Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г.



Русский павильон на выставке в Лейпциге




Титульный лист каталога Тов. А.А. Левенсон




Страница из каталога Тов. А.А. Левенсон

    "Международная выставка печатного дела и графики [Buchgewerbe und Graphik; сокращённо "Bugra"] была организована Союзом немецких книгоиздателей в связи с празднованием 150-летия Лейпцигской Королевской Академии графических искусств и печатного дела. Согласно предложенной программе выставка должна была состоять из 16 тематических кмплексов: 1) Свободная графика; 2) Прикладная графика; 3) Преподавание печатного дела; 4) Бумажное производство; 5) Бумажная выделка и письменные принадлежности; 6) Производство красок; 7) Фотография; 8) Репродукционная техника; 9) Гравирование шрифтов, словолитное дело и причастные к ним промыслы, стереотипия и гальванопластика; 10) Способы печатания; 11) Переплётное дело; 12) Издательская, ассортиментная и комиссионная книжная торговля; 13) Печать, уведомительное и публикационное дело, реклама; 14) Библиотечное дело, библиография, библиофилия и коллекионное дело; 15) Машины, аппараты, материалы и орудия печатного дела; 16) Благотворительные учреждения" (см. сноску 1) [Леонид Юниверг. "Издательский мир Иосифа Кнебеля". Иерусалим, "Филобиблон", 1997, с. 174].

    "...Следует заметить, что хотя "Бугра" официально считалась "международной" выставкой, а в печати нередко называлась даже "всемирной" (всего на выставке было 80 павильонов ), её правильнее считать "европейской", поскольку единственной неевропейской страной, принявшей участие в выставке, была Япония" [Там же, с. 179].

    "...3 октября 1913 года Совет министров принял решение об участии России в выставке и об ассигновании 125000 рублей на устройство русского отдела. ...К сожалению, решение Совета министров об участии России в Лейпцигской выставке не могло вступить в силу без "высочайшего" утверждения, а оно последовало лиишь 22 февраля 1914 года, то есть всего за два месяца до её открытия. Только тогда был назначен генеральный комиссар Русского отдела. Им стал начальник Главного управления по делам печати, сенатор Алексей Валерианович Бельгард, по характеристике одного из современников, - "подлинный европеец и либерал". Под его руководством началась практическая работа по собиранию экспонатов и строительству русского павильона" [Там же, с. 176-177].

    "Русский павильон Лейпцигской выставки, построенный всего за полтора месяца, был торжественно открыт 14 мая 1914 года, когда большинство экспозиций других стран уже давно принимали посетителей. Расположенный неподалёку от одного из входов, он сразу же привлекал к себе внимание необычной архитектурой. Построенный по проекту академика В.А. Покровского - представителя русского стиля в архитектуре, двухэтажный павильон напоминал своими яркими красками, орнаментикой и витыми решётками на узких окнах, старинный московский терем: его даже сравнивали с Грановитой палатой. И всё же некоторые находили в нём что-то театральное.

    Нижний этаж павильона был отведён под так называемый "Исторический отдел", дававший наглядное представление о развитии книгопечатания в России до 1860 года. Причём со столь полно и хорошо подобранной коллекцией русских книжных памятников Европа знакомилась впервые. Здесь можно было увидеть факсимильные воспроизведения древнерусских рукописных книг, в том числе "Изборника Святослава" (1037 г.) и "Архангельского Евангелия" (1092 г.); главнейшие издания первопечатника Ивана Фёдорова, включая знаменитую "Острожскую Библию" (1580-1581 гг.); первые русские книги гражданской печати; наиболее художественно совершенные издания XVIII века; самую маленькую русскую книгу XIX века - "Басни" И.А. Крылова (1855 г.) и многое другое.

    По стенам в исторической последовательности были развешаны более 100 образцов художественных произведений русских миниатюристов, граверов и литографов, а также воспроизведения оригинальных заглавных букв из рукописей XI - XIV вв. Фоном для этой части экспозиции служили декоративные панно, посвящённые началу книгопечатания в Москве, на Украине и в Петербурге, удачно дополненные копией скульптуры Ивана Фёдорова работы С.М. Волнухина и макетом печатного станка середины XVII века. На первом этаже располагался также отдел библиографии и

собирательства, демонстрировавший около 50 российских изданий, среди которых особенно выделялись замечательные альбомы и книги Д.А. Ровинского, посвящённые русскому лубку и гравюре.

    Верхний этаж павильона, отведённый под "Современный отдел", включая экспозиции, знакомившие, в основном, с иллюстрированными изданиями, с оригиналами книжной графики известных художников книги, с небольшими выставками театрально-рекламной графики и художественной фотографии, а также с подборкой современных отечественных журналов по искусству. При подготовке этих разделов, по мысли устроителей, преследовалась цель показать, что "русское художественное творчество получило в современном книгоиздательстве широкое применение, и книги, выпускаемые ныне наиболее просвещёнными из наших издателей и типографов, отличаются особым вкусом, изысканностью и своеобразностью", что "со стороны технического исполнения русская изящная книга за последнее время несомненно прогрессирует", наконец, что "все без исключения способы художественного воспроизведения, применяемые за границей, имеют и у нас своих хороших, а отчасти и отличных исполнителей, не уступающих по качеству своих работ заграничному производству" (см. сноску 2) [Там же, с. 180-181].

    Отбор книг для "Современного отдела" сделал один из комиссаров русской части выставки, известный знаток и собиратель гравюр И.И. Леман, а устроителем экспозиции оригиналов книжной графики был видный художественный критик, редактор-издатель журнала "Аполлон" С.К. Маковский. Выставленные издания давали яркое и достаточно полное представление о расцвете книжного искусства в России. "Диву даёшься, видя массу книг, собранных в одно место, из которых одна спорит с другой своим внутренним или наружным убранством, - делился своими впечатлениями о выставке И.Д. Галактионов. - Глаз не может налюбоваться теми прелестными и оригинальными иллюстрациями, заставками и концовками, которые в последние годы украшают нашу книгу" (см. сноску 3). Это были издания, выпущенные Экспедицией заготовления государственных бумаг, Товариществом Р. Голике и А. Вильборг. Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон, типографиями А.И. Мамонтова и В.С. Кульженко, издательствами "Общины св. Евгении, "Скорпионом", "Шиповником", "Кружком любителей русских изящных изданий" и др. Всего в экспозиции были представлены книги и альбомы 54-х фирм, выпущенных ими в 1882-1914 гг.

    Среди представленных книг можно было увидеть "Азбуку в картинах" А.Н. Бенуа (1904), "1812-й год в баснях Крылова" с иллюстрациями Г.И. Нарбута (1912), "Казначейшу" М.Ю. Лермонтова с иллюстрациями М.В. Добужинского (1913), "Горе от ума" А.С. Грибоедова с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1913) и др. Здесь же находились роскошные подарочные издания, посвящённые царскому дому: "Коронационный сборник" (1899), 4-томная "Великокняжеская, царская и императорская охота" Н. Кутепова (1902-1912), "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) и др. Всего в разделе "Современная иллюстрированная книга" было представлено 214 художественных изданий; при этом тридцать одно из них - принадлежало И.Н. Кнебелю.

    На выставке широко экспонировались детские книги "Подарочной серии" [выпускавшейся издательством Кнебеля], среди которых были все двенадцать нарбутовских книжек, три книжки с иллюстрациями Д. Митрохина ("Басни" И. Хемницера, "Жизнь Альмансора" и "Корабль-призрак" В. Гауфа), три книжки Е. Поленовой, две - с иллюстрациями Н. Ульянова, а также ряд детских книжек, оформленных и иллюстрированных А. Глаголевой, Р.О. Коннель, М. Лебедевой и М. Чемберс - всего 27 изданий. Из книг по изобразительному искусству в экспозицию были включены первый выпуск "Истории русского искусства" и три монографии из серии "Русские художники" - о М. Врубеле, И. Левитане и В. Серове.

    В целом русский отдел Лейпцигской выставки произвёл на посетителей достаточно благоприятное впечатление. По свидетельству современников русские книги, как старая, так и новая, "поражала своей неожиданной для иностранцев красотой" (см. сноску 4).

    "...организаторы экспозиции сумели в короткое время подготовить и выпустить в свет (хотя и не к открытию) каталог русской части выставки, прекрасно отпечатанный в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг и со вкусом оформленный Г.И. Нарбутом. Каталог включал не только описания всех экспонатов, но и краткие очерки о целях и содержании каждого раздела экспозиции. Помимо каталога, был издан на немецком языке альбом "Der modern Buchschmuck in Russland" ("Современное оформление книги в России"), составителем, редактором и автором вступительной статьи к которому стал С.К. Маковский, а автором монографического очерка - известный искусствовед и художник Н.Э. Радлов. Это издание, преврсходно оформленное Г.И. Нарбутом и С.В. Чехониным, было великолепно отпечатано в типографии Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Альбом получился настолько удачным, что через два года, с некоторыми дополнениями он был переиздан уже на русском языке. Примечательно, что немало страниц обоих изданий было отведено под репродукции графических композиций из кнебелевских изданий [Там же, с. 181-186].

    

    

    В декабре 2005 году, представленный на Выставке антикварной книги в Москве, "Каталог русского отдела Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге (изданный в 1914 году в С-Петербурге, Комиссариатом русского отдела, 269 с., 1 лист (портрет), 1 лист (рисунок), тираж: 3000 экз., формат: 8*, в очень хорошем состоянии)

    оценивался в 2500 долларов США.

    

    В сентябре 2006 года, на одном из московских аукционов каталог "Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон на выставке печатного дела и графики в Лейпциге 1914 в года. Каталог представленных на выставке изданий". Москва, Скоропечатня товарищества Левенсон, 1914, 55 с., формат: 18,5 х 13,5 см. В издательской "художественной" обложке. На последнем форзаце наклеена хромолитографмческая марка с изображением русского павильона на выставке.

    оценивался в 430 долларов США.

    
Международная книжная выставка во Флоренции 1922 года.

    

    Знаменательный период истории советской книги отражен в "Каталоге русского отдела международной книжной выставки во Флоренции в 1922 году" (Госиздат, Москва - Петроград, 1923 г.). Выставка во Флоренции была первой международной выставкой книги после мировой войны 1914 - 1918 годов.

    Как известно, в то время правительства крупнейших буржуазных государств ещё официально не признали Республику Советов, однако они уже вынуждены были вступить с ней в переговоры на Генуэзской конференции. Организаторы выставки, итальянские книгоиздатели, пригласили Советскую Россию...

    (Цит. по:) Интернет

https://dlib.eastview.com/browse/doc/12204070

    

    

    

    Каталог русского отдела

    Международной книжной выставки

    во Флоренции в 1922 году.

    Москва - Петроград,

    Государственное издательство, 1923 г.,

    XXXIV, 321 [2] с., 6 л. илл.

    Указатели авторов книг и

    статей, с. 295-321,

    тираж: 500 экз.

    

    

    Уже 23 сентября 1921 года Совет Труда и Обороны Республики постановил допустить аренду частными лицами государственных и муниципализированных типографий. Ещё большее практическое значение имело постановление Совета Народных Комиссаров от 12 декабря 1921 года о частных издательствах. Основное в этом постановлении состояло в том, что деятельность частных издательств, начиная с разрешения на организацию их и кончая условиями реализации их продукции, ставилась в зависимость от Госиздата. Однако содержание своей работы, профиль, даже установление цены на издаваемые книги определяли сами частные издательства.

    Из "Истории советского библиофильства", стр. 17. (Цит. по:) Интернет

https://mir-knig.com/read_227981-17

    

    Некоторое представление о деятельности различных советских издательств начала 20-х годов в области публикации поэзии и художественной, научной и политической книги даёт каталог русского отдела Международной книжной выставки во Флоренции в 1922 году.

    Здесь перечислены экспонаты Госиздата (Москва и петроградское отделение), издательства "Всемирная литература" (Петроград), Петроградской государственной филармонии, издательств "Алконост", "Кружка поэтов имени К. М. Фофанова" и других, из которых выделялись издания библиофильского интереса - издательств "Петрополис", "Среди коллекционеров", М. и С. Сабашниковых, "Academia". Всего в каталоге русского отдела Флорентийской выставки 1922 года перечислено около 1400 книг, 135 журналов, около 300 периодических изданий, 57 плакатов, свыше 200 рисунков и гравюр и т. д. Особый интерес представляет перечень 112 газет и журналов, напечатанных в 1919–1920 гг. на суррогатах бумаги.

    ...Из художественных издательств, упомянутых в каталоге русского отдела Флорентийской книжной выставки, наиболее заметный след в истории книги и библиофильства оставили издательства "Аквилон", "Петрополис" (изданиями "Об экслибрисах), "Светозар" и - особенно - "Комитет популяризации художественных изданий".

    Комитет популяризации художественных изданий возник в 1920 году на основе существовавшего ранее (с 1896 года) издательства "Общины святой Евгении", выпускавшего сначала художественные почтовые карточки, а затем, с 1899 года, и книги. Со времени реорганизации и до своей ликвидации в 1929 году Комитет издал около 40 книг и альбомов, каждый из которых немедленно становился библиографической редкостью. Еще большей редкостью сделалась сразу после выхода в свет книга неизменного руководителя издательства "Общины св. Евгении" - Комитета популяризации художественных изданий И. М. Степанова "За тридцать лет. 1896 - 1926". (Ленинград, 1928, 57 с.), выпущенная в количестве 300 нумерованных экземпляров, в обложке работы Л. С. Хижинского с заставками и концовками работы А. П. Остроумовой-Лебедевой, Д. И. Митрохина и Л. С. Хижинского.

    Там же.

    

    ...Каталоги, изданные к Международной книжной выставке во Флоренции на русском и итальянском языках (этот последний каталог в России не распространялся и считается "книжной редкостью") - в особенности русский, - представляют большой интерес.

    Там же.

    
Каталоги, изданные к Международной книжной выставке во Флоренции.

    

    "Международная книжная выставка. Флоренция 1922. Русский отдел. Каталог русского отдела Международной книжной выставки во Флоренции в 1922 году".

Москва - Петроград, Государственное издательство, 1923, XXXIV, 321 с., 6 л. илл. (Указатели авторов книг и статей, переводчиков, редакторов, художников, типографий на стр. 295-322), тираж: 500 экз.

    

    

    
Первая Всероссийская выставка печатного дела. Петербург 1895 год.

    

    Первая Всероссийская выставка печатного дела разместилась в помещениях Императорского Русского технического общества в Соляном городке. Она проходила под покровительством Великого князя Константина Константиновича, который, как известно, сам писал стихи и публиковал их под псевдонимом К.К. Выставка собрала более 400 участников со всех уголков империи. Обширная экспозиция была разделена на 12 тематических отделов: история книгопечатания, издательское дело, граверное и словолитное дело, писчебумажное производство, машины, краски, принадлежности тиснения, типографии, литография и металлография, гелиография, переплетное дело, специальные школы и техническая литература и, наконец, художественный отдел. В смотре приняли участие не только частные фирмы, но и многие государственные учреждения и типографии, научные общества, высшие учебные заведения и общественные организации. Вне конкурса участвовали экспоненты из Австрии, Германии, Дании, Франции и Швейцарии.

    Самой обширной и популярной стала экспозиция издательского отдела. Здесь были представлены книги таких известных издателей, как А.С. Суворин, И.Д. Сытин, А.Ф. Маркс, Г.Д. Гоппе и другие. Особый интерес представляла коллекция всех русских периодических изданий, выходивших в свет к 1895 году, насчитывающая более пятисот наименований.

    Ю.А. Никитин (проф. ПГУПС) «Первая Всероссийская выставка печатного дела в Петербурге» (Цит. по:) Интернет

http://www.allexpo.ru/section/277.html

    

    

    

    

    

    

    

    Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых демонстрировало различные книги с выпуклым шрифтом, рельефные географические карты, планы городов и приборы для выпуклого печатания. Императорское Общество любителей древней письменности представило уникальную коллекцию старопечатных книг и собственные издания. Типография Академии наук помимо различных книг на русском и иностранных языках демонстрировало "Отче наш" на 357 языках. Сенатская типография, учрежденная Петром I в 1721 году, экспонировала первый станок для печатания изданий на иностранных языках. Императорская Академия художеств выставила различные издания памятников древнерусского зодчества. Издательство П.П. Сойкина показало типографские машины в действии. Здесь печатались 14 периодических изданий, в том числе такие популярные журналы, как "Природа и люди", "Звезда" и другие.

    В смотре участвовало много фирм, выпускающих бумагу, краски, различное полиграфическое оборудование. Среди них надо назвать завод Людвига Нобеля, экспонировавший горизонтальный керосиновый двигатель в 12 лошадиных сил.

    Самым неожиданным участником этого смотра стала Санкт-Петербургская одиночная тюрьма, выставившая образцы шрифтов.

   Большим успехом у посетителей пользовался специальный художественный отдел, где были представлены графические работы таких известных архитекторов и художников, как Гартман, Ропет, Шарлеман, Архипов, Васнецов, Витберг, Гоппе, Матэ, Маковский, Репин, Самокиш, Шишкин и другие.

    Всероссийская выставка печатного дела в Соляном городке стала значительным событием в культурной жизни столицы. Она была открыта в течение четырех месяцев и пользовалась большим успехом у петербургской публики и гостей нашего города.

    Там же.

    

    См. "Всероссийская выставка печатного дела, 1-я. Петербург, 1895. Каталог Исторического отдела. 19 февраля - 15 июня 1895 г."

    Спб., 1895, 55 с., высота блока 28 см.

    

    
Выставка произведений печати, вышедший в 1910 году.

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    
Всероссийская выставка в Киеве (1913 год).

    

    29 мая 1913 года в Киеве открылась Всероссийская фабрично-заводская, торгово-промышленная, сельскохозяйственная и научно-художественная выставка.

    Она заняла территорию 28 га вокруг Черепановой горы, земель военно-инженерного ведомства и Троицкой площади.

    (Цит. по:) Интернет

https://violity.com/ru/new/2876-promyshlennaya-vystavka-v-kieve-1913-goda-podborka-fotografij

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    "Всероссийская выставка в Киеве 1913 года. Каталог отдела печатного и писчебумажного дела".

    Киев, типография Художественно-ремесленной мастерской - Школы Печатного Дела.

    1913, 1 л - титульный (с оборотом), 1 с. - ненумерованная (два цвета: "чёрный" и "светло-коричневый", текст в рамке), 5-31 с., 1 с. - пустая, 1 л. - фото (мастерская), 33-72 с. (с заставками и украшениями), формат - "увеличенный". Каталог напечатан на плотной бумаге Фабрики черпальных тряпичных бумаг "Домбровица".

В издательской обложке "серого" цвета с текстом и украшениями (цвета - "чёрный" и "красный").

    
Выставка "Государственное издательство (1920 - 1924 гг.)"

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    

    

    

    

    

    

    Цитата...

    Продолжение...

    Источник...

[Далее... с указ. cтр.]

    

    




1. Гренц Г.Л. Международная выставка графических искусств в Лейпциге в 1914 г. Пг., 1915, с. 2.

2. Международная выставка... Каталог рус. отдела. Спб., 1914, с. 168.

3. Галактионов И.Д. Международная выставка графики и печатного дела. Пг., 1914, с. 3.

4. Цит. по ст.: Лазурский В.В. Русская книга // "Творчество", 1977, № 2, с. 11

 



Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика