Марки русских типографий, работавших в России и за рубежом.


    В эпоху, когда функции типографа и издателя выполнял один человек, и марка, естественно, была единой. Однако уже в конце XV - начале XVI в., когда в Западной Европе произошло разделение функций издателей и типографов, возникло два типа марок - издательские и типографские.

    Т.И. Кондакова. "Типографские и издательские марки в русских книгах XVIII века". В сборнике "Книга. Исследования и материалы".

Москва, Издательство "Книга", 1979, с. 73.

    

    В отличие от "книжных знаков" или "экслибрисов", принадлежащих как частным лицам (от великих князей до малоизвестных провинциальных библиофилов), так и различным организациям (от библиотек уездных городков до столичных масонских лож), издательские марки российских издательств и типографий известны, в основном, только тем, кто постоянно имеет дело с букинистическими книгами. Какого-либо солидного издания, посвящённого этому вопросу просто не существует. О таком странном "пробеле" в истории отечественного книгопечатания писал Г. Заушкевич в своей статье "Издательские марки начала века" [см. Альманах библиофила. Выпуск XI. М., "Книга", 1981, с. 232; 235]:

    "...такая малозаметная, но существенная для всех интересующихся книгой область, как издательская марка, почти не исследована. Кажется, коме статей Э.Ф. Голлербаха в журнале "Советский коллекционер" и В.В. Воинова в каталоге выставки, посвящённой десятилетию советской графики, почти ничего опубликовано не было. Правда в 1924 году В.В. Воиновым была подготовлена книга "Русские издательские марки". Был даже выполнен М. Кирнарским макет и всё оформление. Однако книга в свет не вышла. А между тем знакомство с издательскими марками представляет несомненный интерес. ...эти графические миниатюры часто выполнялись крупными художниками, и иногда они являют собой подлинные шедевры. Конечно, далеко не все марки представляют художественную ценность, но все они интересны как образцы полиграфического искусства своей эпохи.

    Надо сказать, что атрибуция [издательских] марок представляет известную трудность из-за отсутствия на многих из них подписи автора. Кроме того, издательские марки редко рассматривались как самостоятельные произведения искусства, почти не экспонировались на выставках, а значит, и не входили в каталоги. Так, из 200 марок, бывших в моём распоряжении, я сумел определить авторов лишь 70 работ".

    

    

    
Московская синодальная типография.

    

    

    

    

    

    

    

    Московская синодальная типография была основана при Иване Грозном (в 1553 году) и первоначально называлась "Московский печатный двор". "Печатный двор" упоминается в записках Генриха фон Штадена "О Москве Ивана Грозного".

    ...В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу "Апостол".

    В 1612 году "Печатный двор" пострадал от одного из многочисленных пожаров, случавшихся в Москве.

    ...В 1620 году была выстроена двухэтажная каменная палата, куда перевезли семь типографских станков и переехали 80 работников типографии из "Дворцовой палаты" Кремля.

    ...с 1564 по 1711 год в этой типографии было отпечатано около 700 наименований книг, среди которых были книги как религиозного так и светского назначения (в том числе переводные), а также учебная литература.

    См. "Московская Синодальная типография, первопечатник Иван Фёдоров, церковь Троицы Живоначальной в Полях". (Цит. по:) Интернет

https://mittatiana.livejournal.com/30530.html

    

    

    

    

    

    

    

    ...В конце XVIII - начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811 - 1815 годах монументальное здание "Синодальной типографии".

    ...…В 1814 году, после пожара 1812 года, здание было полностью снесено и выстроено заново.

    ..."Синодальная типография" была одной из самых больших в России, она практически полностью удовлетворяла спрос на богословскую и богослужебную литературу.

    ...В ней печатались книги на старославянском, русском, французском, немецком, греческом, латинском, еврейском, грузинском и некоторых других языках.

    ...В этом здании типография работала до 1918 года, а затем переехала в Троице-Сергиеву лавру.

    Там же.

    

    См.

    "Каталог книгам, продающимся в синодальных книжных лавках в С-Петербурге и Москве".

    Москва, Синодальная типография, 1854, 71 и 1 ненумерованная с. То же за 1857 год, 56 с. То же за 1862 год, 83, 21, 4 ненумерованных с. То же за 1874 год, V, 104 с. То же за 1882 год, X, 152 с.

(Во всех указанных каталогах книги показаны в систематическом порядке. В конце последнего каталога - алфавитный указатель).

    
Типография Академии наук.

    

    Типография при Академии наук была учреждена 4 (15) октября 1727 года указом Верховного Тайного Совета на первом этаже бывших палат царицы Прасковьи Фёдоровны, рядом со строящейся Кунсткамерой и была создана "для печатания исторических книг, которые на российский язык переведены".

    Типографии же, которые были в Синоде и Александро-Невском монастыре, были переведены в Москву, в ведение Синода, для печатания церковных книг. Академия наук стала центром светского книгопечатания. В начале 1728 года "надзор над Типографией" был поручен Г. Ф. Миллеру.

    "Типография Академии наук". (Цит. по:) Интернет

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA

    

    

    

    

    

    

    

    "Обстоятельное описание Торжественных Порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшаго коронования Её Августейшаго Императорскаго Величества Всепресветлейшия Державнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1744 года".

    Спб., типография при Академии наук, 168 с. ("с портретом Императрицы Елизаветы, со стр. 131 помещено описание 49 чертежей. Все гравюры исполнены резцом, кроме портрета в рост Императрицы, сделанного чёрной манерой, работы Стенглина ...Все рисунки деланы рисовщиком Гриммелем"), тираж не установлен, формат - "в лист".

    См. Геннади Г.Н. "Русские книжные редкости. Библиографический список русских редких книг". Спб., 1872.

    В 2023 году на аукционах стоимость этого издания доходила до 980000 руб.

    

    Издательство "Альфарет" и библиотека Российской академии наук (в 2007 году) выпустили факсимильные переиздания трёх изначально существовавших вариантов альбома: 1) на русском языке с чёрно-белыми гравюрами (тираж 150 номерных экземпляров); на русском языке с раскрашенными гравюрами (тираж 100 номерных экземпляров) и на немецком языке с чёрно-белыми гравюрами (тираж 50 номерных экземпляров).

    "Все они выполнены на натуральной французской бумаге, с использованием технологий ручного переплёта и тиснения и помещены в коробки с "золотым" тиснением. Формат альбомов: 30,7 х 44,0 см.

Цена была договорной.

    

    См.

    "Штрихи к истории Типографии императорской Академии наук. К 295-летию со времени основания (1727 - 1913)".

    (Цит. по:) Интернет

https://vrnlib.ru/wp-content/uploads/2022/10/vv_ist_tipografii_ak_nauk.pdf

    

    

    "Полиграфический дизайн в изданиях Академии наун XVIII – XIX вв.".

    (Цит. по:) Интернет

https://arran.ru/data/pdf/grav.pdf

    
Типография Московского университета.

    

    

    

    

    

    

    

    В письме, положившем начало основанию типографии (от 13 сентября 1755 года) и адресованном президенту Академии наук К.Г. Разумовскому, И.И. Шувалов высказывал намерение сделать в Москве типографию и просил "приказать сделать в Академии на первый случай два станка для русской печати со всеми принадлежностями. Також приказать отпустить из Академии одного наборщика и двух при нём учеников".

    "История типографии МГУ". (Цит. по:) Интернет

https://pechatnick.com/articles/istoriya-tipografii-mgy

    

    ...Успех издательской деятельности Московского университета был во многом заложен Н.И. Новиковым, арендовавшим типографию с 1779 по 1789 год.

    Он поставил новые печатные станки, пополнил состав и запас шрифтов, обучил рабочих, увеличил объём печатной продукции, особенно научных и учебных изданий, расширил программу "Московских ведомостей". В результате Университетская типография стала одной из лучших не только России, но и в Европе.

    "Типография Московского университета". (Цит. по:) Интернет

https://maxbooks.ru/mosbook/mbooks18.htm

    

    

    

    Другие варианты

    марки Типографии

    Московского Университета.

    

    

    ...В первой половине XIX в. ведомственная типография Московского университета занимала первое место в стране по количеству выпускаемой продукции.

    Университет не забывал основного назначения своей издательской деятельности, записанного в его уставе, - печатание литературы для нужд университета и подведомственных ему учебных заведений Московского учебного округа. Книги, напечатанные в его типографии, расходились по всей стране.

    Там же.

    

    ...Основным видом изданий была литература по естественным (24%) и гуманитарным (48%) наукам, издания богословского содержания составляли около 8% от общего количества.

    Из книг по естественным наукам больше всего было книг по медицине (35%). Из книг по гуманитарным наукам больше половины составляли учебники по языкознанию (57%), книги по истории - 22,5%. Издавалась и художественная литература, она составляла пятую часть всей выходившей из этой типографии литературы. Значительное место занимали переводы или книги на иностранных языках (35%). Переводили в основном с немецкого и французского.

    Там же

    

    См.

    "Реестр российским книгам, ландкартам, планам, эстампам, портретам и нотам, продающимся сверх многих других книг в Москве, в книжной лавке Императорского Московского Университета, стоящей в доме Университетской типографии, между Дмитровской и Петровкою на валу".

    Москва, в Университетской типографии, 1822, 4 ненумерованных, 196 с., формат: "обычный".

В издательской обложке.

    
Типография В.И. Окорокова (1788 - 1793 гг.)

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография Христофора Клаудия и Христиана Ридигера.

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография Н.И. Новикова.

    

    Крупнейший общественный деятель XVIII века, талантливый литератор, писатель и журналист, издатель и книготорговец Николай Иванович Новиков родился в удивительном подмосковном уголке в восьмидесяти километрах от Первопрестольной - селе Авдотьино.

    ...Николай с ранних лет был увлечён книгами, погружался с головой в чтение, укрываясь в мире литературы от родительского непонимания, мечтал нести людям пользу и добро. Тогда никто не мог и подумать, что через много лет именно этот мальчик станет "распространять первые лучи просвещения" вслед за Екатериной Великой.

    Юлия Бубнова. "По следам жизни Новикова". (Цит. по:) Интернет

https://russlovo.today/rubricator/persony/po-sledam-zhizni-novikova

    

    

    

    В 1779 году М.М. Херасков,

    куратор Московского университета,

    предложил Н. И. Новикову взять в

    аренду университетскую типографию.

    В то время университетская типография

    помещалась на втором этаже над

    Воскресенскими воротами.

    Типография была передана в аренду

    Новикову сроком на 10 лет -

     с 1 мая 1779 по 1 мая 1789 года с

    ежегодной оплатой в 4500 рублей.

    Он значительно расширил её и

    менее чем за три года напечатал в

    ней больше книг, чем то количество,

    которое вышло из неё за

    24 года её прежнего существования.

    Типография в этот период стала

    лучшим печатным заведением не только

    в России, но и в Европе.

    Уже в первый год вышло сорок пять изданий,

    в том числе "Эмиль и София"

    Жан-Жака Руссо, комедии М.М. Хераскова,

    полное собрание сочинений А.П. Сумарокова,

    учебники по различным дисциплинам.

    Через два года число изданий

    достигло 73 названий.

    Аренда Новикова была прекращена

    в 1789 году высочайшим указом

    до истечения срока и

    без права возобновления.

    

    "Университетская типография Н. И. Новикова".

     (Цит. по:) Интернет

    https://orpk.org/publishers/9

    

    

    Издательская деятельность Николая Ивановиче Новикова (1744 -1818 гг.) была поистине невероятной. Он печатал 30% книг, выходивших в то время в России. Новиков организовал книжные магазины в шестнадцати городах и стал первым в России профессиональным книготорговцем, кроме того, он устраивал и бесплатные библиотеки. Просветительская деятельность Новикова в те годы была совершенно новаторской, просвещение читателей шло, прежде всего, через светскую литературу.

    ...В 1772 году Новиков опубликовал выдающийся труд "Опыт исторического словаря о российских писателях", а в 1773-1775 годах Новиков издал "Древнюю Русскую Вивлиофику" - первый научно‐архивный журнал, содержавший публикации исторических документов, памятников русского законодательства, летописей и родословных. Это издание и по сей день считается не утратившим своего научного значения.

    Н.И. Новиков играл заметную роль в истории московского масонства. В 1775 году он примкнул к масонам и был посвящён в высокие масонские степени. Идеологом масонства Н.И. Новиков не являлся. Возможности масонских лож, главным образом финансовые, он использовал для просветительской и издательской деятельности. Тем не менее, масонские учения оказали влияние на его религиозно-нравственное мировоззрение.

    "Просветитель и масон Н. И. Новиков". (Цит. по:) Интернет

https://galik-123.livejournal.com/516019.html

    

    ...Подытоживая сдвиги, происшедшие в книжном деле за последние десятилетия XVIII века, историк H. М. Карамзин писал в 1802 году, что если раньше в Москве было всего 2 книжные лавки, продававшие в год книг на 10 000 рублей, то в начале XIX века их уже 20, "и все вместе выручают они ежегодно около 200 000 рублей". Аналогичная картина была характерна и для Санкт-Петербурга, где в конце 70-х годов ещё не имелась частных русских книжных лавок, а в начале XIX века их было уже около 15. В отличие от Москвы начало частной книжной торговли в Санкт-Петербурге было положено иностранцами (книгопродавцами и переплётчиками), которые мало по малу втягивались и в торговлю русскими книгами. Постепенно продажа русских книг от иностранных книготорговцев и государственных учреждений (в первую очередь, книжной лавки Академии наук) перешла в руки русских купцов. Началу этого процесса способствовали культурно-просветительные реформы 80-х годов. и, в немалой степени, издательско-книготорговая деятельность Н.И. Новикова, выпустившего на книжный рынок России тысячи книг.

    В конце 80-х годов почти во всех книжных лавках Санкт-Петербурга, торговавших русскими книгами, продавались преимущественно новиковские издания - книги Московского университета и Типографической компании. Характерно, что некоторые новые книжные лавки, открытые в эти годы в Петербурге, выступали как "московские" книжные лавки. Н.И. Новиков не только использовал уже имевшиеся книжные лавки в Петербурге (К. В. Миллера, М. К. Овчинникова и других), но и специально направлял туда купцов для торговли своими изданиями. Возможность освоения нового дела для многих книгопродавцев облегчалась тем, что Новиков снабжал их книгами в кредит на льготных условиях. Так в Санкт-Петербурге в начале 80-х годов в качестве его комиссионеров попали Т.А. Полежаев, И.П. Глазунов, H.Н. Кольчугин, В.С. Сопиков и другие. Позднее именно из этого круга новиковских "кадров" и вышли книготорговцы-профессионалы, создавшие устойчивые жизнеспособные предприятия, как, например, И.П. Глазунов, или оставившие след в науке, как В.С. Сопиков.

    А.А. Зайцева. "Новые материалы о русских книжных лавках в Санкт-Петербурге в конце XVIII – начале XIX века". В сборнике научных трудов "Книжное дело в России в XVI-XIX веках".

Ленинград, издание Академии наук СССР, 1980, с. 117.

    

    ...Из следственного дела Новикова видно, что многих преступных политических интриг, которые вели масоны против Русского государства, Новиков просто не знал, более того, он не знал содержания некоторых масонских книг, которые печатались в его типографии по указанию масонских начальников. Ему объясняли, что он не готов к пониманию их таинств. Новиков не ведал, кто возглавляет орден розенкрейцеров, в котором состоял, а знал лишь своего непосредственного начальника. На допросе он показал: "Кто суть действительно из начальников... мне открыто не было, и я не знаю не только сих, но ниже того, который за моим первым или ближайшим, которого одного только и знать по введенному порядку в ордене я мог".

    Вступающим в орден обещали со временем открыть все тайны бытия, научить управлять событиями с помощью магии и каббалы, но для этого сперва надо было послушно исполнять все указания масонских начальников. Шли годы, а русских "братьев" не спешили знакомить с высшими таинствами. Причём возникало естественное сомнение: а существовали ли эти высшие таинства вообще и не было ли постоянное упоминание о них приманкой для легковерных с целью придать высший смысл существованию ордена, на самом деле носившего чисто политический характер?

    Олег Платонов. "Терновый мой венец". Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам". Том 1.

Москва, издание Института русской цивилизации, 2002, с. 166-167.

    

    На допросе Новиков сообщил: "В магии и каббале и не могли из нас никто упражняться, как-то по бумагам видно, находясь в нижних только ещё градусах, и мне о сих науках, кроме названия их, неизвестно".

    Из показаний Новикова следовало, что каждому вступающему в орден показывали чертёж "таинственного содержания со словами "Шесть великие дни дел" и на просьбу объяснить его говорили, что "сей чертёж расположен и писан каббалистически, и кто не упражнялся ещё в нижних познаниях, тот не может понимать и разуметь вышних... а могут его разуметь только находящиеся в самых высших градусах". Рассуждения эти были чистой воды шарлатанством.

    В общем, все материалы следствия говорили о том, что Новиков был сравнительно маловажной фигурой в масонской иерархии. И тот факт, что главный удар пришёлся именно по нему, свидетельствует о сложной интриге, затеянной против него самими масонами из ближнего окружения императрицы. Понимая, что удара не избежать, масонские конспираторы решили отвести его на второстепенное звено своей цепи, уничтожив одновременно один из центров русского просвещения. Механизм этой интриги требует ещё специального изучения. Очень характерно, что в деле о масонстве не пострадал ни один высокопоставленный масон, ни один из руководителей масонских орденов. А имена их были хорошо известны следствию. Это тем более удивительно, что царице было доложено, что в берлинских ложах в 1790 - 1791 годах поднимался вопрос о замене царствующей особы на русском престоле. В интриге этой были замешаны и русские масоны, пытавшиеся воспользоваться тяжелой военно-политической обстановкой в Европе для захвата власти в России.

    Дело против Новикова было затеяно при участии московского генерал-губернатора графа Я.А. Брюса, известного своей принадлежностью к масонским ложам. Большую роль в осуждении Новикова сыграл донос крупного масонского функционера князя Г.П. Гагарина, руководителя многих лож, великого мастера Великой провинциальной ложи, префекта капитула Феникса. Кстати, это не помешало ему занимать руководящую масонскую должность и в начале XIX века.

    Там же.

    

    Просидев четыре года в крепости, не получая никакой помощи и забытый своими "братьями", Новиков многое понял. И прежде всего - что он стал заложником тайных политических интриг вольных каменщиков.

    Выйдя из крепости, Новиков резко дистанцировался от масонских структур, хотя нигде и не объявлял об официальном "разводе" с ними, понимая, чем это может ему грозить. В свою очередь, масонские руководители находили для себя выгодным эксплуатировать образ Новикова как "невинного мученика за масонскую идею", не признаваясь в том, что он от них практически отошёл. Об этом, в частности, свидетельствует переписка Новикова с Д.П. Руничем. Из ответа Новикова на письмо Рунича от 1808 года видно, что последний высказывал намерение не сближаться в Москве ни с кем из масонов. Новиков одобрительно к этому отнесся, предлагая Руничу своё дружеское участие.

    Там же, с 167-168.

    

    Отойдя от масонства, Новиков прожил ещё почти четверть века. В Авдотьине он построил каменные избы для крестьян. Многие из них существуют до сих пор, местные их называют "связями". Каждая изба была построена из местного камня и рассчитана на четыре семьи. В каждом доме было четыре двери, ведущие через сени в отдельные комнаты, по размерам не уступавшие обычной крестьянкой избе.

    По рассказам стариков (в 1979 году), свой старый большой дом, в котором проходили масонские сборища, Новиков приказал разобрать и построить новый на другом месте. Были закрашены масонские росписи в церкви. Масонские книги, облачение и ритуальные предметы бросили в костёр. Остаток своих дней Новиков провёл со своим другом Семёном Гамалеей, тоже бывшим крупным масоном. Оба они похоронены в Авдотьинской церкви.

    Там же.

    

    См.

    "Подлинные реестры книгам, взятым по Высочайшему повелению из палат Н.И. Новикова в Московскую духовную и светскую цензуру".

    Санктпетербург, 1869, 36 с., тираж не установлен, формат: 8 доля листа.

(Издание редкое).

    
Типография Александра Артамоновича Светушкина (1789 - гг.)

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография Семёна Иоанникиевича Селивановского.

    

    [10 апреля 1772 года в селе Дединово] ...в семье местного пастуха родился будущий книгоиздатель Семён Иоанникиевич Селивановский. Выходец из крепостных (выкупился в конце XVIII века), не получивший образования, [Селивановский] отличался свободным образом мыслей и хозяйственной хваткой.

    "Книгоиздатель Селивановский Семён Иоанникиевич". (Цит. по:) Интернет

http://dedinovo-selo.ru/znamenitosti/knigoizdatel-selivanovskij-semyon-ioannikievich/

    

    

    

    Семён Иоанникиевич

    Селивановский

    (1793 - 1835 гг.).

    Литография

    С.П. Виноградова.

    

    

    ...В 1785 году, тринадцати лет от роду, сын крепостного Семён Селивановский поступил учеником в типографию своего дяди Матвея Пономарёва. О самом Пономарёве лучше всего свидетельствуют изданные им книги: он являлся последовательным учеником замечательного русского просветителя Николая Новикова... Пономарёв издавал мало, около 10 книг в год, в основном произведения Сумарокова, Хераскова, И. Долгорукова.

    ...Известно, что волею обстоятельств (или по прихоти судьбы) Семён Селивановский познакомился с Александром Радищевым и был одним из первых, кто прочёл рукопись "Путешествия из Петербурга в Москву".

    ...Селивановский ...уехал учиться в Петербург, к немцам - совершенствоваться в печатном и словолитном деле. В 1790 году восемнадцатилетний Селивановский возвращается в Москву и заключает контракт на содержание типографии с книготорговцем Завьяловым. Первые издания собственной типографии Селивановского помечены 1792 годом; последние - 1797. Указ Екатерины II о закрытии "вольных типографий" вышел в 1796 году. За эти годы Селивановский выпустил примерно 61 книгу самого различного содержания, часто ему приходилось быть и редактором, и составителем.

    "Москва издательская: С. Селивановский - от "Слова о полку Игореве" до "Энциклопедического словаря". (Цит. по:) Интернет

https://gpib.livejournal.com/99851.html

    

    

    

    

    

    

    

    ...Селивановский не заказывал шрифты и виньетки за границей. Его словолитная обеспечивала шрифтами многие типографии России. В архиве сохранился список типографий, с которыми он вёл дела: Витебская, для черноморских казаков, Ярославская, Пермская, Волынская, Пензенская, Новгородская, Черноморского адмиралтейства (поставлялись литеры), Черниговская, Переяславльская, Донская, Таврическая, Енисейская, Херсонская, Одесская, Киевской губернии, Оренбургская, Томская, Тобольская, Нижегородская, Кавказская, Кишиневская, Вологодская, Гродненская, Полтавская, Тамбовская, Саратовская, Смоленская, Екатеринославская, Иркутская, Тульская, Могилевской губернии.

    Изобретенные Селивановским шрифты служили образцами для других типографий. Так, им был изобретён в конце 1820-х годов декоративный шрифт с двойным оттенением, который получил широкое распространение в Москве, затем в Петербурге и не встречался в западноевропейских изданиях. Из типографии Селивановского вышло "Полное руководство теоретическое для рисовальщика и печатальщика литографа" (сочинение Р.Л. Брежо, перевод с французского, с шестью рисунками, вышедшее в 1833 году). Среди изданий на подобную тему оно было, вероятно, единственным в Москве.

    "Типографии П.П. Бекетова, С.И. Селивановского, А.И. Семена и других". (Цит. по:) Интернет

https://maxbooks.ru/mosbook/mbooks26.htm

    

    В начале XIX века Симонова слобода состояла из двадцати с лишним домиков штатных монастырских служителей и священнослужителей церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, а также нескольких загородных домов москвичей. В исповедных книгах этого храма с 1815 года упоминается загородное владение майора Платона Петровича Бекетова, а позже и Семёна Селивановского.

    В то время Симонова слобода с окрестностями представляла собой живописнейший подмосковный уголок. Неподалеку за Камер-Коллежским валом, находились деревня Кожухово и древняя сосновая Тюфелева роща. Красота этих мест была воспета Николаем Михайловичем Карамзиным в повести "Бедная Лиза", героиня которой жила в Симоновой слободе и утопилась в пруду за Симоновской заставой, называвшимся Сергиевым (поклонники Карамзина окрестили этот пруд Лизиным). После выхода в свет "Бедной Лизы" монастырь и его окрестности сделались излюбленным местом гуляния москвичей, а история Симоновой слободы и Симонова монастыря неразрывно сплелась с именем Карамзина и его литературным произведением.

    "Бекетовы и Селивановские в Симоновой слободе". (Цит. по:) Интернет

https://mosjour.ru/2017061945/

    

    См.

    "Селивановский С. типография Москва. Реестр книгам, продающимся у содержателя типографии Селивановского в Москве на Ильинке и Прибавление".

    Москва, год не указан, 160 с., 56 с., тираж не определён, формат - "обычный".

    
Николай Семёнович Селивановский.

    

    

    

    Василий Андреевич

    Тропинин.

    Портрет Николая

    Семёновича Селивановского.

    

    

    ...После смерти Семёна Иоанникиевича типография перешла к его сыну Николаю и просуществовала до 1859 года (помещалась на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка).

    ...Николай Семёнович (1806 - 1852 гг.) тоже родился в Дединове, был книгоиздателем и комиссионером Пушкина при выпуске журнала "Современник".

    "Книгоиздатель Селивановский Семён Иоанникиевич". (Цит. по:) Интернет

http://dedinovo-selo.ru/znamenitosti/knigoizdatel-selivanovskij-semyon-ioannikievich/

    
Типография Огюста-Рене (Августа) Семена (1820 - 1857 гг.)

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография В.И. Головина (1861 - 1886 гг.)

    

    Владимир Иванович Головин (1835 - 1892 гг.) родился в Пскове в небогатой семье.

    В 1853 году он окончил Псковскую гимназию, а в 1858 историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета "с золотой медалью и степенью кандидата".

    В 1859 году поступил на службу в Статс-секретариат Великого княжества Финляндского, где прослужил до выхода на пенсию в 1884 году, с производством в действительные статские советники.

    В 1861 году открыл в Петербурге типографию, которая в 1870-е годы стала одной из лучших в городе (была закрыта в 1886 году).

    См. "Головин, Владимир Иванович (писатель)". (Цит по:) Интернет

https://zastroykaplus.ru/vikistati/62316-golovin-vladimir-ivanovich-pisatel.html

    

    

    

    

    

    

    

    ...В 1888 году Головиным издан перевод поэмы Стагнелиуса "Владимир Великий". В 1891 году вышла книга "Листки из настоящего и прошлого Финляндии; нынешнее политическое положение великого княжества Финляндского", без имени автора, за подписью "Посторонний наблюдатель", но в появившемся вскоре шведском переводе автором назван Головин.

    Михаил Бородкин в газете "Московские ведомости" обрушился на эту книгу как на "апологию финляндского сепаратизма". В это же время вместе с Георгом Фразером Головин подавал прошение об издании газеты "Финляндский вестник" на русском языке, однако получил отказ, с энтузиазмом встреченный тем же Бородкиным, обвинившим Головина в игнорировании русских национальных интересов.

    Там же.

    

    [Типография Владимира Ивановича Головина] "...покончила своё громкое существование в начале семидесятых годов (XIX века), с небывалым в то время дифицитом в 700.000 рублей, несмотря на многочисленные заказы, исполнявшиеся с замечательным вкусом.

    Что касается Владимира Ивановича Головина, то причина его неудачи состояла главным образом в том, что он был только любителем-типографом. При заказе, например, стоимостью в 1000 рублей, он, не колеблясь, приобретал шрифта и украшений на 3000 рублей, чтобы блеснуть небывалым изяществом работы. Цель свою он достигал, но при этом он погружался в неоплатные долги и, в конце концов, образцовое его заведение было распродано с торгов".

    Автора этой заметки установить не удалось.

    
Типография М.М. Стасюлевича (1872 - 19011 гг.)

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    Марка типографии

    М.М. Стасюлевича.

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография М.И. Смирнова.

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Типография "Сириус".

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    
Типография Вейнбаума в Белгороде.

    

    Александр Вейнбаум - фигура загадочная. Вроде как выходец из обрусевших венгров, недавно крещёный, а фамилия еврейская. Прошлое его туманно и теряется где-то в Харькове, где он работал наборщиком текста в местной газете.

    Он был обычным типографским работником и в один прекрасный день собрал все свои пожитки и переехал в Белгород, где приобрёл типографию, а рядом построил магазин. Где он раздобыл на это деньги - никто не знает. Тем не менее, за десять лет Вейнбаум превратился из наборщика текста в Харькове в известного купца в Белгороде.

    "Легенды Белгорода: типография и гостиница Вейнбаума". (Цит.по:) Интернет

https://bel.cultreg.ru/overviews/106/legendy-belgoroda-tipografiya-i-gostinica-veinbauma

    

    

    

    Здание, в котором

    располагалась типография

    и гостиница Вейнбаума.

    

    

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика