Переплёты и переплётчики.

    
I. "Добыть не просто, но стоит побегать!"

    В этой статье мы не будем касаться периода существования российских переплётных мастерских, хлёстко названного классиками периодом "до исторического материализма", т.е. от Рюрика и до "великого кормчего" Россию "на дыбы поднявшего". Период деревянных крышек, соединённых между собой при помощи "цыганской" иголки и богато украшенных алмазами "далёкой Индии", жемчугом, "византийскими эмалями" и т.д., как это ни странно, описан в специальной литературе гораздо подробнее, чем история переплётного дела при императоре - "миротворце" и его "кровавом" восприемнике. Петербугский, послепетровский и предпугачёвский период - вот с чего начнём мы.

    "При Елизавете Петровне в моде были издания, переплетенные в мягкую кожу, бархат и шелк, с золоченым обрезом и богатым тиснением. Практиковалось издание одной и той же книги в нескольких вариантах: индивидуальном подносном, «роскошном» и простом. Например, известная книга "Описание коронации Елисавет Петровны..." (1744) была изготовлена в мастерских Академии наук как раз в трех вариантах. Самый роскошный был из красного сафьяна с тисненым золотом вензелем императрицы. Менее дорогой вариант имел кожаный переплет с тисненым золотом гербом Российской империи, короной, державой и скипетром. Простой вариант не имел украшений" (П. Овчинников. "Переплёты старинных российских книг" на сайте "Антикварий", см. ссылку http://antiquariy.ru/history.html?hid=35).

    "Во второй половине XVIII века, в связи с формированием крупных дворянских библиотек, практика создания подносных переплетов получает дальнейшее развитие. Крышки таких переплетов обтягивали сафьяном, украшали тисненой орнаментальной рамкой и суперэкслибрисом, форзацы проклеивались мраморной бумагой, обрез книги золотился. Кроме того, во второй половине столетия получают распространение новые типы дешевых переплетов: полукожанный переплет (корешки и углы которого обтягивались кожей, на крышки наклеивалась бумага "под мрамор", «павлинье перо» и другие) и цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с указанием выходных данных и заглавия книги (практика использования картонных переплетов была введена в России Х. Ридигером и Х. Клаудио, которые в конце XVIII века арендовали типографию Московского университета)"[Там же].

    Пожелавшему "мучиться" изучением истории переплетного дела в России (начиная с периода царствования Александра I) следует прежде всего обратиться к объемистой, хорошо изданной и, что очень важно, богато иллюстрированной книге Михаила Вадимовича Сеславинского "Аромат книжного переплета. Отечественный индивидуальный переплет XIX - XX веков" [Москва, "Астрель", 2008 г.]. Однако, прочитав несколько страниц, вы поймете, что радоваться несколько преждевременно. Почему? Вот о чем сразу же предупреждает автор: "Фактов о работе как столичных, так и провинциальных переплетчиков не просто мало, а ничтожно мало. И самое обидное: похоже, что найти информацию в значительном массиве - задача на грани невозможного". Тот, кто пытался искать эту информацию в таком солидном учреждении как РГБ, а также других библиотеках, во "всеобъемлющем" лукавом Интернете и иных доступных ему местах, по достоинству оценит приведенную выше горькую фразу. Но настоящий библиофил, да не простой, а прошедший школу советского книголюба, "отступать не приучен". Сеславинский взялся и результат есть. Будем цитировать.

    "...по наклейкам мы обнаруживаем свидетельства того, что существовали целые "переплетные династии", когда мастерские переходили по наследству детям или супругам" [указ. издание, стр. 35].

    "…с конца 1860-х годов в России возникают переплетные фабрики, первыми среди которых были организованные в 1869 году в Москве Товарищество «И. Н. Кушнерев и К°» и Товарищество Т. И. Гагена, а также петербургская фабрика О. Ф. Кирхнера (1871). Названия фабрик воспроизводилось тиснением или наклеивались на форзац задней крышки переплёта" (см. П. Овчинников. «Переплёты старинных российских книг», http://antiquariy.ru/history.html?hid=35).

    "...промышленная революция и бурное развитие издательско-полиграфического дела привели к тому, что на рубеже XIX - XX вв. крупные фабрики создавали в своей структуре переплетные цеха, в первую очередь занимавшиеся издательским переплетом, а в качестве самостоятельного профильного направления бизнес-развития бравшиеся выполнять индивидуальные заказы.

     Мелкие полукустарные и ремесленные мастерские попали в условия жёсткой конкуренции, и часть из них разорилась. Лучшие мастера переходили в более престижные заведения: их положение поддерживалось стабильным покупательским спросом, они заботились о продвижении своих брендов. Переплёты этих фирм отличались и высоким качеством, и высокими ценами. Как правило, все они придерживались сложившейся в предыдущий период практики одновременного развития производства и торговли канцелярскими товарами, конторскими книгами, альбомами и портфелями.

     Многочисленные подтверждения такого положения вещей мы находим в рекламных проспектах и объявлениях" [М. В. Сеславинский. "Аромат книжного переплета. Отечественный индивидуальный переплет XIX - XX веков" (Москва, "Астрель", 2008 г.), с. 36-37].

     "В 1870-х годах в русском переплетном деле происходит технический переворот, в результате которого был осуществлен переход от ремесленного способа производства книжных переплетов к фабричному. Возникают первые русские фабрики по выпуску массовых издательских переплетов всех типов и видов, оснащенные оборудованием зарубежного производства, работавшие по передовой для того времени машинной технологии. ...В целях рекламы фабричной продукции с этого времени на крышках книжных переплетов появляются особые клейма — отпечатанные типографским способом ярлыки (с именем или знаком владельца фабрики), которые наклеивались на форзац задней крышки переплета. Часто название переплетного заведения воспроизводилось тиснением на переплетных крышках" (Цит. по: Интернет https://fantlab.ru/publisher4025).

     Далее М.В. Сеславинский обращает внимание читателя на то, что отзывы российских библиофилов о художественном вкусе этих переплетчиков далеко не всегда были хвалебными: "Л.Н. Симонов во вступительной статье... к книге "Переплётное мастерство и искусство украшения переплёта" от всего сердца набрасывался на аляповатые, безвкусные переплёты конца XIX в., называя их "мещански-пошлой одеждой" из магазинов готового платья и сетуя по поводу отсутствия оригинального отечественного стиля" [Там же, с. 38-39].

     Что бы сказал бедный господин Симонов о переплётах, которые мы, "хилые потомки", видим в больших книжных "супермаркетах" Москвы и Санкт-Петербурга. Книголюбы Санкт-Петербурга, называвшегося Ленинградом большую часть XX столетия, вслед за Иосифом Бродским в праве были воскликнуть: "Русский орёл, потеряв корону, напоминает сейчас ворону!" Но в советский период им и не снились теперешние "художественные" переплёты. "Не счесть алмазов" и украшений из "самоварного" золота на их крышках из кожи "шанхайских барсов". Цена не "в рубель", а от 100000, как говорится "от забора и до обеда". Так что "дальнейшее в молчании!". Будем молча упиваться "ароматом" этих шедевров переплётного мастерства и читать дальше.

     "Любопытна в этом плане заметка, опубликованная в незатейливой рубрике "По поводу" в журнале "Среди коллекционеров" № 3 за 1921 г., которую необходимо привести полностью: "Один из наших читателей, ссылаясь на то, что он не москвич, спрашивает, кто считался и действительно был лучшим переплётчиком в Москве до революции. Как это ни неожиданно, но ответить придётся таким образом: в Москве не было не только "лучшего", но ни одного мало-мальски порядочного переплётчика, стремившегося хоть сколько-нибудь выйти в своих изделиях из ремесленного грубого шаблона.

     Многомиллионные московские собиратели и владельцы больших библиотек были совершенно беззаботны насчёт переплётов своих редкостей. Осматривая библиотеки крупнейших московских собирателей, поражаешься тому безвкусию и тому отсутствию любви к книге, которое проявлялось ими в отношении переплётов.

     Не достаточно ли сказать, что люди, располагавшие такими "материальными возможностями", как, например, Михаил Рябушинский, стоявший к тому же, казалось бы, близко к искусству, переплетал книги своей библиотеки безо всякого разбора подряд в поддельный под кожу английский коленкор, и можно себе представить, как выглядели в таких переплётах хотя бы продуманные и нарядные книги Кружка любителей русских изящных изданий?" [Там же, с. 39]

     Что касается тона авторов журнала "Среди коллекционеров", нам "представляется совсем простая штука": уже в 1921 году эти "недорезанные интеллигенты" отчётливо представляли себе, что "товарищу Швондеру" (вместе с товарищем Троцким) угодно считать, старообрядца Рябушинского лишенным истинного понимания прекрасного. Топил этот Рябушинский свой особняк "по чёрному", брился топором, да "ботал по фене" об Айвазовском, Шишкине и Чайковском, а Рубинштейна и Шагала не понимал. Куда ему! Но это так - "фантазии Фарятьева". "Ненужные слова"- скажет любой библиофил со стажем, скажет потому, что проблема давно перешла в другую плоскость. Мы почти не видим хорошо сохранившихся переплётов конца XVIII, XIX и начала XX в. По настоящему "живучими" оказались только некоторые цельнокожаные и тканевые переплёты. "Комбинированные" стали коробиться, где-то выгибаться, где-то осыпаться; уголки лохматились и отставали от основы, к которой были приклеены. И не вчера, а с начала семидесятых годов прошлого века их стали менять на "новоделы". Полки букинистических магазинов в центре Москвы и на Невском проспекте в Ленинграде подозрительно заблестели свежими красками. Но энтузиасты, искавшие то, что советская власть не спешила издавать, не обращали на это достаточного внимания. Требовать от найденных с огромным трудом "прижизненных" Нарбута, Нилуса или Ходасевича еще и "родных" издательских переплётов было всё равно, что требовать от жителей Малаховки повального ношения смокингов и лакированной обуви. Многие антикварные книги были переплетены "очумелыми ручками" работниц отделов множительной техники НИИ и КБ. А теперь и опытные профессионалы-букинисты стали исчезающим видом; их самих хочется переплести "с бинтами" для большей устойчивости. Подсчитав и прослезившись, будем цитировать дальше "и впредь скорбеть, себя не забывая".

    

    

    

    

    

    

    

    "В отличие от европейских стран в России не было принято оставлять на переплёте клеймо его автора и исполнителя. Только во второй половине XIX века в связи с интенсивным развитием русского книжного дела, его капитализацией и монополизацией, резким увеличением количества выпускаемых книг, широким развитием массового издательского переплёта ситуация меняется: владельческие переплёты становятся "подписными".

    Наиболее известными мастерами по изготовлению индивидуальных владельческих переплётов на рубеже XIX—XX веков были Э. Ро (Роу), В. Нильсон, Мейер, А. Шнель (официальный поставщик двора его императорского величества, самый дорогой переплётчик Петербурга начала XX века), А.Д. Петерсон в Петербурге, А. Петцман, З.М. Тарасов в Москве и др.

    Большую помощь букинисту в изучении русского переплёта и обложки, их истории, отдельных типов и видов окажут работы П.К.Симони, С.А.Клепикова, И.М.Полонской, О.Л.Таракановой.

    …Одних только кожаных переплётов было почти полтора десятка видов: из телячьей кожи, бараньей, бычьей, козлиной, овечьей, тюленьей, свиной или велюр, а также жеребок, замша, "фантази", хоз и юфть. И, наконец, самый дорогой материал - сафьян. Ещё более ценными были переплеты из дорогих тканей — парчи, бархата, трипа, атласа, шёлка, камки (шелковой китайской ткани с разводами), объяри (волнистой шелковой ткани, затканной золотом), которые шли на так называемые владельческие и подносные экземпляры".

    (Цит. по:) Интернет

    

    Сафьян в конце XIX века делился на "настоящий сафьян, приготовляемый из козьей кожи, и поддельный, фабрикуемый из бараньей или очень тонкой телячьей кожи. Первый очень дорог и идёт исключительно для дорогих переплётов и вообще изящных изданий".

    Иногда "поддельный" (бараний) сафьян противопоставляли "настоящему (козловому) сафьяну", называя последний марокеном. Даже так называемую "русскую кожу" - юфть - подделывали в это время в Париже, Лондоне и Вене.

    Мария Борисовна Золотова, зав. сектором РГБ, НИО редких книг ("Музей книги"). "Переплётные руководства конца XIX - начала XX века как источник по истории переплётного дела в России".

(Цит. по:) Интернет

    

    Сообщая о приёмах и стилях украшения крышек, обрезов и других элементов переплёта, о красках, клее, картоне и т.д., переплётные руководства раскрывают и принятую в среде отечественных мастеров конца XIX века терминологию.

    Толкований таких определений, как "дамский" картон (то есть изготовленный из александрийской бумаги), "корешковые" переплёты (синоним слова "полукожаные"), "полуанглийские" переплёты (полукожаные переплёты с красным или зеленым обрезом и сторонками, покрытыми серой тафтой), переплёты "по французскому способу" (с углами, скрепленными внутри переплёта), "французские" обрезы (гравированные), "греческие" обрезы (с позолотой, нанесённой наискось поверх окраски) и другие, нет в словарях. Знание подобной терминологии необходимо для понимания рекламных объявлений и прейскурантов переплётных заведений, для изучения источников заимствования тех или иных художественных приёмов, влияния иностранных школ на русское переплётное искусство.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    Производство массовой книги определило быстрое развитие издательского переплёта, однако наряду с ним по-прежнему был распространён переплёт индивидуальный, который в основном изготавливался в ремесленных переплётных и футлярных мастерских.

    На основе данных справочника "Вся Москва" за 1884 - 1917 гг. показано, что их количество постоянно росло. Если в 80-е годы XIX в. в городе насчитывалось около 70 переплётных мастерских, то в начале XX века - около 100, а в 1910-х годах - уже более 250. Всего за этот период в Москве насчитывалось более 480 переплётных и футлярных заведений. На крупных производствах - переплётных фабриках и в переплётных цехах типографий - также в особых случаях для отдельных экземпляров изготавливался индивидуальный переплёт.

    Мария Борисовна Золотова. "Московский индивидуальный книжный переплёт конца XIX - начала XX века" (Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук), 2006.

(Цит. по:) Интернет

    

    ...Монографий по истории русского переплётного искусства как в целом, так и в какие-либо отдельные периоды не существует. Немногочисленные работы освещают различные аспекты переплётного дела в России, бегло обрисовывают основные его этапы. Наибольшее внимание отечественных исследователей привлекали переплёты древнерусские и XVIII-го столетия, индивидуальное же внешнее оформление книги XIX - начала XX века стало предметом изучения не так давно, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались ещё в 1920-е годы. Так, в 1921 году вышел из печати очерк В. И. Анисимова "Книжный переплёт", в котором кратко характеризуется история переплётного дела за рубежом и в России и описывается техника и технология переплётных работ. Однако исторический раздел касается преимущественно зарубежного опыта, тогда как истории отечественного переплёта посвящено лишь две страницы.

    Автор очерка пренебрежительно отзывается о русском переплёте вообще и современном ему в частности: "Работы ...большинства русских переплётчиков отличаются полным безвкусием и незнанием самых элементарных правил эстетики". Замечательными он признаёт работы лишь двух отечественных переплётчиков: А. Шнеля и Э. Ро (Санкт-Петербург), а также называет сносными массовые, то есть издательские, переплёты фабрики О. Кирхнера и мастерской "Нивы" в Санкт-Петербурге и товариществ И.Н. Кушнерёва и К° и А.А. Левенсона в Москве. Отдельный раздел очерка посвящён видам современных автору переплётов. В.И. Анисимов сделал попытку классифицировать их в зависимости от качества исполнения и использованных материалов.

    Продолжение тема отечественного переплёта получила лишь несколько десятилетий спустя - в статье С.А. Клепикова "Из истории русского художественного переплёта". Она была опубликована в сборнике "Книга. Исследования и материалы" в 1959 году и рассматривала эволюцию отечественного переплёта с XIII до начала XX века. Но внешнему оформлению книги второй половины XIX - начала XX века в ней посвящено только две страницы. При этом С. А. Клепиков ведёт речь лишь об одном типе переплёта - "буржуазном", как он его называет, а также вкратце описывает определённый вид роскошного переплёта.

    Радишаускайте Н.В. "Переплётное дело на Дальнем Востоке России в конце XIX - начале XX века". (Цит. по:) Интернет

http://kulturanaukadv.ru/pdf/30/45-60.pdf

    

    Дальнейшие исследования интересующей нас тематики появились лишь в конце 1970-х годов. В работах О.Л. Таракановой (О.Л. Даниловой-Нитусовой) рассматриваются особенности отечественных индивидуальных переплётов второй половины XIX - начала XX века с точки зрения их товарной оценки. В настоящее время изучением владельческого оформления книг указанного периода занимается сотрудница Российской государственной библиотеки М.Б. Золотова. Московскому переплёту конца XIX - начала XX века посвящена её диссертация. На сегодняшний день это наиболее глубокое и многостороннее исследование по данному вопросу. Автор рассматривает условия, в которых работали переплётные мастерские и фабрики в России, показывает эволюцию производства от ремесленного к фабричному, описывает технологические процессы. Для характеристики владельческих переплётов М.Б. Золотова использует собственную классификацию, основаниями для которой служат качество использованных материалов, наличие или отсутствие украшений, сложность работы.

    В диссертации приводятся биографические справки о московских переплётчиках и переплётных заведениях, чьи изделия сохранились в фондах Российской государственной библиотеки (Москва), и характеризуются найденные образцы. Внешнему индивидуальному оформлению книги, в том числе работам различных переплётчиков и переплётных мастерских (А.В. Папковой, Т.И. Гагена, А.П. Петцмана), посвящены и многочисленные статьи М.Б. Золотовой.

    Там же.

    

    В 2008 году вышел альбом-каталог "Аромат книжного переплёта", составленный российским библиофилом М.В. Сеславинским. Издание, как сказано в аннотации, "отражает основные вехи истории индивидуального... переплёта в России в XIX – XX вв." Во вступительной статье автор прослеживает развитие переплётного дела в России с начала XIX по начало XX века, рассказывает о судьбах переплётчиков и переплётных заведений, описывает некоторые особенности их продукции.

    В последние годы также стали появляться статьи, посвящённые примечательным книжным переплётам в региональных книгохранилищах. Например, в работах Ж.А. Леденёвой и И.Б. Шевченко даны обзоры владельческих переплётов в редких фондах библиотек Воронежского и Оренбургского государственных университетов соответственно. Однако нужно отметить, что в основном в таких статьях рассматривается продукция столичных мастерских и достаточно редко характеризуются переплёты, изготовленные в местных заведениях. Объяснить это можно несколькими причинами: отсутствием до недавнего времени интереса к отечественному ремесленному переплёту XIX – XX веков как таковому и, как следствие, недостатком информации о переплётных предприятиях провинции и их продукции; невысокими художественными достоинствами большей части провинциальных переплётов того периода; малым количеством книг с ярлыками или штампами местных мастерских. Вообще, исследователи отмечают, что в России (Российской империи) переплётчики стали помечать собственную продукцию специальными наклейками или штампами только во второй половине XIX века.

    Так, М.Б. Золотова пишет: "...Только очень небольшое число московских переплётчиков отмечало свои работы клеймом или ярлыком. Даже "художественные" переплёты не всегда маркировались". В провинции, конечно, дело обстояло не лучше. Одним из источников информации об оформлении книг в дореволюционных собраниях России выступают обзоры и каталоги этих собраний, а также каталоги редких фондов публичных библиотек. В последние десятилетия поток таких изданий существенно увеличился что, казалось бы, даёт возможность более широкого изучения отечественного индивидуального переплёта. Но на самом деле в большинстве каталогов книжные переплёты или не упоминаются вовсе, или характеризуются коротко, одной строкой, без сведений о месте изготовления и переплётчике.

    Там же.

    

    ...состояние переплётного дела в России конца XIX - начала XX века вызывало у любителей качественного и красивого оформления книги только нарекания. Так, знаток и ценитель книги В.А. Верещагин в 1905 году сокрушался: "С давно прошедших времён... русское переплётное дело не создало ничего самобытного, своеобразного и изящного. Встречаются, правда, и русские книги, особенно XVIII и начала XIX века, в разноцветных сафьянах с золотыми тиснениями, но они бесспорно представляют из себя редкие, чуть ли не единичные, явления... Этой исключительной бедностью изящных произведений русского переплётного ремесла, мы всецело обязаны полному отсутствию у нас знатоков и любителей. В России бывали собиратели книг, но почти не было библиофилов, в том по крайней мере смысле, в котором принято их понимать на Западе, то есть людей, дорожащих не только содержанием, но и внешностью книги".

    В.И. Анисимов был ещё более категоричен: "Что же касается современных художественных переплётов, то нужно сказать, что их можно найти у всех культурных народов, и везде техника переплётного дела шагает вперёд более или менее значительными шагами, за исключением, конечно, России, где переплётное дело, наравне со всеми остальными графическими производствами, находится в чрезвычайно плачевном состоянии".

    Л.Н. Симонов называет современные ему индивидуальные и издательские переплёты "нищенски убогими", "мишурными, аляповатыми и безвкусными", "уродливыми".

    Столь же низкого мнения об отечественных переплётах XIX века придерживался известный библиофил Р.С. Минцлов. В статье "Мысли о книгах" он пишет, что, начиная с царствования Александра II, "блеск и красота платьев книги гаснут": "сафьян и кожа исчезли, сменились однообразной и монотонной бумагой; на книге отразилась казарма". Совсем плохо, по мнению Минцлова, дела пошли во второй половине столетия: переплёты стали не только некрасивыми, но и существенно потеряли в качестве. "Бумага на переплётах стала хуже, но несколько разнообразней; словно железные Николаевские корешки сменились рыхлыми, из тонкой кожи. По пальцам можно перечесть собирателя, переплетавшего книгу как следует; немногие одевали её под шагрень и в чёрный коленкор, остальные ставили её на полки в одной обложке. Посмотрите, что такое большинство домашних библиотек этого периода - собрание растрепанного хлама, зачастую без начала и без конца", - сокрушался библиофил. Однако ситуация, с его точки зрения, опять изменилась в конце XIX – начале XX века - вновь появились нарядные, художественные переплёты.

    Там же.

    

    Российский библиофил М.В. Сеславинский называет этот период (конец XIX – начало XX века) "золотым веком в переплётном деле" России. Исследователь считает, что "именно в эту эпоху он (отечественный индивидуальный переплёт) был наиболее разнообразным, интересным с художественной точки зрения, качественным по технологии исполнения и максимальным в количественном выражении". Но это касается преимущественно работ столичных мастеров. В провинции всё обстояло гораздо скромнее.

    Сам Сеславинский пишет про вторую половину XIX века так: "Продукция многочисленных переплётных заведений была весьма востребованной. Число личных библиотек росло и в обеих столицах, и в губернских и уездных городах, где в это время открывалось всё больше переплётных заведений. Конечно, их продукция не такая изысканная, как работы столичных мастеров, да и заказы нередко поступали не только от частных лиц, но и казённых учреждений, библиотек образовательных заведений".

    Там же.

    
Знаменитые переплётные мастерские.

    
Московская мастерская Николая Петровича Хитрова.

    

    ...Если на Западе имена первых переплётчиков становятся известны уже в XVI веке, то в России первое имя появляется только в 10-е годы XIX века, когда свою деятельность начинает знаменитый московский переплётчик Николай Петрович Хитров. В это же время у нас постепенно складывается своя школа переплётного искусства, с чертами национального стиля.

    Александр Чебелев. "Маэстро переплета". (Цит. по:) Интернет

https://propereplet.ru/maestro-perepleta/

    

    [Н.П. Хитров] ...владелец переплётного и футлярного заведения в Москве (1818 - 1860 гг.). Один из лучших московских переплётчиков середины XIX века. Штат в 1853 году - 6 рабочих.

    Переплёты Хитрова имели клеймо - тиснение мелким шрифтом его фамилии на нижней части корешка переплёта.

    О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы".

В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6. Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    ...Эксперты называют особенности формирования роскошных переплётов 1840-1850-х годов "петербургским стилем". Основа его – сочетание блинтового тиснения золотом на зелёном сафьяне крышек и корешка. Такой приём даёт ощущение богатства, изящества и строгости одновременно. Примеров именно такого переплёта достаточно среди работ Хитрова.

    Мастер широко применял блинтовое (слепое) тиснение, добавляя к нему орнаменты и линейки, выполненные на жёлтой коже тиснением чёрной краской. Это делало переплёты очень эффектными и определило на некоторое время фирменный стиль Хитрова. Переплётчик, используя лучший сафьян и шагрень, оформлял книги для французских лавок и библиофилов.

    В инкрустированных переплётах того периода фрагменты фона, соответствующие цветным элементам рисунка, удалялись. Позднее, когда кусочки кожи стали наклеиваться на основной покровный материал, требовалось утончать (шерфовать) накладываемые детали до толщины шёлковой бумаги, чтобы поверхность композиции по-прежнему оставалась ровной. Эти тонкие кусочки не должны были терять эластичности и формы. Первоначально они наклеивались на бумагу и вдавливались прессом в увлажнённую кожу будущего переплёта. Оставленные таким образом углубления являлись местами последующих инкрустаций. Чтобы сделать более аккуратными границы соединения фрагментов, сверху наносилось золотое или красочное тиснение, которое само по себе требовало большого искусства. Как правило, такое тиснение было линейным, контурным. Но иногда слой золота, окаймлявший детали мозаики, оставался достаточно широким, создавая эффект ювелирного изделия. Примером такого рода является переплёт из тёмно-фиолетовой шагрени и цветного сафьяна Николая Хитрова. …Художественное оформление заказного владельческого переплёта ещё в XIX веке редко соответствовало содержанию книги и ориентировалось скорее на моду, вкус и возможности заказчика и самого мастера. Так и у Хитрова – напоминающая эмальерную работу верхняя крышка переплёта сочинения по политической экономии украшена дополнительно мозаичным медальоном с изображением птички.

    "История архивов: переплёты Хитрова". [Опубликовано 17 марта 2020 года]. (Цит. по:) Интернет

https://archive-tkr.ru/statyi/post/bogatstvo-izyashchestvo-i-roskosh-perepletov-hitrova-istoriya-arhivov

    

    ...Учеником Хитрова стал герой Отечественной войны Алексей Петрович Ермолов (1771 – 1861 гг.), заходивший в гости к хозяину усадьбы, и в мастерскую переплётчика. Знаменитый генерал к этому времени имел собственное переплётное заведение, используемое для содержания личной библиотеки.

    В последние годы своей жизни полководец переехал в подмосковное имение Осоргино, куда перевёз свою переплётную. Ермолов с большим удовольствием занимался переплётным искусством вместе со своими крепостными. И некоторое время учился и у Хитрова.

    Там же.

    
Мастерская Егора Герасимова.

    

    Герасимов Егор - бывший крепостной; владелец небольшого ремесленного заведения в Москве в Кривоколенном переулке близ Мясницкой в середине XIX века.

    Учился у известного московского переплётчика Н.П. Хитрова. Его мастерская изготавливала добротные и просто оформленные "продажные" переплёты исключительно из отечественных материалов.

    См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    Жил и работал Герасимов в крепостное время, и сам был крепостным.

    Владелец крепостного Герасимова, в то время ещё мальчика, отдал его в учение переплетчику Хитрову, хорошему мастеру и строгому учителю.

    Работая у Хитрова, "из любви к искусству", Ермолов, обходя мастерскую, внимательно всматривался в работу каждого ученика. Чаще всего он останавливался около Егора Герасимова, гладил его по голове, говоря: "Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером".

    Примерно через десять лет барин приказал отдать Герасимова в солдаты (за некую провинность). Герасимов отправился к Ермолову и рассказал ему о своей беде. Ермолов задумался, а затем сказал: "Очень сожалею, что хороший мастер пойдёт в солдаты. Подожди". И вынес Герасимову какое-то письмо.

    "Вот, отдай это письмо своему барину, а если ты все-таки попадёшь на службу, то вот тебе пять рублей на дорогу". Что Ермолов написал барину Герасимова, осталось неизвестным, но, прочитав письмо, барин своё решение отменил. Герасимов всегда с глубокой благодарностью вспоминал о генерале Ермолове.

    (Цит. по:) Интернет

https://vashurok.com/task/3829052

    

    ...Герасимов был одним из лучших московских переплётчиков, настоящим художником и даже поэтом переплётного дела. Вот что рассказывает о нем Астапов [Афанасий Афанасьевич (1840 – 1918 гг.) в своей книге "Воспоминания старого букиниста"]:

    "Звали его Егором Герасимовым, а заведение его помещалось в Кривоколенном переулке, близ Мясницкой. Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектами или дутой популярностью, но любил книгу, по его выражению, как "животрепещущий материал". Избави Бог, если книга была неровно свёрстана или не совсем аккуратно обрезана..."

    Там же.

    

    "...Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Переплёты выставил он исключительно из русских материалов, от 30 копеек и, кажется, не дороже 1 рубля...

     Все выставленные им книги были проданы на месте, а он получил медаль, кажется серебряную, за самую, по-видимому простую, но чистую, замечательно аккуратную работу. Тут не реклама помогала ему, а самое дело говорило за себя..."

    "Культпоход с Ириной Чичкиной". (Цит. по:) Интернет

https://kultpohod.wordpress.com/2019/11/06

    
Пётр Романович Бараш.

    

    Пётр Романович Бараш – купец, владелец багетно-переплётной мастерской [находившейся в Москве на Большой Дмитровке, в доме Живаго] и занимавшейся изготовлением рам, переплётов и футляров.

    Он был сыном Романа Бараша (Барабаша) и Анны Андреевны, урождённой Тропининой и, следовательно, являлся племянником художника В.А. Тропинина.

    С 1856 года стал поставщиком двора Его Императорского Величества. Его мастерская неоднократно принимала участие в мануфактурных выставках (1850 - 1860-х годов) и продукция этой мастерской удостаивалась медалей. Был женат на Любови Алексеевне, урождённой Живаго.

    "Русская портретная галерея" [опубликовано 20 мая 2019 года]. (Цит. по:) Интернет

https://vk.com/wall-5219683820723

    

    

    

    Пётр Романович

    Бараш

    (1824 - 1879 гг.).

    

    
Пётр Яковлевич Бараш.

    

    Бараш Пётр Яковлевич - владелец переплётного заведения в Москве (середина - конец XIX века).

    [Мастерская занималась] изготовлением книжных переплётов всех типов и видов, рядовых и подносных; обучением переплётному мастерству. Придворный переплётчик Его Императорского Величества и футлярных дел мастер; поставщик переплётов для изданий Московской синодальной типографии (В 90-х годах XIX века).

    О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    
Московская мастерская Теофила Ивановича Гагена.

    

    [Теофил Иванович Гаген (1831 - 1912 гг.)], потомственный дворянин, был владельцем мастерской (фабричного типа) в Москве, которая существовала с 1868 по 1900 год. А в начале ХХ века вошла в "Товарищество Т.И. Гаген".

    Основным направлением работы мастерской было изготовление массовых издательских переплётов. В 1905 году в мастерской Гагена работали 90 человек (включая рабочих типографии).

    Переплёты Гагена имели специальный, отпечатанный типографским способом, ярлычок - "Товарищество Т.И. Гаген", который наклеивали на внутреннюю часть задней крышки переплёта.

     См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы".

В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6. Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    

    

    Ярлык переплётной

    мастерской Т.И. Гагена.

    

    

    ...Гаген происходил из дворян Эстляндской губернии. В 1862 он открыл в Москве торговлю писчебумажным товаром. В 1868 был записан в Московское купечество по 2-й гильдии. В 1876 расширил дело, открыв типолитографию с переплётной мастерской по изготовлению конторских книг высшего достоинства. Несколько лет спустя открыл в Москве первую в России фабрику каучуковых штемпелей.

    В 1890 Гаген принял представительство по продаже в России американских пишущих машин "Гаммонд", а спустя 3 года - пишущих машин "Ремингтон-Шолес". К 1895 было продано около 500 аппаратов. С 1897 Гаген - единственный представитель в России по продаже американских кассовых контрольных аппаратов "Националь". Вскоре торговля этими аппаратами, как наиболее прибыльная, стала основной деятельностью фирмы. В 1900 в Москве открылось торгово-промышленное товарищество "Т. И. Гаген", учредителями которого выступил сам Гаген и его зять - прусский подданный Луи Васильевич Нецель. В 1905 фирма ликвидировала торговлю канцелярскими принадлежностями, типолитографию и фабрики, полностью сосредоточившись на новых видах торговли. Высокий спрос на кассовые аппараты и, отчасти, на пишущие машины позволил открыть отделения в Санкт-Петербурге (1899), Киеве и Одессе (1902), Варшаве (1907), Риге (1911), Ростове-на-Дону (1913).

    "Русская жесть. Торгово-промышленное товарищество Т.И. Гаген". (Цит. по:) Интернет

https://www.antik-forum.ru/forum/showpost.php?p=2229759&postcount=68

    
Московские фабрики Григория Евлампиевича Евлампиева.

    

    ...Григорий Евлампиевич Евлампиев (родившийся в 1845 году) ...искусству переплёта обучался в мастерской своего отца, который, в свою очередь, был учеником известного московского мастера по изготовлению переплётов книг Тихона Васильевича Юзлова.

    А.В. Смирнова. "Переплётных дел мастера (по материалам книжного собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника)".

Кириллов, 2017, с. 2.

    

    ...был купцом второй гильдии и владельцем переплётных заведения фабричного типа в Москве (1871 - 1903 годы) на Рогожской и Вороньей улицах в собственных домах.

    Эти заведения были основаны в 20-х годах XIX века, отцом Григория Евлампиевича...

    Г.Е. Евлампиев был поставщиком переплётов для Московской синодальной типографии (1884 - 1900 гг.). С 1900 по 1902 год выполнял заказы Единоверческой типографии и нескольких книжных магазинов города Москвы. Его фабрика специализировалась на изготовлении переплётов церковных книг "по старому образцу".

    Штат его фабрики (в 1902 году) составлял 80 рабочих.

    См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    
Почётный гражданин Петербурга Матвей Диомидович Ломковский.

    

    Матвей Диомидович (Демидович) Ломковский (1828 - 1901 гг.).

    Владелец типо-литографии и переплётной мастерской в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века, вёл торговлю канцелярскими принадлежностями и бумагой. Почётный гражданин Петербурга. Фирма М.Д. Ломковского ...была основана в 1850 году.

    "Книжные памятники Карелии". (Цит. по:) Интернет

http://monuments.library.karelia.ru/exlibris/vpath1422/

    

    

    

    

    

    

    

    ...[Переплётная мастерская Ломковского занималась] ...изготовлением всех типов и видов издательских переплётов.

    Штат мастерской в 1901 году - 132 рабочих; 3 ученика (включая рабочих типографии).

    См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    ...После смерти Матвея Диомидовича типографию на Думской улице, писчебумажный магазин и книжный склад унаследовали его сыновья Владимир и Николай.

    Впоследствии Николай Матвеевич Ломковский (1878 - 1941 гг.) стал последним владельцем библиотеки А.А. Черкесова (ныне это Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского).

    "Книжные памятники Карелии". (Цит. по:) Интернет

http://monuments.library.karelia.ru/exlibris/vpath1422/

    
Российский фабрикант Отто Кирхнер.

    

    Отто Францевич Кирхнер (Kirchner Otto Francevich, 1848 - 1901 гг.) ...Из информации, содержащейся в электронном архиве Эриха Николаевича Амбургера в Петрикирхе, известно, что Отто Кирхнер родился ...в Анхальт-Цербсте.

    Подобно тысячам других немцев, он переехал в Россию, чтобы организовать своё дело. Здесь, в Петербурге, у него было больше возможностей, чтобы реализовать свои честолюбивые планы по сравнению с Ангальт-Цербстом.

    Как отмечает И.М. Эйзен в книге "Очерк истории переплётного дела...": "некоторые её лучшие переплётчики покинули свою родину, не встречая в своей стране ни сочувствия к своим трудам, ни должной оценки своих работ, они, лишний раз убедившись в истине, что нет пророка в своём отечестве, покинули Германию, чтобы вдали от неё, хотя и на чужбине, работать в целях подъема переплётного искусства".

    "Кирхнер Отто Францевич - немецкий предприниматель, основатель фабрики "Светоч". (Цит. по:) Интернет

https://www.peoplelife.ru/134679

    

    30 ноября 1871 года на Малой Морской, в доме № 14 23-летний немецкий мастер Отто Францевич Кирхнер открыл переплётную мастерскую в очень небольших размерах и с весьма ограниченными средствами. В первые годы Отто Кирхнер работал сам с двумя учениками, имея при себе только самые необходимые инструменты для производства.

     Все работы в мастерской они выполняли вручную. Мастерской Отто Кирхнера приходилось соперничать с другими переплётными предприятиями, которых на тот момент в Петербурге существовало 160, выпускавшими роскошные, но дорогие переплёты в небольших количествах (некоторые и единично). Заветной же целью Кирхнера было добиться того, чтобы иметь возможность изготавливать изящный, прочный и в то же время, доступный дешёвый переплёт для простых людей. Именно эта цель помогла ему расширять своё производство год за годом.

    "Издатель Отто Кирхнер". (Цит. по:) Интернет

https://fantlab.ru/publisher5041

    

    ...Через 10 лет своего существования в 1881 году дело совершенно упрочилось. Тяжёлые времена для Отто Кирхнера и его производства остались в прошлом. В его мастерской трудились уже не 2 ученика, а 25-30 рабочих. И имелись не только необходимые инструменты, но и новейшие для своего времени 13 машин. Ежедневно в мастерской Кирхнера переплеталось от 250 до 300 книг. Но на этом достижении энергичный немецкий предприниматель не остановился. Он задумал ещё более расширить и усовершенствовать своё дело.

    В этих целях Отто Францевич несколько раз выезжал на стажировку за границу. Там же одновременно он покупал материалы, посещал лучшие переплётные фабрики, перенимая опыт, и делился своим. Он побывал в крупнейшем полиграфическом центре Германии - Лейпциге. Там, в центре переплётного дела, он ознакомился с новейшей техникой, лучшими машинами и наиболее рациональной системой производства, также посещал в те времена очень известные предприятия Краузе, Мансфельда и Фомма. Количество заказов, увеличивавшихся со дня на день, подвигло Отто Кирхнера приобрести в 1884 году котёл и паровую машину. С расширением производства, помещение становилось все более тесным и ему приходилось приобретать новые площади в том же доме № 14 на Малой Морской.

    Как известно, в каждом промышленном предприятии в течение года бывает некоторое затишье. Чтобы рабочие его производства в такие месяцы затишья не оставались без зарплаты, Кирхнер открыл уже в 1879 году собственное издательство. Первое, чем он занялся - это издание отрывных календарей. Как и переплётное дело, издание календарей так же увенчалось успехом.

    "Кирхнер Отто Францевич - немецкий предприниматель, основатель фабрики "Светоч". (Цит. по:) Интернет

https://www.peoplelife.ru/134679

    

    

    

    "Санкт-Петербург"

    (альбом фотографий).

    Спб., изд-во О. Кирхнера,

    1908, 50 с.

    

    

    ...О признании высокого качества продукции, выпускаемой фабрикой Отто Кирхнера, свидетельствуют такие факты, как присвоение ей высокого статуса "Поставщика двора его Императорского величества" и Золотые медали на двух Всероссийских промышленных выставках.

    После смерти Отто Кирхнера в 1901 году, фабрикой стали заведовать его сыновья - Карл и Франц.

    В начале ХХ века фабрика впечатляла ассортиментом выпускаемой продукции: конторские и копировальные книги, записные книжки-блокноты, регистраторы, бланки для сбережения бумаг и документов, нот, марок и проч., альбомы для открыток, для фотографических любительских снимков и рельефных картин, коллекций марок, для стихов, для рисования, бювары, портфели, портмоне, кошельки... Поражает и огромное разнообразие издаваемых фабрикой "Отто Кирхнер" календарей. В календарях производства фабрики "Отто Кирхнер" содержалась обширная информация из разных областей знаний.

    "Фабрика Отто Кирхнера". [Опубликовано 1 декабря 2021 года]. (Цит. по:) Интернет

https://dzen.ru/a/YaeUsycECGfCc9P9

    

    

    

    

    

    

    

    ...6 ноября 1901 года Отто Кирхнер умирает. Фабрикой заведуют его сыновья - Карл и Франц Кирхнеры. Ещё с начала Первой мировой войны "германские подданные" Карл и Франц Кирхнеры, сыновья Отто Кирхнера, были арестованы и сосланы в Вологду в числе военнопленных (они были офицерами запаса германской армии).

    Фабрика, управляемая доверенным лицом Кирхнеров К. Гульбе, продолжала выпускать ту же продукцию, но её качество в 1916—1917 гг. резко ухудшилось.

    "Издатель Отто Кирхнер". (Цит. по:) Интернет

https://fantlab.ru/publisher5041

    

    ...Развитие фабрики прекратилось с началом Первой мировой войны, сыновей основателя предприятия Франца и Карла сослали в Архангельскую губернию. После революции старые владельцы утратили контроль над производством, а в 1918 году фабрику Отто Кирхнера национализировали.

     Так как в стране "рабочих и крестьян" объявили борьбу с безграмотностью, то продукция предприятия стала как никогда актуальна. На общем собрании работников решили назвать государственную фабрику, несущую просвещение в народные массы - "Светоч".

    "История фабрики по выпуску бумажной канцелярии "Светоч". (Цит. по:) Интернет

https://www.companybest.ru/publications/60-svoboda/2885-istoriya-fabriki-svetoch.html

    

    ...После октябрьского переворота 1917 года Карл и Франц Кирхнеры вернулись в Петроград из вологодской ссылки и попытались вернуться на фабрику. Из их обращения в фабком известно, что сыновья Кирхнера были готовы работать на ней, если не управляющими, то хотя бы рядовыми специалистами. Однако фабричный комитет отказал им даже в этом. Более того, в 1918 году против них было выдвинуто бездоказательное обвинение в поджоге собственной фабрики.

    Кирхнерам ничего другого не оставалось как уехать из России, которая стала их второй родиной, и вернуться на свою историческую родину - Германию, где ими было основано издательство "Отто Кирхнер и Ко".

    "Издатель Отто Кирхнер". (Цит. по:) Интернет

https://fantlab.ru/publisher5041

    
Мастерская Фёдора Афанасьевича Бородина.

    

    Фёдор Афанасьевич Бородин - купец, владелец мастерской фабричного типа в Санкт-Петербурге (1872 - конец 90-х годов XIX века).

    Предприятие было основано в 1853 году отцом Фёдора Афанасьевича и занималось изготовлением переплётов всех типов.

    В 1882 году на этом предприятии работа 100 человек и имелось 23 машины. Годовой оборот - 100 тысяч рублей. Фёдор Афанасьевич был избран членом Парижской национальной академии.

    О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    

    

    "Каталог работам, производящимся

    в переплётной мастерской

    санкт-петербургского купца

    Федора Афонастьевича Бородина,

    представленным на

    Всероссийской промышленно-

    художественной выставке

    в Москве в 1882 году".

    Спб., 1882, 8 с.

    с иллюстрациями.

    Высота книжного

    блока - 21 см.

    [Репринт].

    

    
Мастерская Александра Александровича Шнеля.

    

    Александр Александрович Шнель (Schnell Alexander), 1853 года рождения, немец по национальности, лютеранин по вероисповеданию, поданный Австро-Венгерской империи, приехал в Санкт-Петербург из Будапешта без единого гроша в поисках счастья. Ему было тридцать лет, он был высок ростом и имел импозантную внешность.

    Уже вскоре он женился дочери старого переплётчика Фридриха Редигера, имевшего мастерскую по адресу: Большая Конюшенная, дом 7. Молодая — Мария-Луиза-Амалия (Мария Андреевна) Редигер, родилась в Петербурге в августе 1863 года и была единственным ребёнком в семье.

    В своих воспоминаниях внук Александра Александровича А. Шнель младший отмечает, что первоначально мастерская Шнель располагалась на Большой Конюшенной. Так это или нет, сказать трудно, также не понятно использовал ли Шнель в начале своей деятельности мастерские тестя или только приданное. Единственное, что можно сказать точно: переплётная мастерская Редигера существовала до 1898 года и официально принадлежала Редигеру Генриху Карловичу (видимо, племяннику Фридриха).

    ...наш герой проявил необыкновенную коммерческую хватку и в июне 1885 года основал собственную мастерскую по адресу: Большая Морская ул., дом 28. В начале XX века самой главной улицей Санкт-Петербурга была не Невский проспект, а Большая Морская. Именно здесь в доме № 31 располагался Императорский яхт-клуб, место, где негласно вершились судьбы Империи. А саму улицу облюбовали ювелирные дома, и горожане часто называли её "брильянтовой". Александр Шнель арендовал под мастерскую помещения в доходном доме генерала И.Ф. Тутолмина (у этого дома был двойной адрес: Большая Морская улица, дом 28 и Гороховая улица, дом 13).

    "Александр Шнель: Судьба великого переплётчика". (Цит. по:) Интернет

https://aldusku.livejournal.com/14176.html

    

    

    

    Александр Александрович Шнель

    (родился в 1853 году

    дата смерти,

    после 1917 года,

    точно неизвестна).

    

    

    Мастерская Шнеля вошла в историю своими дорогими переплётами. Процитирую письмо А.П. Чехова Лаврову, написанное 29 января 1896 года:

    "Милый Вукол, переплётчик Мейер уже вышел в тираж: он служит при тюрьмах. Лучшим считается теперь Александр Шнель. Я был у него, потом он был у меня и приносил образцы. Цена роскошных переплётов колеблется между 10 и 200 рублями. До 100 рублей переплёты ординарные, а от 100 и выше - так называемые мозаичные, по рисунку, уники. Образцы показались мне изысканными. По-моему, приличнее всего сделать переплёт дорогой и простой, сплошной кожаный, рублей на 30. Если нужно, то Шнель вышлет тебе образцы кожи".

    Письмо даёт нам представление о расценках и составе клиентуры. Клиентом мастерской был сам император Николай II и члены его семьи (библиотека Великого князя Алексея Александровича наполовину была в Шнелевских переплётах), да и великие писатели российские.

    Какого признания достигло предприятие Шнеля можно понять посмотрев знаменитый 105 каталог Соловьёва, где все пушкинские альманахи одеты в переплеты Шнеля, или открыв каталог АО "Международная книга" Собрание редких и ценных изданий из библиотеки Максима Якимовича Синицына. Ленинград, 1930 (Вот где вершина успеха мастерской Шнеля).

    Другая сторона деятельности мастерской ("оформляем просто, но со вкусом"). Можно сказать и так: мастерская Шнеля позиционировала себя как предприятие, соединяющие дешёвое производство с безупречным художественным вкусом.

    Там же.

    

    

    

    

    

    

    

    См. "Художественные переплёты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплётной мастерской А.А. Шнель в Санкт-Петербурге на Морской улице № 28".

    Санкт-Петербург, типография Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1905,

    

    

    "Мастерская А.А. Шнеля была основана в 1885 году и просуществовала вплоть до революции (то есть до 1917 года). Кроме почётного звания поставщика Двора Его Императорского Величества, заведение получило Большую золотую медаль на первой Всероссийской выставке печатного дела в Санкт-Петербурге в 1895 г. и Золотую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г.

     ...к двадцатилетию со дня основания был выпущен альбом "со 142 рисунками художественных переплётов". Вступительную статью к альбому написал знаменитый библиограф и председатель Кружка любителей русских печатных изданий Василий Андреевич Верещагин" [М.В. Сеславинский. "Аромат книжного переплета. Отечественный индивидуальный переплет XIX - XX веков". Москва, "Астрель", 2008 г., с. 41].

    По имеющимся отрывочным сведениям, в мастерской А.А. Шнеля работало 20 - 30 человек, выполнявших переплётные работы, в основном, вручную, имелись лишь простые приспособления, а не промышленные машины. Имён мастеров заведения мы не знаем, за исключением фамилий двух человек, принимавших участие в создании роскошного мозаичного переплёта "Золотой книги" Первой всероссийской выставки печатного дела (Почётной книги посетителей), ставшей собственностью Школы печатного дела Санкт-Петербурга. На нижней части лицевой стороны передней крышки переплёта имеются клейма, тиснённые золотом буковками: "перепл. а.шнель", "позол. а. конюшковский", "рис. арх. и. ропет"...[Там же, с. 43].

     "О клеймах и ярлычках надо сказать особо. Определённый хаос в их применении основывался на действующем в то время законодательстве. В частности, в "Уставе о промышленности" в редакции 1893 г. было указано: "клейменее и неклейменее российских разного рода фабричных и мануфактурных изделий предоставляется на волю каждого производителя. Никаких разысканий на фабриках и в домашних заведениях, клеймятся ли изделия оных или нет, не допускается". В 1913 г. последовало уточнение: "мастер на работе своей и своих подмастерьев и учеников должен ставить штемпели или клеймо, если оно дано Цеховою Управою" [Там же, с. 49 - 50]...

    "Сам переплёт В.И. Анисимов характеризует так: "...Золотая книга Первой Всероссийской выставки печатного дела", работы А. Шнеля, облечена в переплёт "голубино-серой" кожи и семи других цветных пёстрых кож мозаичной работы, с ручным тиснением золотом. Внутренняя сторона переплёта из кожи цвета "бордо", с роскошной золотой сеткой. Рисунок исполнен в чисто-русском стиле" [Там же, с. 43-44].

     "...мастерская А.А. Шнеля занималась и простыми дешёвыми переплётами. Так редакция журнала "Старые годы" в 1916 г. рекомендовала своим подписчикам специально выработанный тип переплёта-картонажа с особой бумагой по старинному образцу. Всю подписку за год можно было переплести в четыре тома. Работу, по рекомендации редакции, выполнял переплётчик А.А. Шнель по цене 75 копеек за том [Там же, с. 40].

    "...для переплетных работ применялись и новые материалы, например, дешевый и красивый коленкор, изобретенный в Англии в 1825 году и получивший распространение в России уже в 1840-е гг., а также появившийся в начале XX столетия ледерин" [П. Овчинников. "Переплёты старинных российских книг" на сайте "Антикварий", см. http://antiquariy.ru/history.html?hid=35].

    

    

    

    

    "Художественные переплёты

    и другие мозаичные работы,

    исполненные ручным способом

    в переплётной мастерской

    А.А. Шнель в Санкт-Петербурге

    на Морской улице №28".

    Санкт-Петербург,

    в типографии Т-во Р. Голике и

    А. Вильборг, 1905 год.

    

     Но, конечно, особый интерес вызывали дорогие переплёты, причём "наряжали" в них, как правило, тоже непростые книги, так что подобный "знак качества" вдвойне работал на фактор ценообразования" [М.В. Сеславинский. "Аромат книжного переплета. Отечественный индивидуальный переплет XIX - XX веков". Москва, "Астрель", 2008 г., с. 40-41].

    "Распространённый в Европе стиль модерн в оформлении отечественных переплётов встречается не так уж часто, а вот старинные французские стили орнаментов и узоров приобрели большое распространение.

    Для украшения крышек роскошных подносных переплётов использовались аппликации, мозаики, благородные металлы (вензели и другие), эмали, басмы и скани, воинские символы (миниатюрные погоны, полковые знаки, офицерские галуны и другие)" [Там же, с. 50-51].

    О материалах, использовавшихся мастерской А.А. Шнеля, В.А. Верещагин писал следующее [См. Верещагин В.А. Вводная статья к юбилейному изданию "Художественные переплёты и другие мозаичные работы, исполненные ручным способом в переплётной мастерской А.А. Шнель в Санкт-Петербурге по Морской улице № 28". Спб., Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905 г.]: "Для оформления книг использовались лучшие материалы: бархат, шелк, муар, различные виды кожи. В числе особым образом обработанных кож часто применялся сафьян, материалом для которого служат козьи или овечьи шкуры (лучший сафьян изготавливался из шкуры африканской козы). Лайковые переплеты делались из шкур ягнят или козлят. Изысканными считались переплеты, сделанные из опойка — шкуры новорожденного (не старше месяца) теленка. Всем известная, хотя бы по названию, шагреневая кожа (правильнее — шагрень) — особым образом обработанная шкура осла, реже лошади — отличалась относительной жесткостью и характерной фактурой. В особых экземплярах на внутреннюю сторону крышек книги, в качестве дополнительного украшения наклеивались так называемые дублюры (от французского doublure — подкладка) из шелка или кожи, дублирующие форзац. Первоначально они имели лишь технологическое значение. При украшении переплетов применялось ручное тиснение, не только блинтовое, дающее углубленное изображение, но и конгревное, со штампом и контрштампом, при котором изображение получалось рельефным. Нередко в оформлении переплета использовался металл — золото, серебро, бронза, даже платина, — а также кость. Иногда переплеты украшали разноцветными эмалями.

    "...своеобразным произведением искусства можно считать лучшие образцы закладок для книг - ляссе (от франц. laisser, имеющего много значений, в том числе "оставлять" и "закладывать" [В.А. Дуров. "Книга в семье Романовых". Москва, "Наш дом", "L' Age d' Homme", 2000, с. 32].

    

Мастерская Эдуарда Ро.

     "О переплётчике Эдуарде Ро (Роу, Е. Rau) также известно мало, несмотря на всю знаменитость и богатство его переплётов. Мастерская находилась в Петербурге по двум адресам: Малая Морская, д. 6 (указан на клейме) и Моховая ул., д. 26. Последний адрес приводится в разделе "Переплётные и брошюровочные" петроградских адресных книг таким образом "Эдуард Ро" Моховая 26. Т. 4773. Влад.[елец] Ро Ир. Абр."

     ...Рассуждая о наборах инструментов французских переплётчиков. Л.Н. Симонов завершает своё введение так:

     "Переплётного искусства у нас ещё нет, а потому пока нет в продаже и таких наборов. Но желающие могут видеть их в переплётной г-на Ро".

     ...и В.И. Анисимов в "Книжном переплёте" указывает:

     "Что же касается новейших мастеров, то можно указать на работы петербургских переплётных мастеров Ро и А. Шнеля, работы которых являются действительно замечательными" [Там же, с. 45].

     "...Несмотря на развитие техники и технологий в переплётном деле сохранились ручные операции, без которых невозможно обойтись при изготовлении улучшенных и роскошных переплётов. Их подробно и даже любовно описывали составители "Исторического очерка переплётного дела", изданного к двадцатипятилетию фабрики О.Ф. Кирхнера в 1896 г.

    Например, изготовление золотого обреза во все времена считалось очень трудной благородной работой. Сначала обрез сглаживается и скоблится специальными инструментами, затем покрывается грунтом из особой коричневой "болюсной" краски с примесью яичного белка.

     "Когда высохнет болюсный грунт, наносится золото на последний грунт - сильно разжиженый белок. Необходимое для этого золото в потребном рабочему количестве должно лежать возле на особой подушечке. Служащее для позолоты легированное листовое золото представляет собой такие тонкие листки, что достаточно самого лёгкого дуновения, чтобы они улетели. Можно себе представить, как тонки эти листки, если тысяча их, наложенная друг на друга, имеет в толщину 1 миллиметр. Во время работы приходится остерегаться дышать, чтобы золото не разлетелось. Чтобы не истратить попусту этого ценного материала, листья берут не руками, а особым ножом, настолько острым, чтобы можно было разрезать листик золота, но не прорезать подушечки, на которой последний должен лежать...

     Для золотых обрезов употребляется обыкновенно червонное золото... Для накладывания золота употребляется обыкновенно широкая кисть из барсучьего волоса. Для того, чтобы придать кисти чуть-чуть жира, мастер проводит ею предварительно по своим волосам и затем берёт с подушечки листки золота, и они тотчас же прилипают к белку, намазанному сверху, на обрезе... Затем дают обрезу высохнуть. После просушки начинается глажение золота. Для этого берут полоски особенно гладкой бумаги, которую предварительно с обеих сторон проводят тоже по волосам и кладут её на обрез; поверх же её, осторожно протерев обрез навощённой тряпочкой, проводят "зубком" из агата, с тем чтобы лучше придавить золото к обрезу". ...

     Не менее поэтически в этом очерке описывались операции по изготовлению обрезов, окрашенных "под мрамор", тем более, что похожая технология применялась и при приготовлени форзацев.

     "Только в нынешнем веке, именно в шестидесятых годах, окрашивание "под мрамор" достигло совершенства. С тех пор во всех крупных переплётных введено это окрашивание и поручено специальным рабочим, производящим его с изумительным искусством.

     ...На первом плане длинный широкий и плоский сосуд с какой-то мутной жидкостью. Это - грунт, представляющий собою отвар или вернее, выжатый сок отварного карагенского мха.

    За сосудом с грунтом помещаются баночки с красками, выписываемыми из Будапешта и представляющими ту особенность, что они приготовлены в соединении с бычьей желчью; придача желчи сообщает краскам замечательное свойство: капли их, попав на грунт, не идут ко дну, а расплываются на поверхности в большей или меньшей мере, в зависимости от входящего в них количества желчи... Мастер обмакивает постепенно кисточки в краски и набрызгивает их. Получается разноцветный пёстрый ковёр из капель, то круглыми, то продолговатыми, то правильными, то неправильными глазками плавающих на поверхности жидкости. С каждым прибавлением краски рисунок становится всё пестрее, всё прихотливее. Стоит теперь наложить на этот покров обрез книги, и на него перейдёт весь красочный рисунок".

     Получавшийся рисунок из крупных пятен и прожилок - "крупный мрамор" - можно было усовершенствовать для "прихотливых требований современного утончённого вкуса" с помощью специальных инструментов: штифта и гребёнки. Так мастер "описывает штифтом в жидкости, испещрённой пятнами красок, ряд зигзагов, сообщающих перемешавшимся краскам разного рода более или менее ясные рисунки.

    Затем он проводит по поверхности гребёнкой вдоль всего рисунка, от одного до другого края сосуда. Прорезанные зубьями краски сгруппировываются в симметричные ряды и образуют те красивые разноцветные узоры, в виде роскошных павлиньих перьев, которым все дивятся, никак не догадываясь, как они произошли, сколько труда и искусства положено было для их произведения" [Там же, с. 51 - 53].

    

    

    

    "Русские портреты XVIII и

    XIX столетий".

    В пяти томах.

    Издание Великого Князя

    Николая Михайловича,

    Спб., 1905 - 1909.

    Переплёты изготовлены в

    мастерской "Е. Rau".

    

    

    ...Задача "роскошных" (в исследуемый период они также назывались "изящными", "художественными") переплётов (I класса) не только защитить книгу, но и выделить её из ряда аналогичных экземпляров, показать её особую ценность для владельца или для того, кто предполагает преподнести книгу в дар. Определение "роскошный" для переплётов этого класса отвечает желанию владельца обозначить имеющийся экземпляр как дорогой предмет в период, когда сама по себе книга роскошью уже не являлась.

    Нередко "роскошный" переплёт должен был продемонстрировать знакомство заказчика с новейшими тенденциями и лучшими образцами переплётного искусства, которое в XIX веке стало особенно цениться библиофилами в историческом аспекте. Такой переплёт может быть определён как "художественный", и его эстетическая ценность превалирует над собственно "роскошью" использованных материалов и техник отделки.

    Золотова Мария Борисовна. "Московский индивидуальный книжный переплёт конца XIX - начала XX века". (Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук).

Москва, 2006, с. 21.

    

    

    

    

    

    

    
Переплётная фабрика Густава Богдановича Винклера.

    

    Густав Богданович Винклер (1853 - 1897 гг.) - владелец одной из наиболее крупных переплётных фабрик в Санкт-Петербурге (90-е годы XIX века - 1914 год).

    Фабрика изготавливала издательские переплёты всех типов и видов.

    См. О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    

    

    

    

    

    

    ...В переплётной мастерской Е.Н. Винклер были выполнены превосходные переплёты для целого ряда изданий, таких как знаменитая "Библиотека великих писателей".

    В этой же мастерской проводились переплётные работы при подготовке роскошного юбилейного издания "Иоганн Гуттенберг, изобретатель книгопечатания", увидевшего свет в 1900 году.

    По некоторым данным, фабрика Г. Винклера прекратила своё существование в 1914 году.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. (Цит. по:) Интернет

http://emplonics.ru/esbe.html

    

Мастерская Захара Матвеевича Тарасова

     "Всем библиофилам хорошо известны чудесные "тарасовские" переплёты с блестящими лакированными коричневыми крышками и корешками. Они однотипны в своей "мраморной" раскраске и узнаваемы с первого взгляда. ...Жил он в Петербурге на Екатерининском канале, д. 12. Из тех же адресных книг нам известен даже номер телефона (17-967)" [Там же, с. 45-46].

    "В начале XX века популярной была кожа "фантази", изготовленная из прессованной, мраморированной и обработанной различными другими способами телячьей кожи. Такая кожа имитировала дорогие переплетные материалы" [П. Овчинников. "Переплёты старинных российских книг" на сайте "Антикварий", см. http://antiquariy.ru/history.html?hid=35].

    
Типография и переплётная фабрика Н.В. Гаевского.

    

    Н.В. Гаевский был владельцем крупного переплётного заведения фабричного типа в Спб., в конце XIX - начале XX века.

    Его переплётная фабрика занималась изготовлением "массовых издательских переплётов".

    На "внутренней" стороне верхней крышки его переплётов (в самом низу у корешка) тиснением воспроизводилось: "Пар. Перепл. Н.В. Гаевского. СПб."

    О.Л. Тараканова. "Материалы к словарю русских переплётчиков". Глава: "Наиболее известные русские дореволюционные переплётные фирмы". В сборнике: "Букинистическая торговля и история книги". (Межведомственный сборник научных трудов). Выпуск 6.

Москва, Издательство МГУП (серия: "Мир книги"), 1997, с. 103-106.

    

    

    

    Крель А. "Друг детей".

    Очерки из жизни профессора

    Николая Ивановича Быстрова".

    Спб., типография П.П. Сойкина,

    1907, 90 с., [1] с., 19 л. иллюстраций,

    тираж не установлен,

    формат: 21,7 × 15,7 см.

    В роскошном заказном

    цельно-кожаном переплёте

    работы Н.В. Гаевского.

    

    

    

    

    Некрасов Н.А.

    Полное собрание стихотворений.

     В 2-х томах.

    Пятое издание.

     С портретом, факсимиле и

    биографическим очерком.

    Спб., типография Глазунова.

    1890, XXIX с., 606 с., 565 с.,

    портрет, факсимиле.

    Полукожаный любительский

    переплёт своего времени,

   изготовленный в мастерской

    Гаевского.

    

    

    

     Продолжение следует.

    

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика