"Кузьма Терентьевич Солдатенков".

    

    

    

    

    


    

    

    

    Аполлинарий Горавский.

    Портрет

    Кузьмы Терентьевича

    Солдатёнкова.

    

    

    

    

    

    ...Купеческий род Солдатёнковых начинался недалеко от Москвы, в деревне Прокунино. Её уроженец, крестьянин-старовер Егор Солдатёнков, в конце XVIII века перебрался в Первопрестольную и записался во вторую купеческую гильдию. Кроме этого нам известно про него ещё всего несколько фактов. Что у него было два сына, Терентий, 1772 года рождения, и Константин, появившийся на свет на 7 лет позже. И ещё что Егор Васильевич передал в 1820 году "на защиту Отечества" 20 000 рублей. За такие деньги тогда можно было купить средних размеров имение. Из этого, в свою очередь, можно понять, что торговля у купца шла неплохо.

    В 1810 году Терентий и Константин владели в Рогожской части Москвы хлопчатобумажной фабрикой и несколькими лавками. В 1825-м братья уже были московскими купцами первой гильдии, открывавшей много экономических и моральных преференций. В частности, отныне они могли поставлять товар на экспорт и цеплять в торжественных случаях на бок шпагу.

    "Удивительная история "миллионера из крестьян" купца Козьмы Солдатёнкова". (Цит. по:) Интернет

https://dzen.ru/a/X2eZRkwHzgYEbDEo

    

    Терентий также родил двоих наследников: в 1812 году Ивана и в 1818-м Козьму. А вот Константину с сыновьями не повезло, однако младший Солдатёнков от этого не страдал: братья жили вместе, стало быть, и сыновья были общими. И Иван, и Козьма прислуживали то в лавке отца, то в лавке дяди. Прибирали, мыли, чистили, а заодно познавали хитрости купеческого дела. Гимназий и училищ не кончали, читать учились по псалтыри, а по воскресеньям посещали службы в старообрядческой церкви.

    Постепенно младшие Солдатёнковы взрослели, матерели и занимали всё более важные должности в семейном бизнесе. После смерти отца уже почётные граждане и первогильдейские купцы Иван и Козьма получили в наследство сеть лавок и солидную фабрику на которой трудились полтораста рабочих. Компанию возглавил Иван, Козьма же стал чем-то вроде современного финансового директора.

    Там же.

    

    ...Актёр Михаил Щепкин писал о нём: "Солдатёнков родился и вырос в очень грубой и невежественной среде рогожской окраины Москвы, не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провёл в "мальчиках" за прилавком своего богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах".

    ...При таких вводных он вполне мог стать ничем не примечательным торговцем или предпринимателем. Однако произошло по-другому.

    "Козьма Солдатёнков и его коллекция". (Цит. по:) Интернет

https://www.rsl.ru/ru/all-news/160-let-na-blagoe-prosveschenie-kozma-soldatenkov

    

    ...Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818 - 1901 гг.) был личностью известной, мощной и противоречивой.

    ..."Активная предпринимательская деятельность не погасила стремления Солдатёнкова к образованию, саморазвитию, общению с миром культуры. Стремление это владело будущим меценатом с ранней юности. Вышедший из купеческой среды и поневоле вращавшийся в ней, он душою принадлежал другому миру - миру мысли и искусства, наложившему отпечаток на всю его последующую жизнь. Этот внутренний разлад в душе Козьмы Терентьевича, преодолеваемый всей его подвижнической жизнью и целеустремлённой, филантропической меценатской и общественной деятельностью, отмечают многие авторы", - так пишет главный библиотекарь отдела хранения основных фондов РГБ Наталья Туманова в своей статье "И миллионы покорив, не покорился миллионам..." (Книга в пространстве культуры № 1(8) 2012).

    Там же.

    

    ...Круг общения Солдатёнкова был огромен. Он общался с писателями, поэтами, переводчиками, живописцами и помогал им. Его коллекция живописи была ничуть не хуже, чем у Третьякова.

    Козьма Терентьевич дружил с Кетчером и Щепкиным, вместе с ними создал издательскую компанию - они редактировали, печатали и издавали книги. Причём это были лучшие произведения русской и мировой литературы и науки, сочинения по самым разным отраслям знаний. Они выпустили книги Герцена и Белинского, стихи Огарёва, сборник гражданской лирики Некрасова, труды Грановского, Забелина, Ключевского и многое-многое другое. Более того - при издательстве был открыт книжный магазин. Наталья Туманова пишет: "Для продажи книг 25 ноября 1857 года компаньоны открыли магазин, устроенный на европейский манер, который стал для Москвы делом совершенно новым. Владельцы не преследовали обычной цели торговли - извлечения барышей, предполагая получать всего 5% годового дохода для поддержания дела". В образовательных целях при магазине открылась библиотека для чтения. Это способствовало более быстрому распространению передовых идей и было поддержано общественностью.

    Там же.

    

    ...Козьма Терентьевич был богатейшим человеком своего времени, но вся его деятельность носила бескорыстный характер. Его мало интересовали доходы от издательского дела, он хорошо платил авторам, он не торгуясь покупал картины у художников, а все свои деньги направлял на благотворительность. ...В 1861 году, когда в Москве только устраивался Румянцевский музей и Публичная библиотека, москвичам было предложено внести пожертвования на это прекрасное дело. Первым отозвался Солдатёнков. На учреждение в Москве Публичной библиотеки он внёс единовременно три тысячи рублей и после этого каждый год давал библиотеке по тысяче рублей серебром.

    ...Но это не всё. Свою личную книжную коллекцию - восемь тысяч изданий - Козьма Терентьевич завещал Румянцевскому музею. Это была художественная и научная литература, книги в богатых переплётах и в прекрасном состоянии, с дарственными надписями многих известных людей: историка Ивана Егоровича Забелина, юриста и философа Бориса Николаевича Чичерина, философа Владимира Сергеевича Соловьёва, первого библиотекаря Румянцевского музея Евгения Фёдоровича Корша, писателя и революционера Григория Александровича Мачтета, архимандрита Амфилохия и других. До 1920 года в библиотеке существовала "Солдатёнковская" зала. Там были и книги, и картины, и скульптуры. Сохранить её, к сожалению, не получилось, но "осколки" из неё можно увидеть в разных музеях. Ныне книги Солдатёнкова стоят на 15-м ярусе рядом с коллекцией Румянцева. Познакомиться с ними может каждый читатель библиотеки.

    Там же.

    

    ...Он строил школы, дома для престарелых, был попечителем приюта для детей арестантов, состоял в попечительском комитете училища для глухонемых детей, жертвовал деньги на военные нужды - провиант и обмундирование.

    На средства Солдатёнкова было открыто ремесленное училище и городская больница для бедных "без различия званий, сословий и религий" - ныне Городская клиническая больница имени Боткина. Больница сначала носила имя своего основателя, но в 1920 году стала Боткинской, в честь известного врача и друга Солдатёнкова - Сергея Петровича Боткина. Только в 1992 году у здания больницы установили памятник Солдатёнкову.

   О масштабе личности Солдатёнкова пишет и краевед, публицист Алексей Митрофанов: "Когда в 1861 году вышел царский манифест об отмене крепостного права, по стране сразу пошёл слух - дескать, на самом деле царь ничего такого не подписывал, а просто щедрый Солдатёнков выкупил у помещиков всех крестьян и отпустил их на волю. И этот случай говорит о личности Козьмы Терентьевича гораздо больше, чем все многочисленные мемуары, анекдоты, цифры и прочие исторические документы".

    Там же.

    
Некоторые издания К.Т. Солдатенкова:

    

    "Собрание писем царя Алексея Михайловича". (С приложением "Уложения сокольничья пути", с пояснительной к нему заметкой С.Т. Аксакова, с портретом царя и снимками его почерка).

    Москва, иждивением К.Т. Солдатенкова, издание Петра Бартенева, типография В. Готье, 1856, 248 с., [4] с., 1 л. - фронтиспис (портрет), 1 л. – факсимиле, тираж не установлен, высота книжного блока – 22,5 см.

    В издательской обложке.

    

    Берг Николай Васильевич (1823 - 1884 гг.). "Записки об осаде Севастополя". В двух томах и "Севастопольский альбом".

    Москва, издание К.Т. Солдатенкова и Н. Щепкина, типография Каткова и Ко*, 1858, тираж не установлен, формат: 20,5 х 14,0 см., формат альбома: 42,0 х 31,0 см.

    Том 1 - 274 с.; 1 л. - план. Том 2 - [4] с., 242 с., 1 л. - план. Альбом - 24 с., 37 л. иллюстраций.

В издательских обложках.

    

    Афанасьев Александр Николаевич. "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянский преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями". В трёх томах. (Первое и единственное издание).

    Москва, Издание К. Солдатенкова, 1865 - 1869, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    Том 1 - 800 с., Том 2 - 784 с., Том 3 - VIII с., 840 с. В издательских обложках.

Издание редкое. ( См. каталог Н. Березина "Русские книжные редкости", 1902, № 19).

    

    Куглер Франц Теодор (1808 - 1858 гг.). "Руководство к истории искусства". (Перевод с немецкого Е.Ф. Корша). В двух частях.

    Москва, издание К.Т. Солдатенкова, типография Грачёва и К*, 1869 - 1870, тираж не установлен, формат - "увеличенный".

    Часть 1 - XVI c., 610 c. с 320 рисунками в тексте, раздельная пагинация. Часть 2 - VIII c., 633 с. с иллюстрациями. В издательских обложках.

В феврале 2023 года цена этого издания (на аукционах) доходила до 1260 долларов США.

    

    И. Забелин. "Кунцово и древний сетунский стан. Исторические воспоминания".

    Москва издание К.Т. Солдатенкова 1873, 256 с., 4 литографии на отдельных листах, тираж не установлен, формат 16,5 х 24,0 см.

В издательской обложке.

    

    "География Страбона". В семнадцати книгах".

    Москва, издание К.Т. Солдатенкова, типография Т. Рис, 1879, XVIII с., VI - XXV с., 856 с., ССLXXIX с., тираж не установлен, формат: 21,5 х 14,5 см.

    В издательской обложке.

    

    Пешель Оскар (1826 - 1875). "История эпохи открытий". (Перевод со второго издания Эдуарда Циммермана).

    Москва, издание К.Т. Солдатенкова, типография М. Щепкина, 1884, тираж: 1200 экз., формат: 22,5 х 16,0 см.

    В издательской обложке.

    

    

    

    Адам Смит.

    "Исследование о

    богатстве народов".

    (Перевод М. Щепкина).

    Москва, издание

    Солдатенкова, типография

    М.Г. Волчанинова, 1895,

    16 с., XXXII с., 288 с.,

    [1] с., 1 л. - портрет,

    тираж не установлен,

    Высота книжного блока - 20 см.

    В издательской обложке.

    

    Адемар Эсмен (1848 - 1913 гг.). "Основные начала государственного права". (Под редакцией и с предисловием М.М. Ковалевского). В двух томах.

    Москва, издание К.Т. Солдатенкова, 1898 - 1899, тираж не установлен, формат: 15,0 х 24,0 см. В издательских обложках.

    Том 1 - X с., 450 с. Том 2 - 399 с.

В феврале 2023 года цена этого издания (в магазинах) доходила до 1000 долларов США.