9.
4. ЦГИА г. Москвы. Ф. 876. Оп. I. Ед. 85. Л. 1-2.
5. См.: Товарищество Скоропечатни А.А. Левенсон на выставке печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г., М., 1914, с. 5.
6. См. "Новь", 1893, № 14.
7. См.: Предисловие// Западная Европа. М., 1900, с. 6.
8. Сноска
9. Сноска

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика