Из истории Типографии Товарищества И.Н. Кушнерёва и К (1869 – 1918 гг.).


Здание типографии И.Н. Кушнерева.

    Хозяин типографии Иван Николаевич Кушнерёв родился в 1827 году в семье небогатого помещика. Воспитывался в Дворянском полку.

    

    В 1869 году И. Н. Кушнерёв переехал в Москву, где получил место редактора "Ведомостей Московской городской полиции". Печатал бытовые очерки обличительного характера из быта дореформенной России в "Искре", "Веке" и других изданиях. В том же 1869 году Кушнерёв основал в Москве типографию, которая, неоднократно перестраиваясь, вскоре стала одним из лучших полиграфических предприятий (см. Интернет https://fantlab.ru/publisher4025).

    Кроме полиграфии типография выполняла и весьма сложные переплётные работы.

    ...В 1869 году было основано небольшое переплётное заведение, со временем превратившееся в одну из крупнейших в России фабрик по изготовлению массовых издательских переплётов.

    В 1907 - 1908 годах штат типографии и переплётной фабрики "Товарищества И.Н. Кушнерёв и К*" составлял 902 человека (рабочих). Имел переплётную фабрику "И.Н. Кушнерёв" и при отделении своей фирмы в Киеве. Переплёты фабричного изготовления имели клеймо: "Пер. Т-ва И.Н. Кушнерёва и К*", вытисненное (блинт) в нижней части задней крышки переплёта и вписанное в общую композицию её украшения. [См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские переплётные фирмы". В сборнике "Букинистическая торговля и история книги". Межведомственный сборник научных трудов. Выпуск 6. Москва, издательство МГУП ("Мир книги"), 1997, с. 103-106].

    В январе 1876 он основал издательство на вере "Кушнерев И. Н. и Ко", начавшее выпускать на свойственном его типографии высоком полиграфическом уровне собственные и заказные издания. В 1891 году были выпущены сочинения Михаила Лермонтова в 3-х томах, с рисунками 14-ти крупнейших русских художников М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина, В. Серова и др. В этом издании впервые были опубликованы рисунки М. Врубеля к "Демону". Большую известность получила серия популярных брошюр "Война и Культура" (см. там же).

    

    Всего товарищество издало около 60-ти названий книг (см. там же).

    В 1918 году товарищество было национализировано, а типография с 1922 года стала называться "Красный пролетарий". В 1929 году Пименовская улица, на которой долгое время располагались предприятия Кушнерева, в честь типографии была переименована в Краснопролетарскую (см. там же).


    Типография "Товарищества печатного дела и торговли И.Н. Кушнерёв и К*" ...была основана Иваном Николаевичем Кушнерёвым в августе 1869 года, имея в своём распоряжении одну скоропечатную машину малого формата, один ручной станок и около ста пудов шрифта с соответствующим количеством касс и прочих принадлежностей.

    Всё первоначальное устройство типографии стоило 7000 рублей.

    Служащих и рабочих на первое время принято было всего 12 человек. В таких размерах началось предприятие, которому впоследствии суждено было сделаться одним из крупнейших учреждений в России в области печатного дела.

    "Краткий очерк развития мастерских Высочайше утверждённого "Товарищества И.Н. Кушнерёв и К*" в Москве (Пименовская улица, собственный дом товарищества); в Санкт-Петербурге (Фонтанка 117); в Киеве (Бибиковский бульвар)".

Год издания не указан (на обороте титульного листа надпись: "Дозволено цензурой. Москва, 22 февраля 1895 года"). Хранится в читальном зале "Музея книги" Российской Государственной библиотеки под шифром: МК Е IV 2 Г/ 8.1542., с. 1.

    

    ...Актуальное исполнение заказов не замедлило дать благоприятные результаты; уже через несколько месяцев машина работала день и ночь, и к концу первого же года явилась необходимость приобрести вторую машину, увеличив соответственно количество шрифтов и других принадлежностей.

    Во втором (1870-м году) был добавлен ещё один ручной станок и приобретена ручная резальная машина. Состав рабочих был увеличен до 25 человек.

    В 1871 году две машины и два станка, работая день и ночь, всё таки не могли удовлетворить всех заказчиков и потому приобретена была третья машина.

    Там же, на той же стр.

    

    Вскоре заказчиками типографии становятся: организаторы и участники политехнической выставки 1872 года; дирекция страхового общества "Якорь" и несколько солидных фирм, полный список которых теперь составить невозможно.

    Возникает необходимость обзавестись собственным производственным помещением и И.Н. Кушнерёв приобретает (в 1873 году) на Пименовской улице участок земли (с небольшими постройками). Там строится одноэтажное здание, вместительностью на 7 машин. Рабочих мест организуется уже около 80. Первого июля 1873 года отпраздновали новоселье. Вскоре производственные мощности увеличились ещё на одну скоропечатную машину.

    В том же (1873 году) Кушнерёв открывает небольшую литографию с одной скоропечатной машиной. К этому времени имущество компании оценивалось уже в 30.000 руб.

    В 1874 году переоснащаются брошюровочные и переплётные участки типографии. Появляется возможность брать заказы на переплёт конторских книг.

    Кушнерёв в этом же году открывает на Никольской улице (в доме братьев Чижовых) магазин канцелярских принадлежностей.

    В 1875 году здание типографии перестраивается. Появляется второй этаж. Устанавливается паровой двигатель с соответствующими приводами. Появляются новые машины: типографские, литографские, переплётные, гравировальные и необходимая для них оснастка.

    Ивану Николаевичу всё труднее становится одному управлять делом и он принимает решение о создании "Товарищества на вере с основным капиталом в 100.000 рублей.

    Там же, с. 3.

    

    Официальное открытие Товарищества состоялось 1 января 1876 года.

    Товарищество, приняв от прежнего владельца имущества на 43.445 руб. 53 коп. (не считая магазина), уже к концу первого своего отчётного года (1876) имело такового на сумму 56.287 руб. 28 коп.

    Прогрессируя из года в год, к концу своего договорного срока (1881 года) Товарищество владело имуществом на сумму 92.249 руб. 60 коп., то есть оно увеличилось больше чем вдвое.

    К концу 1881 года в компании было уже 6 скоропечатных; 3 литографических машины; 5 типографских и 6 литографических станков.

    В 1876 году Товарищество выполнило заказов на сумму 116.707 руб. 63 коп., а в 1881 году на 145.935 руб. 95 коп.

    В 1882 году основной капитал фирмы увеличивается ещё на 15.000 рублей. Открывается типография в Киеве и в 1884 году заказов было выполнено на сумму 270.681 руб. 93 коп.

    В 1887 году стоимость имущества типографий компании оценивается уже в 193.759 руб. 57 коп.

    В 1888 году (29 апреля) Высочайше утверждается новое акционерное общество "Товарищество печатного дела и торговли И.Н. Кушнерёв и К*".

    Товарищество открылось с основным капиталом в 350.000 рублей, разделённых на 350 паёв по 1000 рублей каждый, а в 1891 году основной капитал был увеличен на 50.000 рублей.

    Там же, с. 5.

    

    В том же году "на месте старого деревянного здания было воздвигнуто каменное и надстроен четвёртый этаж, с фотографическим фонарём для фототипии.

    По отчёту за 1894 год Товарищество владело имуществом на сумму 502.853 руб. 64 коп.

    Имелось 44 типографские машины (в том числе 2 ротационные), литографские и фототипные. 26 печатных ручных станков и 79 вспомогательных машин".

    Там же, с. 7.

    

    

    

    В период с 1905 по 1914 гг. здание типографии достраивал, а затем перестраивал

    архитектор Ф.Ф. Воскресенский.

    

    

    

    Большая часть машин приводилась в движение паром.

    "Все типографские и литографские машины Московской типографии Товарищества в 1895 году делали 519.600 оттисков в день".

    Там же, с. 9.

    

    В типографии работало (на сдельной оплате) 90 наборщиков и 20 наборщиков "на жаловании" и 18 учеников наборщиков. Всего же там работало 550 рабочих.

    "Московская типография сосредоточила ...печатание следующих крупных ежемесячных изданий: "Русская Мысль", "Артист", "Вопросы философии и психологии", "Природа и охота", "Технический сборник", "Практическая жизнь", ежедневная газета "Новости дня", еженедельные журналы: "Театрал", "Охотничья газета", "Русский спорт", "Циклист", "Фармацевт".

    ...В 1893 году в московской типографии было напечатано 368 (наименований) книг, брошюр и периодических изданий в количестве 1.013.297 экземпляров.

    В 1894 году - 426 наименований общим количеством 2.377.081 экземпляр.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    См.

    Додэ Альфонс. "Необычные приключения Тартарена из Тараскона и Тартарен в Альпах".

    (Перевод М.Н. Ремизова). Москва, издание журнала "Русская мысль", типография "Товарищества И.Н. Кушнерёв и К°", 1888, [2] с., 317 с., [1] с. с иллюстрациями, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    Подносной экземпляр в издательском художественном иллюстрированном переплёте. Состояние хорошее.

В магазинах до 680 долларов США.

    

    

    Додэ Альфонс. "Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена".

    (Перевод М.Н. Ремизова). Москва, издание журнала "Русская мысль", "Типо-типография Высочайше утверждённого товарищества И.Н. Кушнерев и К°", 1891, [2] с., III с., 207 с. с иллюстрациями, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    Подносной экземпляр в издательском художественном иллюстрированном переплёте. Состояние хорошее.

В магазинах до 664 долларов США.

    

    

    Дементьева Наталья Михайловна (1852 – 1900 гг.). "Иоанна Д'Арк историческая хроника".

    Москва, "Типолитография Высочайше утверждённого Товарищества И.Н. Кушнерев и К°", 1895, VIII с., 264 с., [4] с. с иллюстрациями, тираж не установлен, формат: 25,5 х 18,2 см.

    В издательском "орнаментированном" переплёте "красного" цвета. Состояние хорошее.

В магазинах до 75000 руб.

    

    

    Синицын П.В. (составитель). "Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее".

    (С рисунками М.В. Нестерова, гравированными А.С. Яновым). Москва, издание П.В. Синицына, "Типолитография Высочайше утверждённого Товарищества И.Н. Кушнерев и К°", 1895, 236 c., тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    В издательской цветной художественной обложке. Состояние хорошее.

    В электронной форме:

    https://lib.cntb-sa.ru/node/4841?fragment=page-1

В начале 2024 года цена этого издания на аукционах доходила до 3200 долларов США.

    

    

    

    

    

    

    

    

    "Галлерея русских писателей" (Текст редактировал И.Н. Игнатов).

    Москва, издание С. Скирмунта, типо-литография "Товарищества И.Н. Кушнерёв и К*", 1901, III - VII с., [1] с., 589 с., [3] с. с иллюстрациями (Цинкографические клише портретов исполнены в художественной мастерской Отто Ренана), тираж не установлен, формат: 26,3 х 18,3 см.

    В издательской обложке. Состояние хорошее.

На аукционах до 678 долларов США.

    

    

    Дюпрель Карл Людвиг Август (1839 - 1899 гг.). "Загадочность человеческого существа. Введение в изучение оккультных наук". Издание второе.

    (Перевод с немецкого М.С. Аксёнова). Москва, типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерёв и К*, 1904, 116 с., 13 с., тираж не установлен, высота книжного блока - 24 см.

    В издательской обложке. Состояние хорошее.

На аукционах до 39 долларов США.

    

    См. также:

    "Каталог книг собрания Алексея Шувалова".

    Москва, типо-литография И.Н. Кушнерёва и К*, 1884, 34 с. (включая заглавный лист), формат: 8*.

В издательской обложке.

    

    "Кушнерёв И.Н. Типография. Москва. Образцы шрифтов и украшений в типографии Ивана Николаевича Кушнерёва в Москве".

    Москва, 1874, 32 л., илл.

    Тираж не установлен, формат - обычный.

В издательской обложке.

    

    "Образцы шрифтов и украшений в типографии Ивана Николаевича Кушнерёва и К* в Москве. Пименовская улица, дом госпожи Пушкарёвой".

    Москва, 1879, 39 л.

    Один экземпляр этого издания хранится в читальном зале "Музея книги" Российской государственной библиотеки под шифром: МК Е VI 4./ 4.1381.

В издательской обложке.

    

    "Кушнерёв И.Н. Типография. Москва. Образцы шрифтов типографии Высочайше утверждённого товарищества И.Н. Кушнерёв и К* в Москве".

    Москва, 1889, 20 с., 66 л., илл.

    Тираж не установлен, формат - обычный.

В издательской обложке.

    

    "Образцы шрифтов типографии Министерства путей сообщения Высочайше утверждённого Товарищества И.Н. Кушнерёв и К* в Санкт-Петербурге".

    1894, 62 с.

    Один экземпляр этого издания находится в читальном зале "Музея книги" Российской государственной библиотеки под шифром: МК Е VI 4/ 4. 1383.

В издательской обложке.

    

    "Кушнерёв И.Н. и К*. Типография. Москва. Двадцатипятилетие типографии Высочайше утверждённого товарищества И.Н. Кушнерёв и К* (1869 - 1894)".

    Москва, 1894, 21 с., 12 л. илл., высота книжного блока - 26 см.

    Тираж не установлен, формат - обычный.

В издательской обложке.

    

    "Кушнерёв И.Н. и К*. Типография. Москва. Краткий очерк развития мастерских... Товарищества И.Н. Кушнерёв и К* в Москве".

    Москва, 1895, 10 с., 1 л. табл.

    Тираж не установлен, формат - обычный.

В издательской обложке.

    
Издательство А.Ф. Девриена.

    

    ...Основатель и владелец этого издательства - Альфред Фёдорович Девриен. Родился в 1842 году в Лозанне. В 1860-х годах служил в издательских фирмах Вены, Парижа, Мангейма, Берлина, позже вёл книготорговые дела в Лондоне. В 1867 году был приглашён петербургским издателем М. О. Вольфом на должность управляющего иностранным отделом в его книжном магазине.

    ...В 1872 году Девриен основал собственную фирму в Петербурге, занявшуюся изданием книг по сельскому хозяйству, недостаток которых ощущался в России. С самого начала своей деятельности Девриен выпускал в основном новейшие капитальные монографические работы по сельскому хозяйству, причём стремился вводить в переводные издания сведения, применимые к российским условиям.

    (Цит. по:) Интернет.

    

    

    

    

    

    

    

    ...С 1882 года издательство А.Ф. Девриена выпускало журнал "Вестник садоводства, плодоводства и огородничества". Кроме того Девриен выпускал литературу по естествознанию и географии, научно-популярные и справочно-энциклопедические издания, книги для детей и юношества. Издания отличались высоким научным уровнем и полиграфическим исполнением.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    Наиболее значительные издания А.Ф. Девриена: "Полная энциклопедия русского сельского хозяйства" в 11 томах (1900-09), "Россия".

    "Полное географическое описание нашего отечества", под редакцией В.П. Семёнова-Тян-Шанского (вышло 19 томов в 1899 - 1914 годах, издание не закончено), "Жизнь моря" К. Келлера (1897 год), "Животный мир Европы" (в 3 томах, 1900 - 1902 гг.) и другие. Всего издателем было выпущено около 1500 названий книг.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Cм. также:

    Каразин Н.Н. "С Севера на Юг. Путевые воспоминания Старого Журавля". (Второе издание с иллюстрациями автора).

    Спб., издательство А.Ф. Девриена, 1899, 192 с.,

    тираж не установлен, формат: 28,0 х 19,0 см.

В издательском переплёте.

    На аукционах (в ноябре - декабре 2023 года) до 265 долларов США.

    

    

    Макгован Джон. "Китайцы у себя дома".

    Спб., издательство А.Ф. Девриена, (Год издания не указан), 225 с. (с 58 рисунками на 32 отдельных таблицах), тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    В издательской обложке.

На аукционах цена этого издания доходила до 160 долларов США.

    

    

    Нечаев А.П. "Между огнём и льдом (О вулканах и ледниках)".

    Спб., издательство А.Ф. Девриена, 1899, 8 с., 256 с., тираж не установлен, формат: 22,5 х 15,0 см.

    В издательском художественном переплёте (с изображением заснеженных гор и вулкана); цвета: "синий", "голубой", "золото".

На аукционах цена этого издания доходила до 170 долларов США.

    

    

    "Нансен Фритьоф. Его жизнь и путешествия. По книге В. Бреггера и Н. Рольфсена, а также по подлинным сочинениям путешественника".

    (Переводчики и составили А. и П. Ганзен). Спб., издательство А.Ф. Девриена, 1901, 1 л. - фронтиспис (портрет), VIII с., [2] с., 460 с., [4] с., 3 л. -карты, 1 л. чертёж (с иллюстрациями). тираж не установлен, формат: 22,6 х 15,4 см.

    В издательском художественном переплёте (с изображением солнца, встающего на фоне нагромождений глыб льда).

На аукционах цена этого издания доходила до 14000 руб.

    

    

    Джемисон Ц.В. "Леди Джэн. Повесть для юношества". Издание четвёртое.

    СПб., издание А.Ф. Девриена, 1914, [6] с., 257 с. с иллюстрациями, тираж не установлен, формат: 23,0 × 16,0 см.

    В коленкоровом издательском иллюстрированном переплёте с тройным мраморным обрезом. Состояние хорошее.

На аукционах цена этого издания доходила до 100 долларов США.

    

    

    "Девриен А.Ф. издательство Петербург. Каталог книгоиздательства А.Ф. Девриена в С-Петербурге, 1872 -1902".

    Спб., 1902, XI с., 195 с., тираж не установлен, формат - "обычный".

В издательской обложке.

    

    "Девриен А.Ф. Издательство. Петербург. Книги - подарки для детей, юношества и взрослых 1913 - 1914. Каталог книгоиздательства А.Ф. Девриен".

    [На обложке подзаголовок: "Каталог книжного магазина К.И. Тихомирова"].

    Спб., 1914, 32 с., тираж не установлен, формат - "обычный".

В издательской обложке.

    

    ...Издательство просуществовало до 1917 года, после Октябрьской революции А.Ф. Девриен уехал в Берлин. Год и место его смерти неизвестны.

    

    Там же.

    
Издательства и типографии Германа и Эдуарда Гоппе.

    

     Герман Гоппе - родился и вырос в прусской провинции Вестфалия, учился книгоиздательскому делу у себя на родине, в Бельгии, Великобритании, служил в европейских книготорговых фирмах.

    В 1861 году, когда Герману Дмитриевичу было 25 лет, он получил приглашение от известного петербургского книготорговца М.О. Вольфа приехать в Петербург и возглавить немецкий отдел его крупного книжного магазина.

    Прослужив здесь до 1867 года, Гоппе (совместно с Германом Корнфельдом) создал в Петербурге собственное издательство, выпустив примечательный справочник - "Всеобщая адресная книга С.-Петербурга" (1867—1968 гг.). С 1867 года одним из первых в России начал выпускать сразу же ставший известным "Всеобщий календарь" (1867—1900 гг.), с 1870 года — также "календари-ежедневники". Одновременно с изданием книг Гоппе приступает к изданию нового типа журнала мод "Моды и новости" (1867—1868 гг.), переименованный вскоре в не менее известный "Модный свет" (1867—1883 гг.). "Модный свет" был прекрасно иллюстрирован, давал подробнейшие рисунки туалетов, к нему прилагались цветные, разукрашенные от руки, иллюстрации.

    Успех всех этих изданий позволил Гоппе приступить к изданию главного своего детища - еженедельного журнала "Всемирная иллюстрация" (1869 - 1898 гг.), задуманного по типу подобных заграничных журналов. На волне "больших" реформ 1860—1870-х гг., роста демократических настроений в стране, общего промышленного подъёма, расширения читательской среды и достаточно большого спроса Герман Гоппе, взяв за образец первый в мире британский иллюстрированный еженедельник "Иллюстрированные лондонские новости" ("The Illustrated London News") (издававшийся с 1842 года), а также первый и самый успешный в Пруссии еженедельный иллюстрированный семейный журнал "Беседка" ("Die Gartenlaube") (выходивший с 1853 года) и ведущий во Франции в XIX веке иллюстрированный еженедельник "Иллюстрированный мир" ("Le Monde Illustré") (издававшийся с 1857 года), создаёт при этом новый тип еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения, который был рассчитан на массового читателя и мог служить иллюстрированным отражением важнейших событий в стране и за границей.

    "История Типографии Императорских СПб Театров - Гоппе". (Цит. по:) Интернет

https://www.antiquariy.ru/history.html?hid=103

    

    

    

    Герман Дмитриевич Гоппе

    (1836 - 1885 гг.)

    

    

    

    В 1879 году Гоппе основал и приступил к изданию еженедельного журнала "Огонёк" (1879 - 1883 гг.), в 1883 году [приступил к изданию] журнала "Модный свет" и, объединившийся с ним впоследствии, "Модный магазин" (1862 год) были объединены и названия журналов, выходивших в издательстве Гоппе, как "Модный свет и модный магазин" (с 1883 года); с 1884 до 1894 года издавался журнал "Новый русский базар".

    За период своей издательской деятельности Гоппе выпустил немало прекрасно оформленных, высокого уровня полиграфического исполнения, книг самой различной тематики, жанров и направлений, а также роскошные юбилейные (приуроченные к крупным историческим событиям и ставшие в настоящее время раритетными) издания, как, например: "Альбом 200-летнего юбилея Императора Петра Великого (1672 - 1872 гг.)", с текстом, составленным П.Н. Петровым и С.Н. Шубинским (1872 год), "Альбом русских народных сказок и былин" (1875 год), текст, помещённый в этом издании составлял П.Н. Петров, "Иллюстрированная хроника войны" (1877 - 1878 гг.), "Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве" (1882 год), "Венчание русских государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III" (1883 год).

    Там же.

    

    

    

    На аукционах

    (в октябре 2023 года)

    - до 4000 долларов США.

    

    

    ...Гоппе создал известное издательство, основал мощную типографию, оснастив её высокохудожественными шрифтами и передовым для того времени типографским оборудованием, что позволило печатать на высоком полиграфическом уровне художественные памятные издания, альбомы, издания по искусству шрифта и книжной орнаменталистики.

     Все книги, изданные Гоппе, по праву можно считать редкими антикварными книгами отменного качества с высоким уровнем профессионального мастерства!

    Там же.

    

    ...Выходец из Германии - родины книгопечатания - Герман Гоппе принёс с собой в Россию высокую культуру книжного и издательского дела.

    Немецкие книгопродавческие и издательские предприятия той поры по уровню оснащённости и организации производства, квалификации персонала относились к элите делового мира России.

    Там же.

    

    См.

    "Иллюстрированная хроника войны". В двух томах.

    Служила приложением ко "Всемирной Иллюстрации".

    ("Систематический каталог русских книг А.Я. Исакова за 1877 - 1878 гг." 1880, с. 227, п. 2869).

    Спб., книгоиздательство Г.Д. Гоппе, 1877 - 1878, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    Том I - 400 с.

    Том II - 440 c.

    В издательской обложке.

    

    

    "В память Священного коронования их Императорских величеств Николая и Александры (14 мая 1896 года)".

    Первая часть посвящена истории коронации представителей династии Романовых.

    Вторая часть: "по часам расписанная церемония коронования Николая Александровича и Александры Фёдоровны".

    Спб., книгоиздательство Германа Гоппе, 1896, 210 с., с множеством иллюстраций разных художников.

    В издательской обложке.

В 2023 году на аукционах цена доходит до 7120 долларов США.

    

    

    

    Из журнала "Всемирная иллюстрация"

    (СПб., 1869 - 1898 гг.).

     "Балаганный дед"

    (из серии "Масленица").

    Рисунок М. Далькевича.

    

    

    После скоропостижной смерти Г.Д. Гоппе [в 1885 году] издательские права перешли его супруге А.П. Гоппе, издательством же фактически руководил его брат Эдуард Гоппе, владелец крупной петербургской "Типографии Императорских СПб Театров". Его фирма считалась одной из самых лучших в полиграфическом отношении среди петербургских типографий, выполняя не только собственные издания, но и заказы других известных издателей.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    Бордюр. Типография Эдуарда Гоппе, 1884 год.

    Изображение (внутри рамки) заимствовано из Интернета.

https://collectionerus.ru/collections/decorative-vignettes/143/

    

    ...Издательство Эдуарда Гоппе - выпустило много прекрасно оформленных и высокого качества книг различной тематики, роскошные юбилейные издания: "23000 миль на яхте "Тамара", "Путешествие великих князей Александра и Сергея Михайловичей", "История родов русского дворянства" и много других прекрасных изданий.

    Печатались эти книги в петербургской "Типографии императорских СПб. театров Эдуарда Гоппе" по адресу: Вознесенский проспект, дом № 53. В Москве отделение конторы находилось на Кузнецком Мосту, в доме Гагарина, при книжном магазине А. Ланга.

    Там же.

    

    

    

    То же.

    

    

    В качестве приложения к "Всемирной иллюстрации" издательство Гоппе выпускало в 1889 - 1896 годах журнал "Труд", который иллюстрировали И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Г.И. Семирадский и другие известные русские художники.

    В этом журнале печатались произведения Г.П. Данилевского, Н.С. Лескова, Я.П. Полонского, В.В. Крестовского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, В.Л. Величко и других.

    Там же.

    

    

    

    То же.

    

    

    ...Антикварные книги типографии Гоппе, в наше время по праву могут считаться изысканными и роскошно иллюстрированными изданиями, которые имеют не только коллекционную, но и историческую ценность!

    История российского книгопечатания и книгоиздания середины XIX - начала ХХ века наполнена немецкими именами, их вклад в развитие отечественной культуры огромен и неоценим.

    "История Типографии Императорских СПб Театров - Гоппе". (Цит. по:) Интернет

https://www.antiquariy.ru/history.html?hid=103

    




 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика