Бумага

    
I. Появление бумаги для печати в России.

    

    

    
Из истории изготовления и использования бумаги в России.

    

    [по материалам, размещённым н сайте http://www.rarebook-spb.ru]: В России с бумагой познакомились намного позже других стран. Это был "заморский" товар, привезённый торговыми людьми Древнего Новгорода, бывавшими в разных землях. Русским людям была известна бумага итальянского, французского, английского, немецкого и голландского изготовления. Россия покупала её более 260 лет.

    Русский термин "бумага" для обозначения соответствующего писчего материала впервые зафиксирован в записи на Прологе 1481 года из Российской национальной библиотеки, но, несомненно, существовал и ранее. Исследователи указывают на родство этого слова с обозначениями хлопка на разных языках: греческом (βóμβαξ, βóμβυξ, βάμβαξ), турецком (pambuk, pamuk), персидском (pambah), армянском (bambak), грузинском (bamba). Кроме того, в обиходной и книжной речи XV —XVII веков термин "бумага" обозначал вату, т. е. хлопок, что видно из следующих выражений: "кафтан стеган на бумаге", "аще будеть свинаа шерсть мягче бумаги", "в бумажнице оден".

    Есть предположение, что русское слово бумага происходит от татарского слова "бумуг", что значит хлопок. Вероятно, что впервые знакомство народа Руси с бумагой произошло в середине XIII века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаге, которая в то время употреблялась в завоеванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

    Вопрос о начале производства бумаги в России до недавнего времени был весьма запутанным. В конце XIX века Н. Лихачёв обнаружил упоминание в купчей от 1576 года, копия с которой была найдена исследователем среди документов Троице-Сергиевой лавры - бумажной мельницы. При обозначении границ продаваемого земельного участка в качестве ориентира названа существовавшая когда-то бумажная мельница Федора Савинова на реке Уче (под Москвой). Это открытие побудило Н. Лихачёва рассмотреть историю бумаги в России более подробно, но никаких следов русской бумаги в XVI веке ему обнаружить не удалось. Правда, с находкой Лихачева согласуется известие о вербовке в 1547 года в Германии для Ивана Грозного ремесленников, среди которых назван и бумажный мастер. Однако производивший вербовку саксонец Ганс Шлитт в Любеке был посажен в тюрьму, и из набранных им 123-х мастеров в Россию попала лишь небольшая часть. Был ли среди них бумажный мастер, неизвестно. Итальянский путешественник Рафаэль Барберини в 1564 году, советовал европейским купцам вести в Россию бумагу, так как, по его словам, москвичи бумагу уже изготавливают, но должного качества им достичь не удаётся. Эти свидетельства позволяют предполагать, что первые попытки изготовления бумаги в России предпринимались во времена Ивана Грозного. В 1971 году, американский историк Эдвард Кинан обнаружил документ XVI века, написанный на бумаге с русской филигранью. Это грамота Ивана Грозного датскому королю Фредерику II, датированная 26 сентября 1570 года.

    Из сохранившихся документов известно, что в 1655 г. были построены две бумажные мельницы. Одна из них поставлена на территории, отошедшей Российскому государству в ходе русско-польской войны: воевода М. С. Шаховской устроил мельницу в Вильно на реке Виленке. Продукция этой и еще одной мельницы, которая располагалась в пяти верстах от Вильно, поступала в государеву казну. Бумагоделательные предприятия существовали и на территории присоединенных в 1654 году украинских земель. Ещё в 1606 году архимандрит Киево-Печерской лавры Елисей Плетенецкий для лаврской типографии основал в Радомышле бумажную мельницу. Наконец, была построена бумажная мельница и под Москвой. По инициативе патриарха Никона для нужд Печатного двора бумажную мельницу построили на реке Пахре. 5 декабря 1656 года бумажный мастер Иван Самойлов отвёз в Печатный книжный приказ первую продукцию новопостроенной мельницы - 75 стоп "чёрной" (видимо, плохого качества) бумаги. Неизвестно, удалось ли наладить Ивану Самойлову изготовление высококачественной бумаги, так как мельницу неоднократно затопляло по весне. После очередного затопления в марте 1657 году её уже не восстанавливали, и в 1660 году, остатки мельницы были переданы в царскую казну. Пять лет спустя, в 1665 году, арендатором этой мельницы становится голландский бумажник Иоган ван Сведен (ван Шведен), а после его смерти в 1668 году - его вдова. В начале 70-х годов XVII века продукция восстановленной мельницы поступала на Печатный двор и для переписки книг (для этой цели несколько стоп было отправлено в Киево-Печерский монастырь), а в 1681 году уже использовалась как оберточная бумага. Можно предположить, что со временем дела вдовы ван Сведена пришли в упадок, так как в 1687 году она просила не забирать её мельницу в казну "безденежно". В 1673 году, в Новой немецкой слободе в Москве на реке Яузе была построена ещё одна бумажная мельница. С конца 1674 года она заработала, производимая на ней бумага стала поступать в приказы Новый аптекарский и Владимирский четвертной. В 1675 - 76 годах, мельница на Яузе передана на оброк иностранцу Еремею Ивановичу Левкену, по некоторым сведениям, племяннику ван Сведена.

    Если вопрос о массовом изготовлении русской бумаги в XVI веке и даже в XVII веке является дискуссионным, то относительно XVIII века сомнений быть не может. Известны русские фабрики, имена их владельцев и их продукция.

    Мощный импульс развитию бумажного дела в России был дан в XVIII веке. Петр I задумал построить отечественные бумажные мануфактуры. Сподвижник Петра Фёдор Салтыков представил на имя царя специальное "изъявление" о бумажных заводах:

    "Повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках, где сыщутся какие к тому подобные, а на тех заводах велеть бумагу делать разных рук и величеств, сиречь александрийская, пищая, почтовые, картузные, серыя и синия". Это были те виды бумаги, в которых государство испытывало наибольшую потребность.

    В 1704 году, по указу Петра I построили бумажную мельницу в Московском уезде под селом Богородицким, на реке Яузе. Строительство производилось на средства Монастырского приказа. Эта мельница получила название Богородицкого бумажного завода. Есть данные, что с 1708 по 1714 годы Богородицкий завод произвел 4000 стоп бумаги, в том числе 1134 стопы бумаги низкого качества ("картузной и ракетной"). В первые годы существования Петербурга в его окрестностях, в Красном селе на речке Дудоровке, была построена бумажная мельница, которая сначала называлась Дудоровской, а потом Красносельской. В 1720 году в Петербурге построена ещё одна казенная мельница, на берегу Невы за Галерным мостом, она получила название Петербургской. С 1718 года - Красносельская, а с 1720 года и Петербургская мельницы производили бумагу для военно-морских целей. Вследствие этого на мельницах работали в основном лица, призванные для военной службы на флоте.

    За 7 лет пребывания в Морском ведомстве Красносельская мельница увеличила производство от 5000 до 20 000 стоп в год. В 1720 году Петр I издал указ о сборе тряпья у населения Петербурга и Москвы "на дело бумаги". Известно, какое сырьё поступало на петербургские мельницы от флота: крашеные и смоляные брезенты, парусные обрезки, мешки, паруса с лодок, матросские койки, обрезки пергамена. Некоторые виды сырья браковались, "понеже портят инструмент". Документы бумагоделательных фабрик донесли до нас и наименования рабочих, трудившихся на этих фабриках. По ним, а также по другим данным можно достаточно подробно восстановить организацию производства бумаги в России: после того как тряпьё разрезалось на небольшие лоскутки и перемалывалось в единую массу, "черпальщик" зачерпывал массу формой, "валилщик" снимал с черпальной формы лист бумаги, "прессовщик" снятые полусырые листы прессовал, "выметчик" вывешивал листы для просушки, "сдувальщик" эти листы снимал и прессовал для устранения короблений, "клеильщик" окунал их в клей, "прессовщик" отжимал избыток клея, "вешальщик" вывешивал проклеенные листы сушиться, "сдувальщик" снимал их с верёвок после просушки.

    В XVIII веке, в производстве бумаги применяли всякие новшества. Так, в 1710 году в Невьянске при изготовлении бумаги использовали асбест. С 1718 года на петербургских мельницах для изготовления маркировочного знака на сетке стали применять не медную, а серебряную проволоку, что позволило достичь в рисунке филиграни большей сложности и изящества. В 1798 году, известный русский просветитель Н. А. Львов изобрел специальный "каменный" картон, изготавливаемый с добавлением каменного угля, который можно было использовать при строительстве фортификационных сооружений. В конце XVIII - начале XIX веков, в бумажную массу добавляли медный купорос, отчего бумага приобретала характерный голубоватый или зеленоватый оттенок. Такую бумагу называли "сахарной". Она встречается в рукописях и печатных изданиях с 80-х годов XVIII века до 10-х годов XIX века.

    На какой именно бумаге был издан "Апостол" - первая книга Ивана Федорова, родоначальника русского книгопечатания, до сегодняшнего дня неизвестно. Зато до сих пор сохранился один из старейших российских бумажных заводов, который теперь является музеем. Он расположен в нынешней Калужской области, бывшей Калужской губернии, и принадлежал Афанасию Гончарову, прадеду Наталии Гончаровой - супруги Александра Сергеевича Пушкина. В 1719 году, Коллегией Адмиралтейства был опубликован указ о продающихся сортах бумаги. В этом указе перечислено множество сортов. Начиная с толстых больших листов для рисования и заканчивая картузной и аптечной бумагой.

    Очень скоро оказалось, что существующих бумажных мельниц недостаточно. Появляется целый ряд частных фабрик в Москве, Петербурге, Калуге, Ярославле. К 1825 году в России насчитывалось 88 бумажных фабрик, на которых производилось свыше 700 тысяч стоп разной бумаги в год. Развитию отрасли способствовало и решение правительства полностью запретить ввоз бумаги из-за границы (1812 г.).

    Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике. В первой половине XIX века был сделан ряд существенных усовершенствований бумагоделательной машины, но принципиальная технологическая схема её в течение целого столетия оставалась практически неизменной, так как в ней были полностью воплощены передовые принципы производственного процесса - непрерывность и автоматичность.

    (Цит. по:) Интернет.

    
Бумага российского и иностранного производства, использовавшаяся для российских изданий в XVII - XVIII веках.

    
Мастерские-изготовители. "Водяные" знаки.

    Когда в российских типографиях появилась отечественная бумага пригодная для печати? В статье "Филиграни на бумаге Октоиха 1638 года из коллекции старопечатных книг Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина" Т.В. Масюк пишет: "По историческим сведениям, в XVII в. Московский Печатный двор использовал бумагу только иностранных фабрик. …в первой половине XVII в. Московский Печатный двор закупал бумагу разных производителей малыми партиями [например, бумагу, маркированную филигранью под общепринятым названием «Страсбургская лилия» («Strasburg lilu»), и филигранью под названием «Герб Страсбурга» («Strasburg bend»)" (См. ссылку http://old.vrubel.ru/museum/rio/masuk.htm) ]. А из статьи А.В. Сиренова "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (см. ссылку: http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084) мы узнаём следующее: мы узнаём следующее:

    "В первой половине XVII в. встречается филигрань Лилия в геральдическом щите под короной. Ее изображение в виде трилистника с опоясывающим кольцом — типично французское.

    С середины XVII в. стала выпускаться немецкая бумага с филигранью Мадонна. В 80 —90-е гг. XVII в. в русских рукописях встречается немецкая филигрань Аламода (другое название — Галантная сцена). Название и сюжет этой филиграни происходят из старинной легенды, популярной в Европе в XVII в. Филигрань изображает кавалера с кубком и даму с цветком или сердцем в руке. Между фигурами иногда изображается дерево или цветок, а на постаменте — надпись «Alle mode papier» или «Almodepapier». По некоторым данным бумага с таким знаком впервые стала производиться в начале XVII в. близ Нюрнберга.

     Изображение медведя в гербовом щите — признак бумаги немецкой или швейцарской.

    Польская бумага представлена множеством знаков, среди которых наиболее часто встречаются гербы городов или родовые гербы и гербовые знаки: Абданк, Глаубич, Годзава, Елита, Лабендзь, Лис, Любич, Наленч, Новина, Одровонж, Остоя, Свенчиц, Слеповрон, Топор, Тэнпа подкова, Ястржембец и др.

    В XVII в. бумажным монополистом становится Голландия, которая еще в XVI в. служила только складом для бумаги, производимой в других странах. В XVII в. бумажное производство в Голландии бурно развивается. Сюжеты голландских филиграней немногочисленны: для 40—80-х гг. XVII в. это в основном Голова шута шести разновидностей, для 80-х гг. XVII — 20-х гг. XVIII вв. — Герб Амстердама, реже — Герб семи провинций и др.

    В XVIII в. на голландской бумаге господствует сюжет Pro Patria ("За Родину"), который представляет собой довольно сложную композицию: за символической оградой восседает женская фигура (богиня Афина) с жезлом, а рядом с ней помещено изображение голландского герба (лев с саблей).

    Для второй трети — конца XVII в. сохранились сведения о закупке бумаги для Печатного двора. Бумагу покупали у купцов, по всей видимости, в Москве. Замечательно, что при выборе бумаги учитывались филиграни — в документах встречаются следующие термины: "бумага царева венца" (филигрань Геральдическая лилия в щите под короной), "бумага под травкою" (разновидность филиграни Кувшин, с навершием в виде цветка), "бумага под оловенником" (филигрань Кувшин) и т. п. В литературе высказывались предположения относительно импорта бумаги с востока, через Астрахань, но никаких данных об этом в источниках пока найти не удалось".

    Далее Сиренов пишет: "В XVII в. указания на изготовление бумаги в России встречаем в письменных источниках, а русские филиграни этого времени неизвестны. Так, из документов мы знаем, что в 1655 г. были построены две бумажные мельницы. Одна из них поставлена на территории, отошедшей Российскому государству в ходе русско-польской войны: воевода М. С. Шаховской устроил мельницу в Вильно на реке Виленке. Продукция этой и еще одной мельницы, которая располагалась в пяти верстах от Вильно, поступала в государеву казну.

     Бумагоделательные предприятия существовали и на территории присоединенных в 1654 г. украинских земель. Еще в 1606 г. архимандрит Киево-Печерской лавры Елисей Плетенецкий для лаврской типографии основал в Радомышле бумажную мельницу. Наконец, была построена бумажная мельница и под Москвой. По инициативе патриарха Никона для нужд Печатного двора бумажную мельницу построили на реке Пахре. 5 декабря 1656 г. бумажный мастер Иван Самойлов отвез в Печатный книжный приказ первую продукцию новопостроенной мельницы — 75 стоп «черной» (видимо, плохого качества) бумаги. Неизвестно, удалось ли наладить изготовление высококачественной бумаги, так как мельницу неоднократно затопляло по весне. После очередного затопления в марте 1657 г. ее уже не восстанавливали, и в 1660 г. остатки мельницы были переданы в царскую казну. Пять лет спустя, в 1665 г., арендатором этой мельницы становится голландский бумажник Иоган ван Сведен (ван Шведен), а после его смерти в 1668 г. — его вдова. В начале 70-х гг. XVII в. продукция восстановленной мельницы поступала на Печатный двор и для переписки книг (для этой цели несколько стоп было отправлено в Киево-Печерский монастырь), а в 1681 г. уже использовалась как оберточная бумага. Можно думать, что со временем дела вдовы ван Сведена пришли в упадок, так как в 1687 г. она просила не забирать ее мельницу в казну «безденежно».

     В 1673 г. в Новой немецкой слободе в Москве на реке Яузе была построена еще одна бумажная мельница. С конца 1674 г. она заработала, производимая на ней бумага стала поступать в приказы Новый аптекарский и Владимирский четвертной. В 1675-1676 г. мельница на Яузе передана на оброк иностранцу Еремею Ивановичу Левкену, по некоторым сведениям, племяннику ван Сведена. Н. П. Лихачев полагал, что русские мельницы могли производить бумагу с имитациями западноевропейских филиграней. Действительно, в русских рукописях XVII в. встречается немало филиграней (например, Герб Амстердама) чрезвычайно грубого и искаженного рисунка. Правда, доказать их русское происхождение пока никому не удалось, к тому же и в Западной Европе встречаются сильно искаженные формы филиграней. М. П. Лукичев полагал, что русскую бумагу XVII в. следует искать в делопроизводстве приказов и что когда-нибудь эти поиски увенчаются успехом".

    А в статье, помещённой на сайте «Старая книга» (http://starkniga.narod.ru/Oknig/ak3.html) утверждается, что: "В России бумага с водяными знаками собственного производства впервые была изготовлена в начале XVII века на [той самой] бумажной мельнице Киево-Печерской лавры".

     В отношении же века осьмнадцатого у А.В. Сиренова сомнений нет: "...относительно XVIII в. сомнений быть не может. Известны русские фабрики, имена их владельцев, их продукция и сюжеты русских филиграней этого столетия. В 1704 г. по указу Петра I построили бумажную мельницу в Московском уезде под селом Богородицким, на реке Яузе. Строительство производилось на средства Монастырского приказа. Эта мельница получила название Богородицкого бумажного завода. Есть данные, что с 1708 по 1714 гг. Богородицкий завод произвел 4000 стоп бумаги, в том числе 1134 стопы бумаги низкого качества («картузной и ракетной»). В первые годы существования Петербурга в его окрестностях, в Красном селе на речке Дудоровке, построена бумажная мельница, которая сначала называлась Дудоровской, а потом Красносельской.

    В 1720 г. в Петербурге построена еще одна казенная мельница, на берегу Невы за Галерным мостом, она получила название Петербургской. С 1718 г. Красносельская, а с 1720 г. и Петербургская мельницы производили бумагу для военно-морских целей. Вследствие этого на мельницах работали в основном лица, призванные для военной службы на флоте. Принадлежность к Морскому ведомству отразилась и на сюжетах филиграней. В первой половине 20-х гг. XVIII в. для петербургской бумаги самой распространенной филигранью является якорь различных модификаций. Например, Петербургская мельница выпускала бумагу с гербом российского Адмиралтейства — четыре якоря, соединенные в виде креста. Наряду с этим расширялось производство. За 7 лет пребывания в Морском ведомстве Красносельская мельница увеличила производство от 5000 до 20 000 стоп в год.

    В 1720 г. Петр I издал указ о сборе тряпья у населения Петербурга и Москвы «на дело бумаги». Известно, какое сырье поступало на петербургские мельницы от флота: крашеные и смоляные брезенты, парусные обрезки, мешки, паруса с лодок, матросские койки, обрезки пергамена. Некоторые виды сырья браковались, «понеже портят инструмент» — это белые канаты, пакля и др.

    Документы бумагоделательных фабрик донесли до нас и имена рабочих, трудившихся на этих фабриках. По ним, а также по другим данным можно достаточно подробно восстановить организацию производства бумаги в России. После того как тряпье разрезалось на небольшие лоскутки и перемалывалось в единую массу, «черпальщик» зачерпывал массу формой, «валилщик» снимал с черпальной формы лист бумаги, «прессовщик» снятые полусырые листы прессовал, "выметчик" вывешивал листы для просушки, «сдувальщик» эти листы снимал и прессовал для устранения короблений, "клеильщик" окунал их в клей, "прессовщик" отжимал избыток клея, "вешальщик" вывешивал проклеенные листы сушиться, «сдувальщик» снимал их с веревок после просушки.

    Русские бумагоделатели использовали как западноевропейские сюжеты филиграней, так и отечественные. Наиболее распространенным европейским сюжетом русской бумаги является Pro Patria. Установить русское происхождение бумаги с такой филигранью можно по литерному сопровождению. Например, на фабрике А. Гончарова бумага с филигранью "Pro Patria" сопровождалась русскими инициалами владельца фабрики: "АГ".

    Бывали и курьезы, когда в изображении этой филиграни вместо льва помещали медведя или орла (т. е. вместо голландского герба — герб Ярославской губернии или Российской Империи), а то и вообще всю композицию воспринимали как корабль в окружении волн. Другим заимствованным из западноевропейских филиграней знаком был Улей. Русские сюжеты филиграней немногочисленны. Это в основном гербы городов, в которых находились бумажные фабрики — Москвы (Георгий Победоносец), Ярославля (медведь), Ростова (олень), Костромы (корабль). Реже встречаются гербы фабрикантов (Северса, Гончаровых и др.)" [см. А.В. Сиренов "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084)].

     Некоторые специалисты утверждают, что: "Первая подлинно русская филигрань - двуглавый орел (герб Российской империи) - появилась на Дудергофской (Верхней Красносельской) фабрике под Петербургом в 1720 году.)

    "В XVIII в. в производстве бумаги применяли всякие новшества. Так, в 1710 г. в г. Невьянске при изготовлении бумаги использовали асбест. С 1718 г. на петербургских мельницах для изготовления маркировочного знака на сетке стали применять не медную, а серебряную проволоку, что позволило достичь в рисунке филиграни большей сложности и изящества.

    ...Собственно, филигрань может иметь две даты: так называемые белую и черную. Белой называется дата, которая присутствует в самом маркировочном знаке и указывает на время изготовления бумаги. …Такие даты в Западной Европе появились в конце XVI в., а в России получили распространение в XVIII —XIX вв. (особенно после указа 1744 г.). На русской бумаге дату не выплетали из проволоки, как остальные элементы филиграни, а вырезали из листа металла и прикрепляли к сетке формы. Поэтому даты на русских филигранях выделяются не светлым контуром, а сплошным светлым силуэтом. Черной называют дату создания рукописи. Она свидетельствует о времени бытования бумаги с данной филигранью. Датировка филиграней с белой датой затруднений не вызывает, так как читается в самой филиграни. Правда, на знаках западноевропейской бумаги такая дата могла указывать не на время изготовления бумаги, а, например, на год получения фабрикантом королевской привилегии и т. п. Для русской бумаги белая дата всегда свидетельствует о времени производства, но иногда его «опережает». Так, известны случаи, когда белая дата указывает на более позднее время, чем дата написанного на такой бумаге документа. По-видимому, на фабриках бумагу могли изготавливать «впрок», маркируя ее следующим, еще не наступившим годом".[см. А.В. Сиренов "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084)].

    В 1778 году Екатерина II издала указ, который обязывал бумажных фабрикантов на всех сортах производимой бумаги помещать филигрань с годом ее выделки "для лучшего распознания добротности бумаги".

    Здесь не лишним будет уточнение (применяемых в то время) обозначений наиболее распространённых форматов бумаги, использовавшейся для печати и порядок маркировки листов:

    "...распространенным большим форматом является формат in folio (отсюда — фолиант) или, по древнерусской терминологии, «в десть». Рукописи этого формата составлялись из тетрадей, а тетради — из сложенных вдвое целых, «дестных» листов. Этот формат по существу представляет собой 1/2 целого листа, поэтому в некоторых описаниях рукописей принято его обозначать 2° в отличие от формата в развернутый лист, который обозначается 1°. В большинстве же случаев оба эти формата обозначают одинаково: 1° или F. В рукописи формата in folio маркировочный знак или контрамарка располагаются в центре листа. Если контрамарка отсутствует, то половина листов рукописи оказывается немаркированной. Это несущественно, так как маркировочный знак обязательно присутствует на второй половине каждого двойного листа тетради. Выявить расположение листов по тетрадям нужно в любом случае, так удается соотнести основной маркировочный знак с его контрамаркой, а также выявить отсутствие контрамарки у знака. Если знак читается на первом листе тетради, то его контрамарка должна располагаться на последнем листе. Знак на второй половине второго листа тетради соответствует знаку на предпоследнем листе этой же тетради и т. д."[А.В. Сиренов "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084)].

    "Следующий формат — in quarto или «в полдесть», «в четверть», «в четь». Он обозначается 4° или Q и представляет собой сложенную вдвое половину целого листа, то есть каждый лист такой рукописи имеет размер в 1/4 целого листа. Маркировочный знак находится у корешка в середине листа. На листе этого формата читается только половина маркировочного знака, другую его половину следует искать на второй части двойного листа, то есть в другой половине тетради. Если у знака нет контрамарки, то половина листов вообще не имеет маркировки. Это затрудняет датировку, так как не маркированными, в отличие от формата in folio, оказываются обе половины двойного листа. Поэтому здесь не исключено присутствие другой бумаги, выявить которую крайне сложно" [Там же].

    "В два раза меньше следующий формат — in octavo или «в осмину», который обозначается соответственно 8° или О. Рукописи такого формата составляются из сложенных вдвое четвертинок целых листов. Если в рукописи формата in quarto исследователь сталкивается с половинами знаков, то в формате in octavo маркировочный знак разделен на четыре части, и на одном листе, в верхнем или нижнем углу у корешка, помещена только 1/4 знака. К тому же некоторые элементы знака «уходят в переплет». В этом случае еще более важно, чем для рукописи in quarto, выявить расположение двойных листов в тетрадях — ведь филигрань приходится буквально собирать из фрагментов".[Там же].

    

    См. Лихачёв Н.П. "Палеографическое значение бумажных водяных знаков". В 3 частях. Спб., типография В.С.Балашёв и Ко., 1899. Часть I. [6], II, CCXII, 510, [4] с.; 17 л. автотипий и 1 л. таблица. Часть 2. [4], 424, 248, IV, [4] с. Часть III. [6], 302 л. иллюстраций, формат: 30,4 х 20,2 см. В издательских обложках и переплётах.

    Классический и до сих пор незаменимый труд по филигранологии Н.П. Лихачёва состоит их трёх частей: I. Исследование и описание филиграней; II. Предметный и хронологический указатели; III. Альбом снимков. Исследователь был одним из пионеров этой специальной исторической дисциплины, задачей которой является исследование возраста бумаги на основе водяных знаков. Важность этой дисциплины заключается в том, что при датировке письменных и печатных источников, не имеющих точной даты и использующих носитель из бумаги с водяными знаками, она позволяет достаточно точно установить время создания или издания памятника. Особую роль филигранология сыграла при датировке средневековых рукописей, которые, как правило, не имели выходных сведений. Исследование создавалось в то время, когда в Западной Европе и в России изучение бумаги находилось на начальном этапе развития и не существовало столь же обширных и всесторонних работ, подобных этой. В труде Н.П. Лихачёва исследованы бумага и филиграни на ней с конца XIII века до 1832 года, развитие бумажной промышленности в это время на Западе и в России, распространение бумажных мельниц и фабрик в различных странах, технология производства бумаги, связи филигранологии и геральдики, методы датировки рукописных источников по филиграням. Ученый систематизировал и дал датировки различным типам и видам водяных знаков, в своём альбоме он опубликовал свыше 4000 их изображений.

    

    Клепиков С.А.

    "Филиграни на бумаге русского производства XVIII - начала XX века".

    Москва, 1978, 240 с., тираж: 4250 экз., формат: 30,0 х 23,0 см..

В издательском коленкоровом переплёте "зелёного" цвета, буквы "вишнёвого" цвета. Внизу украшение "золотым" тиснением.

    

Бумага российского и иностранного производства, использовавшаяся для российских изданий в XIX веке.

    "В конце XVIII — начале XIX вв. в бумажную массу добавляли медный купорос, отчего бумага приобретала характерный голубоватый или зеленоватый оттенок. Такую бумагу называли «сахарной». Она встречается в рукописях и печатных изданиях с 80-х гг. XVIII в. до 10-х гг. XIX в. и является надежным датирующим признаком.

    "Несмотря на появление в начале XIX в. машинного отлива бумаги, ручной отлив на большинстве фабрик практиковался вплоть до второй половины XIX в., а в отдельных случаях, для изготовления бумаги особого качества, его применяют и до настоящего времени" [см. А.В. Сиренов "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084)].

    Маркировка бумажного листа с помощью водяных знаков применялась в России до середины XIX века.

    "...началом машинного производства бумаги в России стал 1814 г., когда Петербургский литейный завод приступил к изготовлению машин для казенной Петергофской бумажной фабрики. На этой фабрике, которая была открыта в 1817 г. и являлась образцовой, впервые установлено непрерывно-поточное производство бумаги. Сырьем для него по-прежнему служило тряпье. Правда, уже в начале XIX в. в качестве сырья стали применять рогожу, мочалу и лыко, но только для бумаги низкого качества. Использовать древесину для массового производства бумаги стало возможно лишь после 1847 г., когда был изобретен дефибрер — машина для выработки однородной древесной массы. Уже в 1850 г. дефибрер стал использоваться и в России. Несмотря на это вплоть до отмены крепостного права большинство фабрик не только не применяло древесину, но даже сохраняло ручной отлив бумаги.

    После 1861 г. ситуация заметно меняется. Многие фабрики, на которых использовался труд крепостных крестьян, оказались нерентабельными и закрывались. Повсеместно распространялся поточный метод производства. С листов бумаги исчезла филигрань. Следует иметь в виду, что на некоторых фабриках филигрань изменилась уже в начале XIX в. Так, с 1818 г. на фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг филигрань не нашивалась на бумагоотливочную сетку, а штамповалась на ней. Таким образом, исчезли парные формы, и все филиграни одного сюжета стали столь похожи друг на друга, что применять к ним изложенный выше метод датировки не имеет смысла. На большинстве фабрик, разумеется, это новшество введено не было.

    При машинном отливе бумаги маркировочный знак можно было поставить также специальным штампом, который находился не на сетке, а существовал независимо от нее" [А.В. Сиренов "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги" (http://www.opentextnn.ru/history/paleography/?id=1084)].

    "В Западной Европе получил распространение так называемый «денди-ролл» — вал с укрепленными на нем штампами. Этот вал вращался над конвейером, по которому бесконечной лентой двигалась бумажная масса, и проставлял оттиски через определенное расстояние. Такая филигрань, а точнее — имитация филиграни, находится на стороне листа, обратной стороне с отпечатком бумагоотливочной сетки.

    В большинстве случаев на произведенной в России с 40 до 90-х гг. XIX в. бумаге машинного отлива филигрань отсутствует. Вместо филиграни на бумаге появляется другой маркировочный знак — штемпель. Это штамп слепого тиснения (т. е. без добавления краски), на котором читаются название фабрики и в некоторых случаях — сорт бумаги или адрес фабрики. На штемпелях встречаются также изображение герба владельца бумажной фабрики или местности, в которой находится фабрика.

    Проникновение штемпеля в Россию можно объяснить подражанием французской и английской бумаге того времени, которая имела широкое хождение на русском рынке и даже считалась бумагой лучшего качества, нежели отечественная. Наиболее часто в России употреблялась английская бумага высшего качества с маркировкой BATH, производимая в Бате с 20-х гг. XIX в., и французская бумага "Marion" и "Laroche Duche le jeune". Часто иностранные штемпели включают изображение короны. Это означает, что фабрикант имел королевскую привилегию на изготовление бумаги. Мода на бумагу со штемпелями в России началась в 40-е гг. и продолжалась до 80-х гг. XIX в." [Там же].

    "Штемпель как фабричная марка бумаги отличался заметным разнообразием вариантов. Так, одно из крупнейших бумажных предприятий России того времени, фабрика Говарда, метила свою продукцию 14-ю различными штемпелями, а Петергофская фабрика — 12-ю штемпелями. Штемпели разных фабрик имели разнообразную форму — овал, прямоугольник или более сложные фигуры, а также разные размеры — от 12 x 9 мм до 16 x 26 мм. При этом технология тиснения штемпеля оставалась всюду единой. Штемпель теснили специальным прессом под сильным давлением в левом верхнем углу листа. Один штемпель ставили на партии из шести листов, поэтому отчетливо рисунок штемпеля читается только на том листе, который был в этой партии первым. Данная особенность штемпелирования бумаги существенно затрудняет ее датировку по штемпелям, так как для этого оказывается пригоден только каждый шестой штемпель. На остальных отпечатках рисунок штемпеля слаборазличим".

    В 90-х гг. XIX в. бумагоделатели возвращаются к филиграни [Там же].

    "...бумагоделатели иногда имитировали филиграни предшествующих эпох. Такая стилизованная под первую половину XVII в. бумага встречается, например, в старообрядческих изданиях XIX в. В XIX —XX вв. было сфабриковано немало подделок древних рукописей. Для их изготовления часто использовалась старая бумага. Известен случай, когда написанная в первой половине XX в. на бумаге XVII в. лицевая рукопись Повести о Петре и Февронии долгое время считалась памятником XVII столетия. Гораздо чаще встречаются подделки, написанные на бумаге XVIII и начала XIX вв. Источником старой бумаги для фальсификаторов служили архивы, где до недавнего времени чистые листы не хранились, а изымались из дел и уничтожались" [Там же].

    

    ...В писчебумажном деле первая треть XIX века - это период "расцвета" тряпичной бумаги, когда с одной стороны, за прошедший век уже был накоплен достаточный теоретический и практический производственный опыт, с другой стороны, ещё не появилась бумага нового качества, с использованием древесных суррогатов, изготовленная по новым машинным технологиям. Книга этого периода, напечатанная на бумаге ручного производства, обладает дополнительной ценностью.

    ...В 1835 году закончился десятилетний срок действия привилегии, выданной правительством иностранцу Вистингаузену на установку бумагоделательной машины. Не желая делиться прибылью с иностранцем, русские фабриканты не переходили на машинный способ изготовления бумаги, отсрочив таким образом появление новой бумаги, и только в 1835 году, в год окончания срока действия этой привилегии, они стали устанавливать и использовать бумагоделательные машины на своих фабриках. Следовательно, после 1835 года можно уже говорить о начале производства в России бумаги по новым технологиям, то есть о новом периоде в писчебумажной промышленности.

    Юлия Игоревна Вишнякова, старший научный сотрудник РГБ, НИО редких книг (Музей книги). "Развитие писчебумажного производства, книжное дело в России в первой трети XIX века". (Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук).

Москва, 2007, с. 10-11.

    

    См.

    Резцов Н.А. "Бумага в России сто лет назад". Выпуск 3: "Писчебумажная промышленность".

    СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1912. 67 с. с иллюстрациями 13 л. - портреты и иллюстрации, тираж не установлен, формат: 27,5 × 19,0 см.

В издательской обложке.

    

    ...Следует заметить, что книжные работы тридцатых годов вообще образуют в отношении нынешнего вида переход между изданиями двух предыдущих десятилетий.

    Это происходит, главным образом, благодаря бумаге, начинающей с середины 30-х годов приобретать выделку более красивую на вид (не касаясь достоинства) и в то же время более приспособленную к приёму типографской краски. В совокупности с округлением шрифта, теряющего постепенно свой слишком острый характер, это даёт изданиям 40-х годов совсем иной вид, резко отличающий их от изданий первой четверти века с их грубой бумагой, то серой, то синей, нередко смешанно пестрящими одну и ту же книгу.

    Н.М. Лисовский. "Краткий очерк столетней деятельности типографии Глазуновых в связи с расширением их книгоиздательства 1803 - 1903".

Спб., типография Глазунова, 1903, с. 57-58.

    

    В первой трети XIX в. в России насчитывалось более 20 сортов бумаги: александрийская, библейская, веленевая, голландская, карточная, картузная, книжная, комментарная, любская, нотная, оберточная, обойная, парсовая, пергаментная, писчая, политурная, почтовая, цветная и другие.

    Каждый сорт имел свои разновидности, например, почтовая бумага могла быть веленевой, "на манер английской", с бордюром, листовой веленевой и обыкновенной и полу-листовой веленевой и обыкновенной, книжная разделялась на обыкновенную, обрезную синюю и белую и "впол-обрезную" синюю и белую. Почти все фабрики производили писчую, печатную и оберточную бумагу. Так, в 1814 году более 50 фабрик вырабатывали оберточную и писчую бумагу, и только единицы изготовляли особые, менее употребительные сорта - цветную, карточную, нотную.

    Ю.И. Вишнякова, старший научный сотрудник РГБ, НИО редких книг (Музей книги). "Сорта бумаги в книжном деле первой трети XIX века".

(Цит. по:) Интернет.

    

    ...Для производства "высоких" и "низких" сортов бумаги использовали тряпьё различного качества и разной степени очистки. Например, для получения "высоких" сортов требовалось тонкое, белое и чистое тряпье, желательно льняное.

    Продавалась бумага на самих фабриках и в ближних к ним городах. Много вывозилось на местные и большие ярмарки. Например, в 1828 году на Нижегородскую ярмарку было привезено 110 000 стоп "писчей бумаги разных сортов" стоимостью от 3 руб. 50 к. до 35 руб. за стопу, всего на 1 миллион рублей. В первой трети XIX века некоторые сорта бумаги привозились из-за границы, но также и российская бумага шла на экспорт. Россия выписывала из-за границы дорогие сорта, которые в России почти не производились или по качеству значительно уступали иностранным, – карточную, нотную, александрийскую, рисовальную. На экспорт же шла писчая и обойная бумага.

    Там же.

    

    ...Бумага, использовавшаяся в повседневной жизни (торговле, хозяйственной деятельности, строительстве и других отраслях), до нашего времени не сохранилась (хотя утверждать это со стопроцентной уверенностью нельзя), и о бумаге XIX века можно судить, преимущественно, по книжным страницам и листовому материалу (письмам, рукописям, гравюрам и др.).

    Сорта бумаги, бытовавшие в первой трети XIX века, можно условно разделить на две группы. Первая группа - сорта бумаги, которые известны и используются и в наше время: альбомная, ватман, гербовая, глянцевая, кондитерская, оберточная, обойная, печатная, писчая, почтовая.

    Вторая группа - сорта, которые не дошли до нашего времени, но известно для чего они предназначались. Например, "аспидная" бумага могла заменять аспидные доски, для этой цели бумагу покрывали с одной или с двух сторон толстым слоем состава, на котором можно писать мелом или грифелем. Бутылочная, лимонная, карамельная, сахарная бумага - как разновидности оберточной бумаги - использовались в торговле для упаковки соответствующих товаров. Гравировальная бумага предназначалась для печатания географических карт и гравюр. Патронная бумага была необходима при изготовлении оружейных патронов. Несгораемая бумага, пропитанная особым раствором поваренной соли и квасцов, служила для сохранения особо важных рукописей от огня.

    Там же.

    

    В книжном деле использовались следующие сорта: александрийская и полуалександрийская, "библейская" ("библейная"), ватманская, веленевая, глянцевая, голландская, комментарная, любская, мраморная, нотная, печатная, писчая.

    Александрийская (Императорская) бумага - высококачественная, плотная бумага, один из старейших сортов, точное происхождение названия неизвестно. Предполагается, что в древности этот сорт изготовляли в Александрии (Египет) и доставляли в Россию из Греции. До начала XVIII в. использовалась в качестве документальной бумаги для государственной переписки и писания грамот. В XIX в. этот сорт относили к типу рисовальных бумаг, производили вручную и применяли для дорогих иллюстрированных и малотиражных изданий.

    "Библейская" ("Библейная") бумага. Предположительно, называлась так потому, что на ней печатались издания Библии и других богослужебных книг. По внешнему виду почти не отличалась от печатной бумаги.

    Ватманская бумага. Высший сорт чертёжной бумаги, названный по имени английского фабриканта Ватмана. Была изобретена в середине XVIII в., в России получила распространение в конце XVIII - начале XIX вв. Отличалась двойной проклейкой – внутренней и поверхностной, что не позволяло жидкости при черчении тушью проникать вглубь бумаги. Применялась для печати иллюстрированных изданий, альбомов, графики.

    Веленевая бумага. Бесфактурная, тонкая бумага, бежевого оттенка, с характерным блеском, похожая на велень - высший сорт выделанной кожи. Была изобретена во Франции в середине XVIII века. В России получила распространение в конце XVIII - начале XIX вв.

    Глянцевая бумага. Бумага, одна сторона которой имела глянец, так как покрывалась краской и воском. Использовалась в качестве форзацной бумаги.

    "Голландская бумага". Бумага очень хорошего качества, белая, достаточно плотная. В Голландии эту бумагу называли "Pro Patria" - от изображенного на ней водяного знака. В России получила распространение в период правления Петра I. Первоначально использовалась в качестве документальной бумаги, позже на ней начали печатать книги. В первой трети XIX в. голландскую бумагу стали выделывать русские фабриканты, используя филигрань "Pro Patria" и добавляя к ней свои инициалы и дату изготовления. По качеству эта бумага уступала иностранной.

    "Комментарная бумага". Бумага, известная тем, что на ней печатались "Комментарии" Академии наук. Была похожа на обычную печатную бумагу.

    "Любская бумага". Сорт бумаги, использовавшийся в книгопечатании. Отличалась хорошим качеством, высокой плотностью.

    "Мраморная" бумага. Окрашенная бумага, шла на изготовление форзацев и обложек книг.

    Нотная бумага. Бумага, на которой печатали ноты.

    Там же.

    

    ...Печатная (книжная) бумага. Один из старейших сортов. Первоначально называлась "книжной", употреблялась в большинстве случаев на книги и газеты. По внешнему виду печатная бумага была похожа на писчую и отличалась от неё толщиной и качеством проклейки: чернила на такой бумаге расплываются или проходят на другую сторону листа. От печатной бумаги требовалось "хорошо приноравливаться к печатной поверхности - набору, клише и т.п., а также хорошо принимать и удерживать краску". Разделялась печатная бумага на "неклеенную" и "клееную".

    Писчая бумага. Старейший сорт бумаги. Употреблялась для писания, черчения, рисования, печатания, завертывания и выделки разных предметов. Более толстые листы назывались картоном или папкой. Одно из основных свойств писчей бумаги состоит в том, что написанные на ней чернилами буквы не расплываются и не проходят на другую сторону листа. Это достигается тем, что во время выработки бумаги добавляют растворенный растительный клей. Основные характеристики писчей бумаги: белизна, однообразный вид, гладкость, хорошая проклейка. Писчая бумага первой трети XIX века была серого или зеленоватого цвета, грубоватая и некрасивая, но прочная.

    Там же.

    

    ...От сорта и качества бумаги зависела стоимость книги. Использование бумаги более высокого качества повышало стоимость книги на величину от 50 копеек до нескольких рублей.

     К дорогим сортам относились, например, "любская", "веленевая", "голландская" бумага.

    Большинство книг первой трети XIX века выходили на обычной печатной бумаге средней и низкой плотности, верже, чаще серого или голубого, реже белого цвета или печатной бумаге чуть лучшего качества - низкой и средней плотности, веленевой, белого цвета. Типография Библейского общества в Санкт-Петербурге использовала для своих изданий так называемую "библейскую" бумагу, которая по качеству не отличалась от печатной бумаги, а своё название получила по тематике одноименных книг.

    Там же.

    
Бумага российского и иностранного производства, использовавшаяся для российских и советских изданий в XX веке.

    "...штемпели не исчезают вплоть до 1917 г. В первые годы советской власти фабрики выпускали бумагу со штемпелями, с которых исчезли имперская эмблематика и фамилия владельца фабрики. В то же время появились советские эмблемы — например, пятиконечная звезда. Не исключено, правда, что на некоторых фабриках в это время еще использовали старые штемпели с именами бывших владельцев" [см. А.В. Сиренов. "Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги"].

    

    
Отдельные сорта бумаги (их особенности)

    

    
Японская бумага ручного отлива (васи)

    

    ...вклад японских мастеров в технологию производства и раскрытие функций бумаги огромен. До сих пор японская бумага ручного отлива (васи) особенно декоративная, удерживает мировое первенство по качеству и разнообразию видов и сортов.

    ...Характер ручного производства и технологические традиции в Японии остаются неизменными до сих пор. Сохранились десятки деревень, население которых и в настоящее время преемственно использует те же приемы и производит те же виды бумаги, что и в VIII–IX вв.

    ...Япония не просто скопировала и адаптировала к местным условиям заимствованную из Китая технологию, но, введя ряд новшеств в технику и технологию ремесла, подняла их на более высокий уровень, еще больше расширив возможности бумаги как материала.

    ...Основное сырье японской бумаги ручного производства – волокна луба однолетних побегов кустарниковых растений (кодзо, гампи и митсумата). Используются и некоторые другие растения, а также очень широко – макулатура.

    В VIII в. на основе заимствованной у китайцев вторичной технологии отлива листов был разработан собственно японский метод отлива – нагашизуки. Это метод так называемого "динамичного" черпания, при котором бумажный мастер во время зачерпывания массы манипулирует формой не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, совершая возвратно-поступательные движения. Таким образом, количество межволоконных связей внутри формируемого листа при данном способе отлива многократно увеличивается, делая бумагу особенно прочной. Другой непременной составляющей этого метода является введение в массу так называемого "нери" – вязкого агента, получаемого, прежде всего, из корневища гибискуса (лат. Hibiscus manihot, яп. тороро-аой). В процессе формирования листов "нери" создает поверхностную пленку, которая задерживает на листоотливной форме длинные и тонкие фибриллы и препятствует склеиванию готовых листов во время прессования.

    ...В Японии происходит также эволюция черпальной формы (су-гета). Японская средневековая форма состояла из двустворчатой деревянной рамы, внутрь которой вкладывалась плетеная сетка из тонких бамбуковых реек, связанных нитью или волосом. Такая конструкция формы препятствовала вытеканию бумажной массы через края формы во время извлечения формы из чана, а также ускоряла процесс отлива, поскольку давала мастеру возможность быстро и в одиночку производить замену сетки с готовым листом на чистую.

    А.П. Балаченкова. "История бумаги и бумажного производства". Спб., издание ГТУРП, 2011, с. 15-16. (Цит. по:) Интернет

https://studydoc.ru/doc/2581337/istoriya-bumagi-i-bumazhnogo-proizvodstva--uchebnoe-posobie-i

    

    "Васи" широко использовалась при императорском дворе уже в период Хайэн (794-1185 г.г.). Процесс изготовления "васи" [по материалам, размещённым н сайте http://www.rarebook-spb.ru]:

     С конца ноября по начало января срезаются стебли кустарника "кодзо", равной длины и связываются в пучки. Кора "кодзо" состоит из трёх слоёв: наружного чёрного ("курокава", "kurokawa"), среднего зелёного ("надзэкава", "nazekawa") и внутреннего белого ("сирокава", "shirokawa"). Срезанные ветви дерева одинаковой длины помещаются в бочку, называемую "косики", где ветви распариваются в течение 3-4 часов. Кору сразу же отделяют от ствола, пока она не остыла. Снятую кору называют "чёрной корой". Для лучшей сохранности, кору просушивают на солнце. Кору вымачивают в реке или в проточной воде в течении 24 часов, после чего с неё легко отделяется верхний слой. Специальным инструментом, называемым "такурико", с коры снимается верхний слой и оставляется только внутренний. Этот внутренний слой называют "белой корой". Снятый внешний слой используют для изготовления бумаги "хассаки", смешивая его с низкокачественным сырьем из переработанного бумажного мусора. Белую кору вываривают 2-3 часа в растворе соды. Тем самым волокно размягчается, и из него удаляются содержащиеся примеси: Волокна вымачиваются в речной (или просто проточной) воде в течении 24 часов, в результате чего из них вымывается сода, и они отбеливаются под солнечными лучами: Повреждённые волокна, завязи и загрязнения бережно вычищаются вручную. Если полениться и пропустить эту стадию, это обязательно скажется на качестве бумаги: Четырёхгранным бруском из можжевелового тамариска волокна выбиваются до тех пор, пока они не станут мягкими, как волокна льна. Выбитое волокно кладут внутрь станка, добавляют воду и протертый батат, и смешивают всё до единообразной массы. Этот процесс ещё называют "плесканием", а получившаяся масса называется "сэнсуи". Массу "сэнсуи" выкладывают перед реей. Массу раскатывают, двигая рею. В результате получается бумага. Этот процесс - "раскатка", повторяется несколько раз, в зависимости от толщины и качества изготавливаемой бумаги.

    После окончания раскатки со станка снимается рея, и отфильтрованный сырец переносится на рее на бумажный подстил. Его оставляют на сутки, чтобы дать воде стечь естественным образом: При помощи специального пресса и домкрата, из бумаги под давлением выжимают воду. В спрессованном состоянии бумагу оставляют на сутки. Спрессованную бумагу осторожно разделяют по листочку и при помощи кисточки натягивают на адиантумовые панели. Для придания большей толщины соединяют 2 листа бумаги - получается двуслойная бумага. Бумагу просушивают на солнце. После просушки бумагу снимают с панелей и проверяют качество продукта:

    (Цит. по:) Интернет

    

    
Веленевая бумага

    

    Веле́невая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий. Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.

    Впервые веленевая бумага была изготовлена в Великобритании в 1757 году Джоном Баскервилем.

    В России появилась в конце XVIII века, распространение получила с начала XIX века, причём наиболее широко использовалась гладкая, с характерным блеском, веленевая бумага.

    (Цит. по:) Интернет

https://kartaslov.ru/

    

    Веленевая бумага - плотная гладкая бумага высшего качества, сырьем для которой служила в старину тряпичная масса.

    (Цит. по:) Интернет

https://pechatnick.com/terms/velenevaya-bymaga

    

    В России второй половины XIX века получил распространение вид высокосортной бумаги, представляющей собой комбинацию двух сортов - тонкой китайской и плотной веленевой бумаги. Лицевая сторона листа была гладкой, с шелковистым блеском, а изнанка - шероховатой, с мелкими диагональными бороздками. Такая бумага имела оттенки от жемчужно-серого до грязно-серого цвета, благодаря своей способности смягчать красочные тона использовалась для печатания богато иллюстрированных изданий, особенно исполненных литографским способом.

    (Цит. по:) Интернет

https://studfiles.net/preview/2871936/

    

    В настоящее время продаётся веленевая бумага марки "Shepherds".

    Эта веленевая бумага разработана специально для реставрации книг, напечатанных между 1850 и 1950 годами. Особенно подходит для замены поврежденных или пропавших форзацных страниц, но также может использоваться для печати.

    Характеристики: изготовлена из буковой древесной массы; не содержит лигнина; полностью проклеена; плотность - 90 г/см2; -размер: 450 х 640 мм.

    См. Интернет

https://artec.su/catalog/bumaga/velenevaya-bumaga-shepherds/

    

    ...итальянская компания "Aurora" производит прекрасную бумагу для каллиграфии, а компания "Montblanc" выпускает роскошную бумагу "Meisterbutten", которая изготавливается вручную традиционными методами на бумажной фабрике в Республике Чехия.

     Линия включает в себя бумагу для письма, карточки и конверты. Вся продукция легко узнаваема с первого взгляда по натуральной шероховатой поверхности цвета слоновой кости и водяным знакам "Montblanc".

    (Цит. по:) Интернет

    

    
Верже

    

    Точное время появления этого сорта бумаги в России неизвестно, однако в своё время верже не считалась редкой, так как на ней напечатано большинство русских книг XVIII — начала XIX века.

    Кроме того, верже широко использовалась и для изготовления форзацев книг. В России вплоть до конца XIX века бумага верже именовалась "комментарной", очевидно, по названию первого русского научного журнала "Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae" (издавался с 1728 года), выпускавшегося Императорской академией наук на бумаге этого сорта.

    Во второй половине XIX — начале XX века бумага верже вырабатывалась из чистой целлюлозы, без древесины, что обусловило ее высокие потребительские свойства, и считалась высокосортной, использовалась преимущественно для изготовления малотиражных и подарочных изданий.

    "Бумага верже - седая древность" (Цит. по:) Интернет

https://fomasovetnik.livejournal.com/1521129.html

    

    С середины XVII века в России получает распространение бумага верже (от фр. "полосатая"), белая и цветная, с видимой на просвет сеткой из полос. Бумага верже изготовлялась из льняного и пенькового тряпья, на этой бумаге разного качества напечатано большинство русских книг XVIII – начала XIX века. Со второй половиныXIX века эта бумага изготовляется из целлюлозы, без древесины, она является бумагой высокого сорта, и используется, главным образом, для печатания дорогих малотиражных и подарочных изданий. В то же время, на толстой цветной бумаге верже печатали массовую учебную и справочную литературу.

    (Цит. по:) Интернет

http://goodcoins.narod.ru/antic/bukin/sortapaper.htm

    

    
Cлоновая бумага

    

    Слоновая бумага — книжная и рисовальная бумага высшего качества, желтовато-бежевого цвета слоновой кости, откуда и получила своё название, гладкая, плотная, без ярко выраженной фактуры (имеет в этом сходство с веленевой). Относится к типу рисовальных бумаг. В России слоновая бумага появилась на рубеже XVIII-XIX веков, наибольшее распространение получила во второй половине XIX века. Применялась в дорогих художественно оформленных изданиях.

    (Цит. по:) Интернет

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79164

    

    
Микалентная бумага

    

    ...сорт бумаги, который производится из хлопка, а не из древесины как традиционная бумага. Она устойчива к высоким температурам и абсолютно экологична.Состоит микалентная бумага из длинных волокон натурального хлопка, соединенных крахмалом, и производится методом сухого формования. Благодаря этому бумага совершенно нетоксична и не подвержена влиянию солнечных лучей.

    Наилучшее качество дублирования (прозрачность + прочность) обеспечивает японская бумага (длинноволокнистая белая 10 г/м2 и длинноволокнистая белая 12 г/м2), но эти виды бумаги малодоступны.

    В начале XX века микалентная бумага использовалась в качестве прокладок между репродукциями в дорогих изданиях (в частности для журнала "Золотое руно").

    (Цит. по:) Интернет.

    
Литература:

    

    Бахтиаров А. "История бумажного листа". СПб., 1906 год.

    Резцов Н.А. "Бумага в России сто лет назад". СПб., 1912 год.

    Тимофеев Н.И. "Из чего и как приготовляется бумага". Ленинград, 1926 год.

    Малкин И.Т. "История бумаги". Москва, 1940 год.

     Участкина 3.В. "Русская техника в производстве бумаги". Москва, 1954 год.

    Гераклитов А.А. "Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения" Москва - Ленинград, 1963 год.

    Участкина 3.В. "Развитие бумажного производства в России". Москва, 1972 год.

    Лукичёв М.П. "К истории бумажного производства и торговли бумагой в России в XVII веке. История и палеография", Москва, 1993 год.

    Есипова В.А. "Бумага как исторический источник (по материалам Западной Сибири XVII - XVIII веков.)". Томск, 2003 год.

    Бударагин В.П. "А потом были штемпели? Актуальные вопросы истории бумаги и бумажного производства: материалы и сообщения первых научных чтений". СПб., 2003год.

    Цыпкии Д.О. "Экспертное исследование бумаги ручного производства (расширенные тезисы). Актуальные вопросы истории бумаги и бумажного производства: Материалы и сообщения первых научных чтений". СПб., 2003 год.

    

    



    

    

    

Дизайнерская бумага ("верже", "веленевая", "васи", "текстурная"), выпускаемая современными производителями:

    

    "Ривс ("Rives") Традишн".

    Плотность: 90 г./м. кв. (используется для лазерных принтеров); 100 г/м. кв.; 120 г/м кв.; с оттенком "слоновой кости".

    

    

    "Гардапат 13".

    Чисто целлюлозная мелованная бумага цвета "слоновой кости".

    Производитель - "Картьере дель Гарра С.П.А.". Италия. Плотность: 90 г/м кв.; 100 г/м кв., "матовая".

Упаковка любого формата - 250 листов.

    

    "Конкуэрор" (микроверже "белый бриллиант") и "Conqueror micro laid" - микраверже тонированная.

    Производитель - компания "Конкуэроре". Великобритания.

    Плотность - 100 г/м кв.

    

    "Макасар" ("Gloowing Macassar"). Эмитирует текстуру окисленного дерева.

    Производитель - "Гмунд". Германия.

    Плотность - 310 г/м кв.

    

    Бумага "верже" ("Advocat Natural White").

    Производитель - "Advocate Ingres Jvory Board". Шотландия.

    Плотность - 100 г/м кв.

    

    "Show Art". Вариант 1 - "глянцевая" ("gloss"). Вариант 2 - "матовая" ("silk").

    Плотность - 90 г/ м кв. Форматы: 47 х 62; 47 х 65 и другие.

    Упаковки - 500 листов.

    

    ...Шотландская фирма "Vintage Paper Co" делает бумагу с набивным рисунком, по технологиям XVIII века. Искусство, которое, казалось бы, сохранилось только на обложках и форзацах старинных книг, сегодня оживает благодаря Джону и Джейн Джеффри.

    Эта технология была забыта. Джону и Джейн понадобилось около 20 лет, чтобы открыть её заново. Они сами изготавливают деревянные доски, с которых затем отпечатывают рисунок на бумаге. Другие разновидности бумаги с набивным рисунком до сих пор делают в Европе, в США и, конечно, в Индии.

    Николай Кушнир. Интервью с "Vintage Paper Co". [опубликовано 3 января 2019 года]. (Цит. по:) Интернет

https://propereplet.ru/intervyu-s-vintage-paper-co/

    

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика