Товарищество Р. Голике и А. Вильборг


Роман Романович Голике.

    О создателях товарищества:

    

    "Основатель фирмы [типографии Голике] Роман Богданович Голике родился в Дерпте (Юрьеве) в 1817 году, где и поступил, по окончании образования, в типографию в качестве ученика, а впоследствии работал наборщиком.

    В 1837 году он переселился в Санкт-Петербург и поступил в типографию господина Крайя, оттуда перешёл в типографию господина Вингебера, где занимал сначала место метранпажа, а потом фактора [См. "Печатня Р.Р. Голике (к 50 летию основания типографии)". Петербург, типография Р.Р. Голике, 1902. Хранится в читальном зале "Музея книги" Российской Государственной библиотеки, под шифром: МК Е IV 2г/4.702].

    Женившись в 1848 году на учительнице рисования Марье Фёдоровне Лендинг, Роман Богданович в 1849 году уже стал отцом. Сыну дали имя Роман. А 12 марта 1850 года родилась дочь Мария.

    В этом же году Роман Богданович поступил в учреждённую доктором Йонсоном типографию, на правах участника и управляющего.

    В конце 1851 года Роман Богданович Голике приобретает у доктора Йонсона его типографию (в рассрочку). А с 1 января 1852 года он стал единоличным хозяином дела.

    К этому времени типография располагала: одной скоропечатной типографской машиной; двумя ручными типографскими станками и запасом шрифтов (всего около 200 пудов).

    В типографии трудилось 18 - 20 человек рабочих и служащих.

    Выполнялись в основном мелкие заказы. "Самым крупным проектом, пожалуй, было печатание журнала Императорского Вольно-экономического общества, постепенно появлялись заказы и от других казённых учреждений" в том числе Комиссии погашения долгов и Государственного банка, в то время не имевшего ещё своей собственной типографии.

    Евангельско-лютеранская Генеральная консистория заказывала у Голике "Сборник песнопений церковных" ("Gesangbuch").

    Так продолжалось до 1854 года, когда Крымская компания вызвала небывалый спрос на газеты. Главные из них, а именно "Сын отечества" и "Северная пчела", увеличили свой объём и стали давать прикладные листы. Потребное количество номеров возрастало изо дня в день, собственные типографии не успевали печатать, а о выписке новых машин из-за границы и думать нельзя было, ввиду отчасти политического положения и связанной с ним блокады портовых городов, а главное весьма примитивного состояния судоходного сообщения. Вот почему типография Греча, помещавшаяся на Мойке, у Прачечного переулка, и печатавшая газету "Северная Пчела", обратилась к Роману Богдановичу Голике и заключила с ним условие на печатание прикладного листа газеты, в количестве 10.000 экземпляров ежедневно по 5 рублей за 1000 оттисков.

    Типография Греча имела всего 2 скоропечатные машины и с трудом успевала печатать главный лист газеты в 4 страницы (по 2 сравнительно небольших страницы на машину). [Там же, с. 1-2].

    29 августа 1856 года у Романа Богдановича родилась вторая дочь Елизавета.

    В 1857 году Роман Богданович обзавёлся собственной литографией и получил правительственный заказ на печатание "Русско-китайско-японского словаря.

    Редактором словаря, профессором Петербургского университета, был привезён японец, знавший русский язык.

    Японец, каллиграф, в течение двух лет в литографии Голике писал на камнях китайские и японские тексты, которые печатались в литографии, с оставлением на страницах книги свободного места для русского текста, который впечатывался впоследствии по типографии, с набора.

    Изданеие вышло в свет в количестве 100 экземпляров и стоило (в целом) около 10000 рублей. Оставшиеся в архиве типографии два экземпляра этого издания в 1883 году, к сожалению, были похищены. (Там же, с. 2).

    Литография, как таковая, существенных прибылей Голике не приносила и он через три года её продал, а вырученные от продажи деньги направил на развитие своей типографии.

    К началу шестидесятых годов в типографии Романа Богдановича было уже две скоропечатных машины и в отношении заказов время наступило весьма благоприятное.

    Великие реформы Царя-Освободителя имели самое благоприятное влияние на развитие печатного дела в столице. Число типографий быстро увеличилось, явилась неизбежная конкуренция, отчасти весьма полезная.

    В этих условиях Романа Богдановича выручают его многолетний опыт руководства типографией и исключительная деловая хватка.

    Он ухитряется собрать средства для того, чтобы отправить, окончившего реальное училище, сына за границу "для основательного изучения печатного дела".

    Роман Романович Голике в свои неполные 20 лет был уже весьма прилично подготовлен к такой поездке. Для этого он три года учился профессиональному мастерству у фактора их типографии Василия Борисовича Шварца и помошника Шварца, Василия Петровича Леонтьева.

    Роман Романович, по прибытии в Англию, сразу был принят наборщиком в типографию "Brutton & C*", располагавшуюся в Лондоне, где проработал почти год. Затем он переезжает в Париж и более года работает в типографии "Cusset et C*".

    При этом он не обращается к родителю за финансовой помощью.

    Возвратившись в 1871 году на Родину, Роман Романович практически принимает от отца управление всем делом.

    В это же время фирмой приобретается третья скоропечатная полиграфическая машина "купленная с торгов в типографии господина Шрейера, а в 1872 году - типографская машина фабрики "Кениг и Бауер", а также ручной станок".

    В этом же году Роман Богданович породнился с владельцем типографии Г.Ф. Шредером, выдав за него замуж свою старшую дочь.

    "Однако Роману Богдановичу не долго пришлось пользоваться "заслуженным покоем". 30 ноября 1873 года, после непродолжительной болезни, он скончался".

    Роман Романович, в марте 1874 года, женится на дочери чиновника. Гульде Мартыновне Христиани и, вскоре после свадьбы, начинает расширять своё дело.

    "Помещение по Толмазову переулку, в котором типография находилась в течение более 20 лет, оказалось недостаточным ещё в 1873 году. Тогда она и была переведена в дом Авдеева на Владимирской". Одновременно при конторе типографии был открыт магазин. Была заведена собственная переплётная. (Там же, с. 4).

    С 1874 года Роман Романович приобретает большое количество нового оборудования, инвентаря, а затем и небольшие типографии. Например, типографии Леске и Плотникова на Лиговке превратились в филиалы предприятия Голике и продолжали работать в прежнем режиме, с тем же персоналом, возглавляемым Иваном Николаевичем Плотниковым.

    Затем, переведя, частично, опытных наборщиков - мужчин на основное предприятие, Роман Романович начинает использовать в филиалах труд наборщиц. Но последние, выходя замуж, частенько покидают родное предприятие и опять-таки приходится искать мужчин. (Там же, с. 3).

    При участии Р.Р. Голике (сына) было создано Русское общество деятелей печатного дела и проведён Первый Всероссийский съезд деятелей печатного дела.

    Р.Р. Голике состоял в переписке А.П.Чеховым. В одном из своих писем Антон Павлович назвал Голике "великолепнейшим паренем".

    Р.Р. Голике лично участвовал в работе таких благотворительных обществ, как "Вспомогательная касса наборщиков", "Русское Общество Деятелей Печатного Дела", "Похоронная касса тружеников печатного дела" и др. (см. "Товарищество Р. Голике и А. Вильборг", Поставщик Императорского Двора". Интернет https://docplayer.ru/55212902-Kak-izvestno-v-istorii-net-nichego-taynogo.html).

    

    У Р.Р. Голике была ценная коллекция книг, состоявшая в основном из "художественных изданий" и из книг, интересных в типографском отношени. Так, например, в её составе была инкунабула, по преданию, напечатанная самим И. Гутенбергом. В июне 1912 года Р.Р. Голике писал антиквару П.П. Шибанову: "Дом, в котором я живу уже седьмой год, продан Железнодорожному Клубу. Приходится переезжать на другую квартиру. Нашёл очень удобную, но, к сожалению, в нём библиотека моя не умещается. Согласен продать на очень льготных условиях - с рассрочкою, но за бесценок отдать не желаю; лучше упакую в ящики и поставлю на склад". В течение следующего месяца сделка была заключена [см. Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Том 1. М., 2015, с. 85].

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Безгин, Илья Григорьевич. "Коллекция книг, наглядно характеризующая видоизменения типографского искусства и вообще печатного дела с XV столетия по 1895 год: Краткий хронологический перечень 300 томов книг, выбранных из библиотеки Романа Романовича Голике и выставленных им на 1-й Всероссийской выставке печатного дела 1895 года" ["Все книги этой коллекции, указанные в настоящем каталоге - на иностранных языках (греческом, латыни, французском и других) К ним дана краткая аннотация на русском языке. Из выходных данных: место и год издания, формат"].

    Санкт-Петербург: типо-литография Р. Голике, 1895, 36 с. на вощёной бумаге; высота блока 28 см.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Доходный дом Р.Р. Голике

    (архитектор В.В. Шауб

    1901 г.)

    

    

    См.

    "Голике Р.Р. Типография. Петербург. Р.Р. Голике. Образцы шрифтов. Типография основана в 1852 году".

    Спб., год не указан, 38 л. ил.

    
Артур Иванович Вильборг.

    

    Роман Романович Голике и Артур Иванович Вильборг были уроженцами Прибалтики - той её части, которая называлась Лифляндией.

    Из интервью Почётного профессора Института печати ("северо-западного", Спб.) Николая Павловича Лаврова журналистке Татьяне Болотовской.

(2002 год).

    

    Потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии Артур Иванович Вильборг родился в 1856 году.

    В 1890 году основал в Санкт-Петербурге "Художественную фототипию" для печатания высококачественных репродукций.

    С 1894 года совместно с техником-полиграфистом Г.Н. Скамони успешно развивал фототипное дело, в 1897 году присоединил к своему заведению фотоцинкографическую мастерскую.

    См. Интернет

http://ultra-f.ru/catalog/mebel/predmetyi-iz-antikvarnoj-lavki/hospa-vint-potajnoj-nikelirovannyij-3.5x15mm.html

    

    

    

    Артур Иванович Вильборг.

    

    

    

    

    ...Вильборг также не был новичком в печатном деле - с 1888 года он занимался изготовлением высококачественных репродукций в технике цинкографии.

    Благодаря объединению типографических мощностей и разных технологий (высокой печати, литографии, фототипии и фотоцинкографии) возможности предприятия приумножились. Вновь созданное товарищество было изначально задумано как предприятие достаточно широкого профиля.

    Из интервью Почётного профессора Института печати ("северо-западного", Спб.) Николая Павловича Лаврова журналистке Татьяне Болотовской.

(2002 год).

    

    

    

    Иллюстрация из книги А.В. Висковатова.

    "Историческое описание одежды и

     вооружения российских войск".

    СПб., "Военная типография", 1841-1862 гг.

    Издатель - Артур Иванович Вильборг.

    

    

    

    

    

    

    

    

    Роман Романович и Артур Иванович в 1903 году создают своё "художественное книгоиздательское товарищество".

    На предприятии Голике и Вильборга используется новейшее оборудование и самые передовые технологии.

    

    Начало деятельности Товарищества было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии - художественных альбомов и репродукций картин русских художников.

    "Товарищество "Голике и Вильборг". (Цит. по:) Интернет

https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post419274226/

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    ...Голике и Вильборг удостоились права носить официальное звание "Поставщиков двора Его Императорского Величества" (сноска 1). Ко двору поставлялись не только книги и альбомы, но и великолепно оформленные и отпечатанные приглашения, меню, праздничные программы.

    Звание Поставщика двора присваивалось по заключению министра Императорского двора и означало признание государством высокого качества продукции, гарантировало фирме широкий выход на иностранный рынок, получение выгодных и престижных заказов и, как следствие, высокую прибыль. Фирма получала право изображения на торговой марке Государственного герба, своего наименования и даты основания. На торговой марке фиксировались также полученные на международных и всероссийских выставках награды. Поставщики двора выполняли заказы для царской семьи, а также дипломатические, церемониальные и почетные подарки.

    Там же.

    

    

    "Альбом исторической выставки предметов искусства, устроенной в 1904 году, в Санкт-Петербурге, под Августейшим покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны в пользу раненных воинов". (Текст Адриана Прахова).

    Спб., Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1907, [8] c., II c., III с., [1] с., 274 с., XXXVI с. (текст параллельный на русском и французском языках), 19 листов иллюстраций чёрно-белых и цветных, выполненных в техниках гелиогравюры и автотипии), тираж не установлен, формат: 36,0 х 29,5 с. В хорошем состоянии.

В 2023 году на аукционах до 650 долларов США.

    

    

    "Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств 1764 -1914". (В ознаменование 150 летия Академии Художеств 4 ноября 1914 года). (Составитель С.Н. Кондаков). В двух частях.

    Спб., Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914, тираж: 500 экз., формат - "увеличенный". В хорошем состоянии.

    Часть I "историческая" - 352 с.

    Часть II "биографическая" - 458 с.

    В издательских переплётах с "золотым" тиснением; художественными обложками, орнамент - "красновато-коричневого" цвета.

В 2023 году на аукционах до 2800 долларов США.

    

    

    

    "На память о дне пятидесятилетия

    Эммануила Людвиговича Нобеля

    - 10 июня 1909".

    Издание комиссии служащих Товарищества

    нефтяногопроизводства братьев Нобель

    СПб., Товарищество Р. Голике и А. Вильборг

    1909. 120 с. ил.[издательский переплет]

    

    

    

    

    

    

    

    

    ...Рождение нового предприятия отмечено тремя основными датами.

    28 июня 1902 года Император лично утвердил устав предприятия.

    15 декабря 1902 года впервые собрались пайщики, выбрали правление и председателя. С этой даты началась деятельность новой компании.

    14 февраля 1903 года в типографии собрали всех рабочих (353 человека), пригласили около 60-ти почётных гостей, которым показали мастерские. Это был день официального открытия фирмы.

    Из интервью Почётного профессора Института печати ("северо-западного", Спб.) Николая Павловича Лаврова журналистке Татьяне Болотовской.

(2002 год).

    

    

    

    

    

    

    

    ...Типография Голике и Вильборга с первых дней своего существования была признана лучшей в Петербурге и России.

    Использовались зарубежные машины и материалы, немецкие краски, немецко-финская бумага.

    Позже началось движение в поддержку отечественного производителя расходных материалов, и это означало, что шрифт, бумага и клише должны быть русскими. Печатали афиши, рекламу, меню для ресторанов и императорских приёмов.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    ...В 1903 году оборот предприятия составил 839600 рублей, чистая прибыль - 41200 рублей.

    Основным направлением деятельности в уставе значилась подготовка и выпуск изящных художественных изданий. Типография "Голике и Вильборга" стала колыбелью петербургской школы книжной графики.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    ...Некая община имени Святой Евгении - русская организация Красного креста - в поисках доходов начала выпускать художественные открытки.

    30 лет продолжалось плодотворное творческое сотрудничество типографии с этим обществом, которое в 20-х годах стало называться Комитетом по популяризации художественных изданий.

    Вскоре за открытками последовали альбомы: один из альбомов был посвящён сокровищам Эрмитажа. Альбом получил очень высокую оценку, и вслед за ним вышел альбом, посвящённый окрестностям Петербурга. Стали печатать также репродукции с картин русских художников, которые уже тогда считались классиками.

    Ещё одним крупнейшим заказчиком стал "Кружок любителей изящных русских изданий", созданный осенью 1903 года.

    Книги, которые издавались по заказу кружка, имели тираж от 500 до 1000 нумерованных экземпляров. Существовало правило: после тиражирования формы уничтожались, чтобы придать изданию неповторимость.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    См.

    Божeрянoв Иван Hикoлaевич (составитель). "Невский пpоcпект (1703 - 1903)". (Kультурнo-иcтoричeский очерк двухвековой жизни Санкт-Петербурга. Юбилeйное изданиe). В пяти выпусках (двух томах).

    Спб., изданиe поставщикa двоpа eго импepаторского величеcтва А. И. Bильбopгa, "Типография Товарищества Р. Голике и А. Вильборга", 1903, (с 800 иллюстрациями и 30 приложениями, исполненными автотипией, гелиогравюрой, фототипией и хромолитографией), тираж не установлен, формат: 35,0 х 26,0 см. Том 1. 310 с. Том 2. 344 с.

    В издательских переплётах. Состояние хорошее.

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 1800000 руб.

    

    Робер Поль. (художник-карикатурист). "Весь Петербург в карикатурах". Серия первая (и единственная). Издание второе.

    "Типография Товарищества Р. Голике и А. Вильборга", 1903, [4] c., 48 л. иллюстраций (70 портретных шаржей известных современников - артистов, художников, писателей, музыкантов и композиторов, а также гласных петербургской городской думы),

    тираж: 200 нумерованных экз. (на веленевой бумаге), формат: 32,5 х 25,0 см.

    В издательской шрифтовой "два цвета" обложке. Состояние хорошее.

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 520 долларов США.

    

    

    "Кавказские минеральные воды. Пятигорск, Железноводск, Есентуки, Кисловодск. К столетию курорта 1803 - 1903".

    Спб., издание "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1904, 296 с. с множеством иллюстраций, тираж не установлен, формат - "альбомный".

    В издательском художественном переплёте (цвета: "голубой", "чёрный", "золотой"). Состояние хорошее.

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 3400 долларов США.

    

    

    "Историческая выставка предметов искусства, устроенная в 1904 году в Санкт-Петербурге покровительством Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны в пользу раненных воинов". Альбом.

    Спб., изданиe Товарищества Р. Голике и А. Вильборга", 1907, [8] с., II с., III с., [1] с., 274 с., XXXVI с., 18 л. ил. (из девятнадцати - фотографии и цветные изображения), тираж не установлен, формат: 36,0 х 29,5 см.

    В издательской художественной обложке "бежевого" цвета с изображением золотого орла. Состояние хорошее.

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 6130 долларов США.

    

    

    "Пятидесятилетие освобождения крестьян".

    Спб., издание "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1911, 48 с. с иллюстрациями, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

   В издательском переплёте.

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 160 долларов США.

    

    

    Cветлов В."Современный балет".

    (Издано при непосредственном участии Л.С. Бакста). Спб., издание "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1911, [6] с., VIII с., 134 c., 66 л. иллюстраций, тираж не установлен, формат: 31,5 × 22,0 см.

   В издательском тканевом переплёте. "Золотая головка".

В начале 2024 года (на аукционах) цена этого издания доходила до 3500 долларов США.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    Дубенский Дмитрий [генерал майор].

    "Его Императорское Величество Государь Император

    Николай Александрович в

    действующей армии".

    СПБ., Типография товарищества Р. Голике

    и А. Вильборг, 1915-1916.

    Выпуск 3. 1915. [2], 196с. Выпуск 4. 1916. [2], 236с.

     (титульные листы и фронтисписы).

    

    

    ...В 1905 году началась революция, в типографии неоднократно останавливалась работа, сократилось количество заказов.

    В 1906 году фирма оказалась на грани банкротства, было даже введено внешнее управление.

    Окончательно удалось выйти из кризиса только к 1913 году, когда в стране начался новый экономический подъём.

    Там же.

    

    

    

    "В кичке".

    (художник Николай Дмитриевич Кузнецов)

    Почтовая открытка, выпущенная

    Товариществом Голике и Вильборг.

    

    

    Получилось так, что типография постоянно работала на юбилеи: в 1903 году отмечалось 200-летие Петербурга, в 1912 - праздновалось столетие Отечественной войны, в 1913 - 300-т летие дома Романовых.

    В 1912 году, на выставке "Искусство в книге и плакате", издания Голике и Вильборга были признаны шедеврами полиграфического искусства, а типография укрепила своё положение безусловного лидера в деле качественной печати.

    В подготовке изданий принимали участие выдающиеся художники: И. Грабарь, Е. Лансере, Г. Нарбут, Л. Пастернак.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    См.

    "Голике Р. и Вильборг А. товарищество Петербург. Типография, литография, фототипия, цинкография, фотолитография, гелиогравюра (Альбом образцов)".

    Спб., издание товарищества Голике и Вильборг, 1903, 29 с. (20 л. илл.)

    

    В "Музее книги" Российской Государственной библиотеки (под шифром МК ЕIV, 2Г/2.117) хранится матерчатая папка "зеленоватого" цвета с "белыми" тесёмками (сверху и снизу), на верхней крышке виньетка из "кленовых" листьев чёрного цвета. "Администрация по делам поставщиков двора Его Императорского Величества Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. С-Петербург. Типография, литография, цинкография, фототипия, гелиогравюра, переплётная" (такая же надпись и на титульном листе). Год не указан, формат папки (приблизительно) 1/4 ватманского листа.

    В папке 22 листа с цветными и чёрно-белыми изображениями. Каждый лист переложен листом папиросной бумаги с виньеткой (в верхнем углу листа) "Образцы работ", выполненной "золотом".

    

    

    В "Музее книги" Российской Государственной библиотеки (под шифром МК 3.I.2/4.47) хранится папка из "серовато-сиреневого" тонкого картона. Формат папки 17,0 х 30,0 см. На верхней крышке папки - изображение молодой женщины, спускающейся по кованной металлической лестнице в типографский цех, с соответствующей такому цеху обстановкой - станками (два цвета: "серовато-чёрный" и "красный").

    "Поставщики двора Его Императорского величества Товарищество Р. Голике и А. Вильборг типография, литография, фототипия, цинкография, фото-лито-графия, гелиогравюра. Спб., год издания не указан. В папке: титульный лист и 19 листов (разноцветных с наклеенными на них изображениями).

    Изображения цветные и чёрно-белые.

    

    

    

    

    

    

    

    "Каталог художественных изданий Поставщиков Двора Его Императорского Величества товарищества Р. Голике и А. Вильборг" [Этот каталог был специально подготовлен к Царскосельской юбилейной выставке 1911 года].

Спб., 1911, 32 с., илл. в тексте и на отдельных страницах, формат - "уменьшенный". В художественной издательской обложке "в 3 цвета" ("черный", "серовато-коричневый", "цвет золота" - окантовка).

    

    

    

    

    

    

    

    ...В 1917 году типография пережила блокаду города, мобилизацию рабочих в армию, а после войны - в провинциальные типографии (туда же была отправлена и часть полиграфической техники типографии).

    ...После революции Голике и Вильборг своевременно эмигрировали в Германию. Связь с Россией оставалась, и было известно, что в России не хватало книг.

    Полиграфисты - эмигранты задумали печатать книги в Берлине и ввозить их в Россию. Так возникло издательство "Жар-птица". К подготовке изданий привлекались те же художники, которые оформляли книги в типографии "Голике и Вильборг".

    Там же.

    

    ...С 1918 года национализированное предприятие стало называться 15-й государственной типографией, но профиль не меняло и качество печати не снизило.

    В 1923 году в типографии "Голике и Вильборга" была отпечатана поэма "Медный всадник" с иллюстрациями Александра Бенуа. Бенуа превосходно отзывался о типографии в книге "Мои воспоминания".

    Именно за высочайшее качество печати типография была удостоена (в ноябре 1923 года) имени русского первопечатника.

    Там же.

    

    ...С первыми послереволюционными годами связаны несколько начинаний. В типографии пробовали выпускать эротическую литературу, а в 1922 году вышло очень интересное издание - "Типографский календарь", где были указаны все самые важные события и даты в истории полиграфии, а также советы и рекомендации по основным полиграфическим процессам.

    Там же.

    

    ...Первым директором типографии имени Ивана Фёдорова (бывшей "Голике и Вильборг") стал В.И. Анисимов.

    В.И. Анисимов в 1895 году окончил Школу печатного дела и получил первую премию, будучи участником конкурса наборщиков, за оригинальный замысел в исполнении композиции обложки с применением типографского материала.

    Аннотация к книге В.И. Анисимова "Книжный переплёт. Краткий конспект по истории и технике переплётного дела", составленная специалистами магазина "Русский библиофил", ул. Покровка, дом 50 (декабрь 2007 года).

    

    




1. 18 июня 1902 года Император Николай II подписал Устав товарищества, тем самым утвердив "Товарищество на паях". Таким образом Р.Р. Голике и А.И. Вильборг сразу же получили звание Поставщиков Двора Его Императорского Величества. (Cм. материалы в Интернете http://library.krasno.ru/Pages/Museum%20of%20books/Golike_Vilborg.html)
2. Сноска
3. Сноска

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика