Журнал "Восход"*


Адольф Ефимович Ландау

    "В сентябре 1880 г. в Главное управление по делам печати поступило прошение от "издателя "Еврейской библиотеки", окончившего курс Виленского раввинского училища Адольфа Ефимовича Ландау". В нём он писал: "Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне издаваемый мною... историко-литературный сборник "Еврейская библиотека" превратить в ежемесячный журнал и издавать его под моей редакцией под названием "Восход", без предварительной цензуры и по прилагаемой на обороте Программе... [В.Е. Кельнер. Журнал "Восход" и его издатель-редактор А.Е. Ландау. Цит. по изданию: "Восход". "Книжки Восхода". Роспись содержания 1881-1906. Спб., Н.П. "Петербургская иудаика", 2001, с. 9]".

    ..."Годы спустя, оценивая роль журнала, С.М. Дубнов резюмировал: "Всё наследие "смутного времени" досталось "Восходу", возникшему в самый момент кризиса (1881-1882 г.) и остававшемуся в течение многих лет единственным органом евреев на русском языке. В нём сосредоточилась энергия той части нашей прогрессивной интеллигенции, которая без боя не хотела сдать занятую ею позицию. В этой последней цитадели укрепились зелоты нашего прогресса и равноправия. В первые годы своего существования "Восход" был органом нашего внутреннего возмущения. Никогда ещё русские евреи не имели литературной трибуны, где с такой силой выражалось негодование против всевозможных проявлений юдофобии, против физических и нравственных погромов, как в публицистике "Восхода" первой половины 80-х годов".

    ...Невозможно переоценить вклад "Восхода" в развитие еврейской культуры в России. На его страницах выступали практически все известные еврейские писатели и поэты конца XIX - начала XX в.[Там же. с. 13-14].

    ...Динамика подписки на "Восход" свидетельствует о многом, в том числе о состоянии еврейского общества, масштабов овладения им русским языком, об отношении к идеям, пропагандировавшимся на его страницах. В 1883 г. тираж журнала достиг 2692 экземпляра [Там же, с. 14].

    В этих условиях (А.Е. Ландау) принял единственно правильное решение - предоставил страницы журнала всем общественным течениям, следя лишь за тем, чтобы дискуссии не выходили за рамки цензурности и политической корректности. Между тем, такая позиция давалась ему нелегко ещё и потому, что сам он обладал острым полемическим пером и строго исповедовал определённые взгляды, приобретённые ещё в 1860-е гг. - был непоколебимым поборником гражданской эмансипации и противником эмиграции и палестинофильства.

    Он постоянно настаиваал на том, что "..."Восход" не может быть органом какой-нибудь одной партии, какого-либо одного кружка, а что он должен иметь в виду общую судьбу всей четырёхмиллионной массы русских евреев и что в виду этого главная его задача может быть только: введение русских евреев в круг русского гражданства, как в правовом, так и в культурном отношении, в лучшем смысле этого слова, с сохранением в то же время того драгоценного ядра, которое поддерживало еврейство в течение тысячелетий и которое не боится ни света, ни прогресса" [Там же, с. 14; 17].

    "...Были две темы, которые Ландау не приветствовал на страницах своих изданий. Он весьма критически относился к литературе на идише и старался всячески сократить упоминания о ней в литературных обзорах. Но более всего он не терпел даже какие-либо позитивные отклики на эмиграцию евреев из России и на палестинофильское движение, считая, что они лишь отвлекают народ от борьбы за равноправие в России.

    ...А.Е. Ландау не оставлял надежды на то, что ему удастся превратить свой журнал в некий мост, соединяющий русскую и еврейскую культуру. Он постоянно привлекал в "Восход" русских авторов, писавших о еврейской жизни" [Там же, с. 18-19].

    "...Впервые А.Е. Ландау был вызван в Главное управление по делам печати 16 января 1882 г. "для необходимых объяснений". Внимание цензора привлекла подготовленная для № 12 за декабрь 1881 г. статья раввина А.Л. Воля "Значение Талмуда для христианского богословия". Несмотря на то, что она уже была набрана, её всё же вынудили снять из этого номера под тем предлогом, что она по своей тематике должна прежде всего быть одобрена духовной цензурой.

    Уровень цензурной бдительности менялся в стране по мере усиления антисемитских настроений и ужесточения антиеврейского законодательства. Не только "Восход", но и существовавшие ещё тогда другие еврейские периодические издания как могли сопротивлялись "новому курсу" правительства. Поэтому 30 января 1882 г. один из руководителей Министерства внутренних дел, человек ответственный за "еврейскую политику", Д.В. Готовцев обнародовал приказ с требованием "вновь подтвердить издателям еврейских газет и журналов "Восход", "Рассвет" и "Русский еврей", чтобы они, защищая честь и интерес своих единоверцев не дозволяли бы себе оскорблять русскую народную честь".

    За "Восходом" установили особо бдительный контроль. Цензура реагировала буквально на каждое явное и мнимое проявление критики" [Там же, с. 24].

    "...Cледующее резкое столкновение А.Е. Ландау с цензурой по поводу журнала произошло в 1883 г. Наблюдавший за "Восходом" цензор усмотрел в № 5-6 "злобные нападки на правительство и даже в высшей степени неприличное глумление над догматами христианской религии". Номер задержали и А.Е. Ландау вызвали для объяснений" [Там же, с. 25].

    "... Конечно, основное недовольство вызывал не столько ежемесячный журнал "Восход", сколько его приложение "Недельная хроника", вбиравшее в себя основной публицистический материал и призванное быстро реагировать на "поток жизни". Однако руководство Главного управления по делам печати не безосновательно считало и журнал, и его приложение единым комплексом. Поэтому, когда к лету 1884 г. степень недовольства властей преодолела критическую массу, то репрессии обрушились на оба издания. 24 июля 1884 г. вышло распоряжение Министерства внутренних дел, в котором говорилось: "Принимая во внимание, что издаваемая при журнале "Восход" "Недельная хроника Восхода" весьма часто дозволяет себе дерзко порицать законы и правительственные действия и лживо истолковывать их смысл и цели, что посредством подбора вымышленных или извращённых фактов раздражающего свойства, она поддерживает в одной части населения враждебные чувства к прочим гражданам, что сказанное вредное направление этой газеты с особой несдержанностью проявилось в последнее время в передовых статьях № 24, 27, 28, а также в статьях "Tempora mutantur" и в корреспонденции из Витебска в № 27, в письме из Сопоцкина и в статье "Мимоходом" в № 28 - Управление Министерством внутренних дел...определяет объявить журналу "Восход", вместе с издаваемой при нём в виде приложения "Недельной хроникой Восхода", первое предостережение..."

    ...Тогда же, согласно принятому положению, об этом решении доложили Александру III. В докладе сообщалось, что эти издания, "предназначенные для чтения евреев и редактируемые евреем Ландау, весьма часто дозволяют себе дерзко порицать законы и правительственные действия, относящиеся к евреям, и ложно истолковывать их смысл. Сверх того, посредством подбора вымышенных или извращённых фактов, эта газета старается поселить в читателях убеждение, что и правительство и все сословия русского народа относятся к евреям с беспощадной и слепой жестокостью..." Изложив все свои претензии к "Восходу", И. Дурново констатировал: "...статьи подобного рода должны ещё более усилить в евреях их исконную тайную вражду к христианскому населению и поддерживать их отчуждённость от христиан, через что еврейский вопрос, не смотря на все усилия правительства, никогда не выйдет из своего тревожного состояния..." [Там же, с. 25-26].

    ...Уже во втором номере "Восхода" за 1885 г. цензор выделил сразу несколько возмутивших его статей "в которых разбираются с разных сторон причины угнетённого положения евреев в России и... во всех этих статьях излагается более или менее рельефно, излюбленная еврейскими историками тема параллельного нарастания эмансипации еврейского племени с освобождением европейских государств от пут абсолютизма и религиозного фанатизма". Имелись в виду статьи "Теория еврейского вопроса" И. Леба и "Роль буржуазии в судьбе евреев" Я.Б. Ромбо.

    Этого оказалось достаточно для объявления "Восходу" второго предупреждения.

    ... Ландау - редактор стал более требователен к материалам каждого номера, стремясь избежать рокового третьего предупреждения, автоматически влекущего за собой приостановку издания. В течение следующего 1886 года его лишь дважды вызывали в цензуру, где он давал объяснения по небольшим публикациям в "Хронике" [Там же, с. 27].

    "...В начале 1891 года внимание цензуры привлекли опубликованные в № 1 и № 2 журнала произведения С.М. Абрамовича и Д.Л. Мордовцева [Повесть С.М. Абрамовича (Менделе Мойхер-Сфорима) "Кляча или сострадание к животным", роман Д.Л. Мордовцева "Между молотом и наковальней", воскрешающий самые мрачные страницы истории евреев Украины в средние века]. В специальном "литературоведческом" исследовании обоих произведений цензор особо подчеркнул, что один из авторов - русский. Если аллюзии С.М. Абрамовича, отобразившего в образе старой истязаемой кнутом клячи - свой народ, можно было ещё объяснить, то сочувственный характер по отношению к евреям со стороны Д.Л. Мордовцева оказался выше понимания чиновника. Изложив в докладе содержание публикаций, он писал: "...дальше по пути протеста противу действий Правительства... идти некуда. Тут вся история воображаемого гонения евреев, начиная с фараонов и кончая Россиею, которую так особенно и с явною озлобленностью обрисовывают названные авторы. Если еврейский автор прямо заявляет, что время уже восстать сородичам и видит уже признаки восстания, то второй обещает евреям, давшим миру Христа, победу над вселенной".

    Этого оказалось достаточно. 13 марта 1891 г. "Восходу" объявили третье предостережение, и выход журнала был приостановлен на шесть месяцев.

    Это событие произвело большое впечатление на еврейское общество. Его расценили как предвестие новых гонений. И действительно, буквально через две недели после закрытия "Восхода" началось массовое изгнание евреев из Москвы".[Там же, с. 29-30].

    "...Издателю и редактору приходилось выполнять требования цензуры и жертвовать частью материалов, ещё более тщательно просматривать идущие в номер произведения "на предмет их цензурности". А неприятности с этим ведомством начались тут же после возобновления (выхода) журнала и приложения к нему. Уже в октябре 1891 г. задержали выход в свет № 14 "Недельной хроники". ...В начале 1893 года цензор испещрил пометками весь первый номер журнала.

    ...Слухи о всевозможных опасностях, которым подвергается журнал, были постоянным фоном, сопровождавшим его работу. Это немало раздражало А.Е. Ландау, видевшего в этих разговорах не столько общественную обеспокоенность за судьбу "Восхода", сколько интриги врагов. В 1894 г., опровергая очередные слухи о запрете его изданий, он писал С.М. Дубнову: "Ну, уж ценители и судьи! Вот бы они лучше оценили именно то, что "Восход" идёт впереди всех и всё на свой страх и риск... Независимость "Восхода" - вот что колет многим глаза, вот что составляет его преступление, которое ему никак простить не могут".[Там же, с. 34-35].

    "С января 1899 г. он (А.Е. Ландау) полностью передаёт все редакторские обязанности Грузенбергу. И тот вынашивает грандиозные планы по реформированию издания, привлечению в него новых сотрудников. С.О. Грузенберг был очень увлечён этим делом. Тем тяжелее стало для него известие о готовящейся продаже "Восхода". М.Г. Сыркину. Акт продажи состоялся в июне 1899 г.

    Журнал по прежнему возглавляли люди, в целом, не разделявшие идей сионизма - движения, стремительно приобретавшего популярность. Не было среди них и сторонников Бунда - еврейского крыла российской социал-демократии. Однако и тем и другим на страницах журнала предоставлялось слово, а главное - "Восход" стал органом политиков, стремящихся вписать еврейское национальное движение, борьбу за равные права, в общероссийский антимонархический поток. Наиболее прозорливые "наблюдатели" не могли не опасаться этого политического альянса. И первые репрессии не заставили себя ждать. 10 ноября 1901 г. "Восходу" объявили первое предостережение, в декабре 1902 г. был задержан № 12. Секретарь редакции А.В. Брауде, сменивший Ю.Д. Бруцкуса, стал постоянным "гостем" Главного управления по делам печати. Цензура явно нервничала. В ноябре 1901 г. цензор Елагин, уже много лет ведший "Восход", докладывал "по начальству" о том, что "редакция начинает за последнее время сильно повышать свой тон и становится в прежнюю резкую оппозицию к мероприятиям правительства относительно евреев". В 1903 году А.Г. Сыркина на посту редактора сменил Л.А. Сев. В политических кругах столицы знали, что за его спиной стоит выдающийся политик и организатор общероссийского масштаба - М.М. Винавер.

    Еврейский погром в Кишинёве и реакция на него не только еврейской, но и русской общественности, окончательно обострили взаимоотношения журнала с властями. 28 апреля 1903 года ему вновь объявили предостережение "ввиду вредного направления". Такова была реакция цензуры на обвинения в подготовке и осуществлении погрома в адрес властей, прозвучавшие со страниц "Восхода". Следующее предостережение было дано уже через две недели - 15 мая. Поводом для него послужили всё те же "возмутительные" высказывания в адрес властей, звучавшие со страниц как журнала "Книжки Восхода", так и газеты "Восход".

    Существенные изменения происходили и в самой структуре издательского дела. Острота политического момента требовала быстрой реакции на меняющуюся в стране обстановку. Поэтому постепенно на первое место выходит издание газеты "Восход" как общественно-политического органа, а "Книжки Восхода" стали как бы её приложением. В таком виде они и существовали до начала 1906 г., когда создание легальных политических партий изменило всю структуру российской политической печати и "Восход" уступил место новым периодическим изданиям многочисленных партий и групп" [Там же, с. 36-38].

    

    Отдельные статьи из журнала "Восход":

    

     Гетц Ф. "Религиозный вопрос у русских евреев". 1881. Книга 10 (октябрь), с. 27-53 [с. 53-57 предисл. А.Е. Ландау].

     Воль А.Л. "Значение Талмуда для христианского богословия".1881. Книга 12 (декабрь), с. 83-115. (Статья была изъята из указанного номера по требованию цензора).

     Гаркави А.Я. "Русь и русское в средневековой еврейской литературе". 1881. Книга 1 (январь), с. 62-84 [начало]; 1882. Книги 1 и 2 (январь-февраль), с. 239-251 [продолжение].

     Лилиенблюм М.Л. "О необходимости реформ в еврейской религии". 1882. Книги 1 и 2 (январь-февраль), с. 160-189 [начало]; 1882. Книга 3 (март), с. 100-135 [продолжение]; 1883. Книги 1 и 2 (январь-февраль), с. 85-107 [продолжение]; 1883. Книга 3 (март), с. 17-33 [с. 33-34 послесловие от редакции].

     Лилиенблюм М.Л. "Евреи как народ: по религии и по расе". 1883. Книги 11 и 12 (ноябрь-декабрь), с. 39-73.

     Ренан Ж.Э. "Иудаизм как раса и как религия". Речь, прочитанная в кружке "Saint-Simon" 27 января 1883 г. 1883. Книга 4 (апрель), с. 11-30.

     Бен-Ами. "Приезд цадика" (отрывок) 1883. Книга 4 (апрель), с. 31-55.

     Мандельштам И.Е. "О мифологии у евреев". 1884. Книга 3 (март), с. 75-94 [начало]; 1884. Книга 10 (октябрь), с. 56-70 [продолжение]; 1885. Книга 6 (июнь), с. 78-90 [окончание].

     Грец Г. "Остатки саббатиянской секты в Салониках". 1884. Книга 6 (июнь), с. 153-164.

     Трубич Э. "Очерки каббалы: по Франку, Гретцу и др." 1886. Книга 1 (январь), с. 65-88 [начало]; 1886. Книга 2 (февраль), с. 15-32 [продолжение].

     Лякуб П.М. "Уголовное судопроизводство у древних евреев до уничтожения их политической самостоятельности". 1886. Книга 7 (июль), с. 86-101.

     Эксальд. "Борьба между философией и традицией: (Эпизод из истории еврейской мысли)". 1886. Книга 12 (декабрь), с. 138-162.

     Грузенберг С.О. "Глава из антропологии евреев". 1887. Книга 11 (ноябрь), с. 82-100.

     Вольф Л. "Что такое иудаизм: из известного английского журнала "Fortnytly Review". 1887. Книга 12 (декабрь), с. 91-121.

     Берхин И. "Древнейшие известия о евреях в Киеве (до XII в.): посвящается Г. Лурье". 1888. Книга 11 и 12 (ноябрь-декабрь), с. 182-205.

     Бент Т. "Еврейские сектанты в Салониках: Из английского журнала "Longsmen' s Magazine". 1889. Книга 11 и 12 (ноябрь-декабрь), с. 154-172.

     Рубакин Н.А. "Под гнётом времени: Хроника XIII века о лангедокских еретиках, извлеч. из архивов книжным червяком". 1890. Книга 9 (сентябрь), с. 1-22 [начало]; 1890. Книга 10 (октябрь), с. 83-105 [продолжение]; 1890. Книга 11 (ноябрь), с. 3-30 [продолжение]; 1890. Книга 12 (декабрь), с. 3-24 [окончание].

     Франк А. "Восточный пантеизм и еврейский монотеизм: из "Revues des etudes juives": Чит. в общ. собр. общества того же имени". 1892. Книга 5 (май), с. 77-88.

     Дармстетер А. "Талмуд/ Этюд Арсения Дармштетера; Пер. М.Д." 1893. Книга 2/3 (февраль-март), с. 230-267 [начало]; 1893. Книга 4 (апрель), с. 71-97 [продолжение].

     Брайнин Я.М. "Лечебные методы Талмуда" 1893. Книга 6 (июнь), с. 64-72.

     Жак В. "Еврейские типы": (Речь чит. в последнем общ. собр. парижского "Общества науки иудейства")", 1893. Книга 8 (август), с. 101-120 [начало]; 1893. Книга 9 (сентябрь), с. 22-41 [продолжение].

     Рейнах Т. "Еврейские монеты": (Чит. в "Обществе еврейской науки " в Париже)", 1893. Книги 10 и 11 (октябрь-ноябрь), с. 278-295 [начало]; 1893. Книга 12 (декабрь), с. 41-55 [продолжение].

     Герман Ф.Л. "Евреи-врачи в средние века: Чит. в еврейском кружке в Харькове в ноябре 1893 г." 1894. Книга 8 (август), с. 51-66.

     Брагин Ал. "К вопросу о реформе в области еврейской религии (Памяти отца моего посвящаю)", 1895. Книга 1 (январь), с. 54-81 [начало]; 1895. Книга 2 (февраль), с. 75-107 [продолжение].

     Переферкович Н.А. "Талмудические этюды. I. Евангельская цитата в Талмуде" 1895. Книга 7 (июль), с. 134-139.

     Переферкович Н.А. "Талмудические этюды. II. Молитва против минеев" 1895. Книга 8 (август), с. 100-104.

     Кюэнен А. "Критический метод в исследовании библейской истории" (Перевод Ю.Д.Бруцкус) 1895. Книги 11 и 12 (ноябрь-декабрь), с. 36-80.

     Франк А. "Фарисеи" (Перевод Гр. Л.). 1896. Книга 9 (сентябрь), с. 75-86.

     Франк А. "Изречения и пословицы Талмуда и Мидраша" (Перевод С. Федорович). 1896. Книга 12 (декабрь), с. 62-86.

     Кулишер М.И. "Евреи в Англии в последние три века" 1897. Книга 1 (январь), с.106-129.

     Бехер В. "Рим в Талмуде и Мидраше из "Revue des etudes juives" [перевод Г.Г. Генкель] 1898. Книга 1 (январь), с.134-145.

     Гольцман О. "Литература эпохи Маккавеев", 1898. Книга 5 (май), с. 65-83 [начало]; 1898. Книга 6 (июнь), с. 21-38 [продолжение].

     Тривус С.А. "Некоторые антропологические данные о евреях: Доклад чит. в историко-этнографической комиссии Общества распространения просвещения между евреями", 1899. Книга 5 (май), с. 3-17 [начало]; 1899. Книга 6 (июнь), с. 3-10 [продолжение].

     Ромбо Я.Б. "Евреи ли евреи?" 1899. Книга 8 (август), с. 68-74.

     Лазар Б. "Социальная концепция иудаизма и еврейский народ" [перевод с французского] 1900. Книга 1 (январь), с. 127-153.

     Моргулис М.Г. "Существует ли еврейское общество как юридическое лицо?" 1900. Книга 3 (март), с. 35-63.

     Тривус С.А. "Массовые психозы в еврейской истории. Саббатианство: Чит. в историко-этнографической комиссии Общества распространения просвещения между евреями" 1900. Книга 7 (июль), с. 79-101.

     Гаркави А.Я. "Анан, основатель секты караимов (767-770 по Р.Х.)" 1900. Книга 12 (декабрь), с. 64-79.

     Каценельсон Л.И. "Вавилонское пленение" 1902. Книга 3 (март), с. 115-139 [начало]; 1902. Книга 4 (апрель) с. 3-19 [продолжение].

     Бердичевский М.И. "Хасидизм" [перевод с рукописи] 1902. Книга 5 (май), с. 3-15.

     Переферкович Н.А. "Еврейское зерцало ("Judenspiegel") Юстуса в русском переводе Алексея Шмакова: Критический разбор". 1903. Книга 10 (октябрь), с. 113-144 [начало]; 1903. Книга 11 (ноябрь), с. 53-91 [продолжение]; 1903. Книга 12 (декабрь), с. 55-96 [окончание].

     Либер М. "Раши: Раввин северной Франции XI века: Доклад, читанный в Обществе еврейской науки в Париже 19 февраля 1905 г." 1905. Книга 7 (июль; приложение), с. 50-77.

    


* По материалам, опубликованным в издании: "Восход". "Книжки Восхода". Роспись содержания 1881-1906. Спб., Н.П. "Петербургская иудаика", 2001 г.

 


Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика