Из истории антикварно-букинистической торговли в России.

     Часть IV. "Антикварно - букинистические лавки и магазины" (продолжение).



Шибанов и сыновья

    В 1883 году Пётр Васильевич Шибанов (около 1822 - 1892), успешно торговавший (с 1840 года) в Самаре рукописными и старопечатными книгами; с 1877 года комиссионер Общества любителей древней письменности, переехал в Москву. Сразу уточним, что Пётр Васильевич и его семья были старообрядцами. Он открыл антикварную лавку на Старой площади у Ильинских ворот, а с 1890 года стал торговать на Петровской линии. Книги, продававшиеся в его лавке, в значительном количестве привозились из приволжских городов. В лавке Петра Васильевича появлялись исключительно редкие издания, например: "Служебник" (1519 г.), "Апостол" (1564 г.), "Часослов" (1629 г.), "Молитвы повседневные" (1623 г.) и другие [см. О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская. "Биобиблиографический словарь русских букинистов". М., издание МГУП, 2004 г., с. 102].

    "Петровские линии - небольшой узкий проезд, соединяющий Петровку с Неглинной улицей - издавна привлекали московских книжников и удобным местоположением в центре города и просторными, хорошо приспособленными к торговым операциям помещениями. Их большие окна с зеркальными стёклами служили не только хорошими витринами, но и удачно освещали торговые залы. Определённый эффект европейской солидности производил и сам проезд, расположенный между двух длинных пятиэтажных домов, построенных в 1876-1877 годах по проекту архитекторов Б. Фрейденберга и К. Шестакова. Первые этажи этих домов действительно образуют сплошную торговую линию, наподобие соседнего Петровского пассажа (кстати построенного по проекту Б. Фрейденберга и С. Кулагина в 1902 году). Местной достопримечательностью был известный всей Москве ресторан "Ампир" (ныне "Будапешт"), сиявший зелёными и оранжевыми фонарями.

    Вот как описана эта улица в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": "Петровские линии производили впечатление петербургского уголка в Москве. Соответствие зданий по обеим сторонам проезда, лепные парадные в хорошем вкусе, книжная лавка, читальня, картографическое заведение, очень приличный табачный магазин, очень приличный ресторан, перед рестораном - газовые фонари в круглых матовых колпаках на массивных кронштейнах <...> Здесь жили серьёзные, уважающие себя и хорошо зарабатывающие люди свободных профессий" (см. Пастернак Б.Л. "Доктор Живаго". Вильнюс, 1988, с. 49-50).

    Петровские линии, наряду с Кузнецким мостом и Никольской улицей, вполне можно было назвать книжной улицей. В разное время там арендовали помещения под книжную торговлю московское издательство "Посредник", петербургское картографическое заведение А.А. Ильина, крупный букинист П.В. Шибанов, нототорговец С.И. Куликов, издатель П.П. Кончаловский; а под библиотеки - Р. Жирмунский (библиотека носила название "Петровская"), М. Либерт и В. Самойлов. Одно время находилось в доме Товарищества Петровских линий и заведение по изготовлению цинкографических клише, владельцем которого был Н. Никольский" [Леонид Юниверг. "Издательский мир Иосифа Кнебеля". Иерусалим, "Филобиблон", 1997, с. 24-26].

    "...в 1880-е годы в России всё более явственно стала проявляться тенденция к отходу от универсализации книжной торговли. Всё чаще небольшая фирма могла в конкурентной борьбе рассчитывать на успех, если сосредоточивала свои усилия на совершенствовании книготорговли в достаточно узко выбранной специальности, например, учебной, военной или медицинской литературе, книге по искусству..." [Там же, с. 27]. Л. Юниверг, как пример такой специализации, описывает работу магазина И.Н. Кнебеля (находившегося в том же проезде) в начале 90-х годов XIX века: "он [Кнебель]...сосредоточил своё внимание на работе книжного магазина, всё более и более специализируя его на продаже художественных изданий по изобразительному искусству. Он старался сосредоточить в магазине все наиболее значительные из них, подготовленные и выпущенные авторами, издателями или типографами, не имевшими собственного книготоргового аппарата. Скупая большими партиями и со значительной скидкой залежавшиеся, но превосходно отпечатанные художественные издания, Кнебель предельно снижал номинальную стоимость и, тем самым, добивался их быстрой распродажи.

    В эти же годы в магазине появился широкий ассортимент репродукций (в основном - офортов) с произведений зарубежных художников. Позже их вытеснили гелиогравюры с картин русских мастеров, изданные самим Кнебелем. Отпечатанные на листах большого формата, они использовались для украшения помещений, а потому нередко продавались в комплекте с деревянными рамами. В связи с этим Кнебель вошёл в соглашение со специальной фабрикой, изготовлявшей дубовые и багетные рамы, и обеспечивал ими не только местных, но и иногородних покупателей" [Там же, с. 30].

    Лавка Шибанова обзавелась собственным книготорговым ярлыком, а с 1885 года регулярно выпускала каталоги имевшихя в продаже книг. Этой работой преимущественно занимался сын Петра Васильевича Павел Петрович (1864 - 1935), женившийся на К.И. Силиной - дочери знаменитого московского антиквара И. Л. Силина. Павел Петрович достаточно быстро стал знатоком в области поиска и оценки редких книг (в частности старопечатных) [см. О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская. "Биобиблиографический словарь русских букинистов". М., издание МГУП, 2004 г., с. 102].

    Период приобретения Павлом Петровичем незаурядных профессиональных знаний был исключительно благодатным. "...отечественное библиофильство переживало свой наивысший расцвет. Под сильным влиянием Запада формировалось новое отношение к книге, как предмету любования, престижа и эстетического наслаждения; возникло увлечение русскими книжными редкостями, получившее особое развитие после выхода в свет работы Г.Н. Геннади "Русские книжные редкости" (Спб., 1872 г.). Начинают свою собирательскую деятельность такие выдающиеся библиофилы конца XIX - начала XX в., как историк литературы и библиограф П.А. Ефремов, московские купцы П.В. Щапов, А.П. Бахрушин, П.И. Щукин, красноярский промышленник Г.В. Юдин и другие; появляются первые русские юридически оформленные библиофильские организации и специальные периодические издания, предназначенные для собирателей" [Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Том 1. М., 2015, с. 42].

    Признание не заставило себя ждать. За первый антикварный каталог, выпущенный в 1881 году Павел Петрович (в кругу любителей книги) получил шутливое и в то же время почётное прозвище Маленький Сопик.

    В 1900 году, уже не лавка, а букинистический магазин Шибановых переезжает на Никольскую улицу в здание гостиницы "Славянский базар". Приказчиком у них работает А.М. Старицын, а в конце 90-х годов известный библиограф и коллекционер Ю.Ю. Битовт. Ассортимент книг окончательно становится одним из самых изысканных в России. Это редкие и очень ценные издания (как отечественные, так и иностранные, редкие автографы, портреты, гравюры и миниатюры". Магазин покупал как отдельные издания, так и целые библиотеки; принимал от потенциальных покупателей предварительные заказы; оказывал помощь в формировании личных и общественных библиотек; рассылал заказы по почте; доставлял книги на дом, продавал их по каталогам"...[см. О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская. "Биобиблиографический словарь русских букинистов". М., издание МГУП, 2004 г., с. 102-103].].

    "В новом (2-х этажном) здании у магазина Шибановых появились не только торговые, но ислужебные помещения. Так на первом этаже располагался торговый зал, где в многочисленных шкафах и витринах размещались книги, расставленные по тематическому признаку в соответствии с разработанной Львом Петровичем (братом Павла Петровича) классификацией отделов. Каждый отдел разбивался на несколько подотделов, в которых книги были расставлены в алфавитном порядке. Братья Шибановы полагали, что чем дробнее будут эти отделы, тем легче покупатель сможет в них разобраться и найти нужное издание. Эта тематическая расстановка книг в магазине, с успехом применявшаяся зарубежными книгопродавцами была применена П.П. Шибановым одним из первых в России. Впоследствии она получила широкое распространение и у других книгопродавцев..." "...антиквар практиковал открытый доступ к книжным полкам; для удобства покупателей в торговом зале находилась и картотека наличия, которая постоянно обновлялась" [Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Том 1. М., 2015, с. 77-78]. "П.П. Шибанов широко практиковал продажу книг в рассрочку... Для постоянных покупателей он использовал кредит. Так, например, этой привилегией неоднократно пользовался купец-старообрядец П.М. Мальцев, бывший одним из богатейших клиентов магазина..."

    "...oсобой популярностью среди постоянных клиентов магазина Шибановых пользовались оказываемые ими библиографические консультации, для чего в магазине было создано специальное Библиографическое Справочное бюро. Идея его создания принадлежала не Шибановым, а антиквару В.Ф. Фрейману, бывшему служащему магазина В.Г. Готье" [Там же, с. 60-61]. "В небольшой комнате на втором этаже магазина был устроен личный кабинет П.П. Шибанова, где по вечерам собирались известные библиофилы и коллекционеры, общаясь друг с другом на различные "книжные" темы. Так при магазине антиквара возник библиофильский клуб" [Там же, с. 78]. В общем всё сервисное обслуживание, коим гордятся в наше время крупнейшие интернет-магазины, только при отсутствии "всемирной паутины" и паутины на старинных переплётах, да ещё с наклеенным на каждую единицу товара собственным ярлыком.

    "...существовало четыре группы предприятий. К первой, наиболее значительной, относились владельцы роскошно обставленных "на европейский манер" специализированных антикварных книжных магазинов с большим штатом и товарооборотом, разнообразным тщательно подбираемым ассортиментом, специфическими формами и методами торговли (покупка и продажа антикварных книг в твёрдый счёт, на комиссионных началах, через комиссионеров, по почте, в кредит, по предварительным заказам и др.). Среди них И.Г. Мартынов, В.И. Клочков, Н.В. Соловьёв, Л.Ф. Мелин - в Петербурге, и П.П. Шибанов - в Москве" [Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Том 1. М., 2015, с. 43].

    "Общее представление о книготорговом ассортименте магазина Шибановых тех лет можно составить по одному из многочисленных рекламных объявлений: "Книжный магазин и антикварная торговля П. Шибанова. Москва. Петровка, Петровские линии. Громадный выбор редких распроданных изданий на русском и славянском языках от древнейшего времени до последнего. Рукописное собрание заключает в себе драгоценные памятники древней письменности. В настоящее время имеется особенно разнообразный отдел масонских неизданных сочинений. Литература нашей провинции. Выбор русских книг старых и новых, напечатанных вне Москвы и Петербурга" [Там же, с. 52-53]. "Для рекламы своей книготорговой фирмы П.П. Шибанов использовал широкий арсенал средств печатной рекламы, в том числе визитки, открытки, листовки, фирменные бланки, каталоги наличного ассортимента и другие. Так с именем Шибанова связано первое упоминание об использовании антикварами-книжниками в 1880-1890-е гг. открыток. С помощью этого средства рекламы антиквар рекламировал не только ассортимент своей фирмы, но и оказываемые им дополнительные услуги..." [Там же, с. 62].

    П.П. Шибанов ввёл в книготорговую практику такой вид букинистического ассортимента, как архивные документы. Он не был пионером в этом начинании, но именно благодаря его успешной работе целые архивы и отдельные документы начали широко собираться антикварами и букинистами.

    П.П. Шибановым были приобретены и сохранены для истории такие ценные архивные документы, как письма писателя А.Н. Островского [мы посоветовали бы А.Г. Лариновой в дальнейшем называть А.Н. Островского драматургом], посмертное письмо к матери декабриста К.Ф. Рылеева, автографы императрицы Елизаветы Петровны, императора Александра I и другие. В конце 1890 года, при посредничестве В.И. Клочкова, П.П. Шибанов приобрёл за 1500 рублей архив князя С.Р. Воронцова, включавший подлинные письма императора Петра I. Впоследствии архив был продан московскому коллекционеру П.И. Щукину за 1700 рублей. Однако наиболее значимым приобретением стала покупка П.П. Шибановым семейного архива Н.В. Гоголя [Там же, с. 53-54].

    "С целью формирования ассортимента магазина П.П. Шибанов так же как другие собиратели древностей, предпринимал поездки по стране "за стариной" в среднем до девяти раз в год. "Многие из книжников, именно антиквары - вспоминал петербургский букинист Ф.Г. Шилов, - ездили за покупками в провинцию и там приобретали иногда очень ценные библиотеки. Это случалось особенно тогда, когда помещики после освобождения крестьян прожили денежки, полученные за выкуп и продавали имения купцам и разночинцам, которые и не подозревали, что библиотеки стоили подчас дороже всего имения". Среди любителей подобных экспедиций был П.П. Шибанов. Из многочисленных поездок по стране он регулярно привозил редкие книги и рукописи. Так в конце 1889 года в одном из сёл Тульской губернии он приобрёл запрещённое и уничтоженное цензурой первое издание книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.) за 50 рублей.

    Современники называли П.П. Шибанова "искателем жемчуга" и считали что ему везло на покупки". Действительно, через руки антиквара прошли многие книги из дезидераты отечественных библиофилов...

    Однако наиболее ценные приобретения были сделаны П.П. Шибановым в Петербурге, куда на протяжении многих лет ездили он и члены его семьи" [Там же, с. 56-57].

    "Через руки Павла Петровича прошли библиотеки археолога Н.М. Постникова, профессора П.А. Бессонова, московского купца-собирателя А.И. Шувалова, юриста Д.Н. Попова, суконного фабриканта Н.И. Носова, коллекционера М.В. Остроградского, графа Д.Н. Толстого-Знаменского и др. [см. О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская. "Биобиблиографический словарь русских букинистов". М., издание МГУП, 2004 г., с. 103],

    "...П.П. Шибанова хорошо знали и ценили за границей, где долгое время с его именем связывали всю антикварную книжную торговлю в России. За границей моё имя было уже известно, и когда я приезжал во Франкфурт на Майне к Бэру, или в Лейпциг к Гирземану, меня чествовали как представителя старейшего русского антикварного предприятия", - вспоминал П.П. Шибанов". Примечательно, что лишь на рубеже XIX - XX вв. отечественные антиквары постепенно стали осваивать европейский антикварный рынок. Некоторые из них, как, например, Н.В. Соловьёв, знали несколько европейских языков, выписывали из-за границы книги, рукописи и гравюры, нередко сами совершали деловые поездки за рубеж с целью изучения организации местной антикварной книжной торговли, участвовали в распродажах частных коллекций" [Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Том 1. М., 2015, с. 72-73].

    В 1881 - 1916 гг. магазином было выпущено 168 каталогов, в составлении которых принимали участие брат Павла Петровича Лев Петрович (1868-1908) и А.М. Старицин" [см. О.Л. Тараканова, Н.Г. Каменская. "Биобиблиографический словарь русских букинистов". М., издание МГУП, 2004 г., с. 103].

    "Когда он (Лев Петрович) описывал книги, это было священнодействие, он весь уходил с головой; его окружала целая куча всевозможных справочников... у него был целый арсенал вырезок из прочитанных мемуаров, книг по истории литературы", вспоминал позднее П.П. Шибанов". ...Внезапная кончина Льва Петровича в 1908 году не могла не сказаться на ...выпуске каталогов наличного ассортимента" [Л.Г. Ларионова. "П.П. Шибанов (1864-1935) - деятель отечественной книжной культуры". Том 1. М., 2015, с. 91-92].

    "...подавляющее большинство каталогов (выпущенных другими книготорговыми фирмами) не отличалось высоким уровнем подготовки - описание книг не было единообразным, часто в каталогах приводились лишь краткие заголовки, фамилии анонимных авторов не раскрывались, отсутствовали сведения о формате, количестве страниц, иллюстраций и способе их исполнения. Указывать на состояние продаваемого экземпляра было не принято, ремарки к библиографическому описанию книг были стереотипными. Впоследствии П.П. Шибанов отмечал: "О ремарках и говорить не приходится - они были трафаретно - стереотипны: редка, очень редка и т.д., или выписывалась длинная цитата из излюбленных ими библиографических справочников. Пример Запада, где в то время, особенно в Германии, каталоги снабжались обстоятельными библиографическими описаниями предлагаемого издания, не заразил никого". ...Его же антикварные каталоги, сделанные по примеру каталогов западных фирм, снискали особую известность у современников: "Издавались они весьма тщательно и изящно, соревнуясь с каталогами европейских фирм". Благодаря этим каталогам Шибанов приобрёл широкую известность" [Там же, с. 89-91].

    "В оформлении большинства шибановских каталогов использовалась одна и та же иллюстрированная обложка, в отличие, например, от каталогов В.И. Клочкова. Здесь помещались порядковый номер каталога и его название или фамилия библиофила, у которого была приобретена предназначенная к продаже библиотека, а также сведения рекламного характера, в том числе о специализации магазина, его местоположении, ассортименте, видах оказываемых услуг и другие. В тексте и на отдельных листах помещались цинкографические снимки с переплётов, обложек различных изданий, иллюстраций из книг, описанных в каталогах.

    ...Каталоги "Антикварной книжной торговли П. Шибанова" издавались форматом 8* и 12* (долю листа). Тираж их ...не был постоянным и варьировался в зависимости от желания книгопродавца от 1000 до 3000 экз. Часть тиража (25 экземпляров) предназначалась специально для именитых коллекционеров и печаталась на плотной цветной бумаге: синей, оранжевой, жёлтой. Исключением стал выпуск № 13 "Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с оснований типографий до новейшего времени" (1887 г.), особые экземпляры которого были напечатаны на разноцветной бумаге, то есть каждый его лист имел свой цвет, за что у современников они получили название "радужные". Такие экземпляры оказались долговечными, так как сберегались их владельцами тщательнее. Известно, что некоторые библиофилы даже сшивали их в отдельные тома и "одевали" в индивидуальный владельческий переплёт.

    Начиная с каталога № 61 "Новиковские издания и книги, напечатанные в типографии Н.И. Новикова (1894 г.) подносные экземпляры шибановских каталогов печатались на белой веленевой бумаге. Для обычной части тиража использовалась так называемая книжная бумага.

    Известно, что лишь однажды П.П. Шибанов распорядился увеличить тираж подносных экземпляров до 100, когда в 1899 году выпустил первый русский каталог, специально посвящённый автографам (№ 95 "Ценные книги и автографы замечательных лиц") [Там же, с. 97-98].

    "Последние в дореволюционный период покупки крупных библиотек были сделаны П.П. Шибановым незадолго до Октябрьского переворота 1917 года. Он приобрёл книжные собрания издателя В.И. Яковлева (1847 - 1916) и библиографа Д.Ф. Кобеко (1837 - 1918), заплатив за них 260 тысяч рублей, однако не успел реализовать и половины купленных книг до национализации его магазина в 1918 году" [Там же, с. 86-87].

    

    Продолжение следует.

    

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика